Унесший жизни нескольких человек взрыв на заводе имени Свердлова в Дзержинске это трагедия. Но, как в свое время сказал нарком железных дорог товарищ Каганович, «у каждой аварии есть фамилия, имя и отчество». Очевидно, что есть конкретные виновные и в этой ситуации.
Дело в том, что, к глубокому сожалению, подобные происшествия в оборонке сегодня не случайны. Да, аварии были и в советские времена, и достаточно серьезные. Но если тогда они носили характер случайности, то сейчас это определенная закономерность.
В пятницу мы узнали о взрыве в Дзержинске. Позавчера обнаруживается, что чрезвычайную ситуацию на МКС вызвала просверленная не в том месте дырка. И таких случаев становится все больше и больше.
Все это связано с той разрухой, которая сегодня наблюдается не только в оборонке, но и в промышленности в целом. Я надеюсь, никто не будет отрицать, что за последние 25 лет была успешно осуществлена единственная реформа в экономике, а именно деиндустриализация России. Тысячи и тысячи предприятий были закрыты за это время.
Невозможно закрыть тысячи предприятий, а на оставшихся обеспечить необходимый технологический процесс.
Кроме того, в оборонной отрасли есть проблема кадров. Сегодня молодежь хочет быть всякими офисными менеджерами, банкирами и так далее, ездить на «мерседесах», отдыхать на Канарах, иметь недвижимость в Лондоне. А те, кто хочет быть обычным слесарем, токарем, наладчиком – их меньшинство.
Практически ликвидирована – параллельно с деиндустриализацией – система профессионально-технического обучения молодежи. И сегодня с производства уходит поколение шестидесятилетних, ставших мастерами своего дела еще в советские времена. А ведь недостаточно одного образования, необходимо еще и набрать опыт. И эти люди уходят.
В 90-е и 2000-е притока кадров на заводы фактически не было. Сейчас вроде бы есть некоторое оживление, вкладываются деньги в возрождение промышленности, но процесс деградации набрал уже такую скорость, что приобрел, похоже, необратимый характер. У нас одно-два поколения специалистов и грамотных рабочих просто исчезло.
Говорят, что сейчас молодежь снова пошла на завод – дай Бог, чтобы так и было. Но мы видим разрыв, когда есть старики и есть молодые, отсутствует золотой фонд любой промышленности – работники лет сорока.
Случившееся в Дзержинске это трагедия. Очень жалко людей, я искренне выражаю соболезнования их родным и близким. Но, к сожалению, такие происшествия запрограммированы. Процессы, происходившие в последние двадцать пять лет в промышленности, и являются причиной таких аварий.
Сохранение Россией позиции одного из крупнейших мировых поставщиков оружия имеет в своей основе созданный еще в советское время задел. Ведь как бы кто ни надувал щеки, говоря, что Россия выпускает современные виды оружия, на 90 процентов это советские разработки, реализованные в последние годы.
Проблема вся в том, что, учитывая нынешнее состояние оборонной промышленности, мы в состоянии выпускать сотни образцов боевой техники – танков, самолетов и так далее на мировой рынок. Это достаточно выгодный бизнес для получения валюты. Но нам нужны тысячи образцов!
Наши заводы их выпускать не в состоянии из-за нехватки не только профессиональных кадров, но и отсутствия комплектующих. За последнее время 80 процентов всех электронных комплектующих нашей боевой техники импортные. И переломить эту тенденцию не удается.
Поэтому можно надувать щеки и заявлять, что мы производим самое лучшее в мире оружие, но я хочу напомнить, что лет десять назад вице-премьер правительства, отвечающий за оборонный комплекс, Юрий Борисов заявил, что нам не нужны истребители пятого поколения, у нас есть неплохие истребители четвертого поколения, поэтому государство закажет только двенадцать самолетов Су-57. Зачем тогда мы вкладывали миллиарды долларов в разработку этой машины, если выясняется, что она нам не нужна?
По поводу танка «Армата» тот же вице-премьер заявляет, что он слишком дорог для нас, поэтому мы будем производить модернизацию танка Т-72. Если дальше идти по этому пути, то у нас есть достаточно танков Т-34 на памятниках в честь Великой Отечественной войны – может, снять их с пьедесталов, направить на заводы и провести модернизацию, рассчитывая, что они смогут противостоять американским «абрамсам». Опять же, зачем было вкладывать деньги в разработку «Арматы»?
Все это показатель того, что наша промышленность не в состоянии производить современную боевую технику в массовом порядке.
Судостроительная программа у нас тоже почти свернута. За последние 25 лет мы не построили ни одного крупного надводного корабля океанской зоны. Можно, конечно, хвастаться малыми ракетными кораблями, на которых стоят по восемь крылатых ракет «Калибр». Но для того, чтобы отстаивать свои интересы в Сирии, да и по всему миру, нам нужен мощный океанский, подчеркиваю, военно-морской флот.
Мы же можем строить корабли только ближней морской зоны, то есть, по сути, для каботажного плавания вдоль наших берегов. Ведь это ж надо додуматься, чтобы малые ракетные корабли, которые должны плавать только вдоль берегов или по внутренним водам, гнать в Средиземное море для демонстрации там нашей военной мощи.
Поэтому все разговоры о том, что у нас лучшее в мире вооружение – это только пиар. К горькому сожалению, сегодня мы противостоять странам НАТО не в состоянии. Единственная надежда – на ракетный ядерный щит. Это последняя гарантия нашей независимости и суверенитета. По обычным же вооружениям мы уступаем Западу, не имея возможности обеспечить войска современной боевой техникой и вооружениями.