






Игры на футбольных триллионах страны
Тема, которая остается
актуальной
Я абсолютно согласен с тем, что
решения по бюджетным вопросам принимаются у нас совершенно непрозрачно,
закрыто, келейно. Хотя президент и говорит о том, что нужно выпускать
специальные брошюрки для населения о бюджете и бюджетном процессе, но при этом
серьезнейшие решения о выделении огромных бюджетных средств принимаются
непосредственно в московском Кремле. А регионы узнают об этом, по сути, из
средств массовой информации.
При этом в течение нескольких
дней информация о том или ином процессе или явлении может быть противоречивой и
даже абсолютно противоположной. Сначала говорят, что денег не дают, спустя
несколько дней говорят, что все-таки денег дали — но нет никакой гарантии, что
в какой-то момент не появится третья информация: что, мол, дали — но не туда.
Или не на то, что обещали. Или не тому. Или никому.
Поэтому то, что озвучивал
недавно Владимир Буланов, остается актуальным. Тема эта никуда не уходит. И
тема эта не зависит от того, из какого кармана у нас будут вынимать деньги на
строительство объектов к чемпионату мира по футболу — из регионального или из
федерального.
Все равно речь идет о нашем
общем государственном бюджете, все равно это все средства, которые собираются в
виде налогов с физических лиц и с предприятий.
И эти средства не должны — и это
точка зрения нашей фракции Коммунистической партии России в Законодательном
собрании Нижегородской области в целом — не должны распределяться в интересах
каких-либо лиц, каких-либо компаний, а не в интересах общества в целом, нашего
региона в целом.
Здесь нужно понять: что является
приоритетом?
Приоритетом является развитие
региона, умножение его потенциала, открытие новых перспектив перед областью в
связи с проведением того или иного мероприятия на ее территории или строительством
того или иного крупного объекта. А процветание тех или иных чиновников или тех
или иных подрядчиков — это производная в данной ситуации совершенно не важная.
Поэтому конкурсы должны
проводиться открыто. Конкурсы должны проводиться в соответствии с законом.
Получать право на проектирование или строительство тех или иных объектов в
связи с тем же футбольным чемпионатом мира должны организации, которые уже
зарекомендовали себя в этой сфере деятельности. Организации, которые имеют
соответствующий опыт, которые имеют профессиональные кадры для реализации этой
задачи, которые обладают техническим ресурсом для этого.
И при этом — это должны быть,
конечно, те компании, которые никогда ранее не срывали каких-либо обязательств
такого же рода.
Слишком дорогая цена
Но, к сожалению, мы очень часто
сталкиваемся — и в России в целом, и в нижегородском регионе — с такой
ситуацией, когда подряды на строительство крупных объектов и реализацию крупных
проектов получают компании, которые не справляются со своими обязанностями,
которые не имеют опыта — но выигрывают конкурсы.
Вспомним хотя бы историю с
Сергачским физкультурно-оздоровительным комплексом 2006-2007 годов.
Московская компания сначала
заявила одну цену на конкурсе. После того, как этот конкурс выиграла — увеличила
сумму стоимости строительства в два раза. А потом сорвала сроки и пропала «с
концами». И до сих пор ведется ее розыск.
Мы, к сожалению, уже имеем такие
плохие, негативные примеры. И нам необходимо избежать для себя повторения
подобных ситуаций в будущем. Мы несем ответственность за средства
налогоплательщиков, которые идут на все эти многомиллиардные и даже я бы сказал
— триллионные расходы.
Для области это — слишком
дорогая цена.
Поэтому контроль за
расходованием бюджетных средств при реализации столь крупных проектов — это
главное, чем должны заниматься и депутаты различного уровня, и общественность,
и правительство области.
Решения центра, не всегда
понятные регионам
Что касается того, что же оказало
решающее воздействие на решение о выделении Нижегородской области федеральных
средств на строительство объектов к чемпионату мира по футболу, то я все-таки
склоняюсь к тому, что Федерация принимает такие решения самостоятельно. И для
региона даже не всегда понятно, почему было принято то или иное решение.
Хорошо, что в данном случае
решение, вынесенное в столичном Кремле, совпало с ожиданиями в правительстве
Нижегородской области или в регионе в целом. Но могло быть иначе.
И министр финансов федерального
правительства Силуанов недвусмысленно заявлял, что, в частности, на метро
Нижний Новгород и Санкт-Петербург средств не получат — деньги нужно тратить на
безопасность проведения столь масштабного международного мероприятия, как
чемпионат мира по футболу.
Это говорил федеральный министр.
Это не просто какая-то второстепенная фигура в правительстве Российской
Федерации, а министр финансов.
Но, видимо, в федеральном
правительстве тоже существует множество различных течений и существуют разные
группировки, которые между собой не очень хорошо взаимодействуют, не очень
хорошо понимают друг друга и ладят друг с другом.
Мы с вами понимаем, что сегодня
представляет собой российское правительство: это кафтан, который сшит из разных
лоскутков. И непонятно в целом, что в целом собой представляет это
произведение: получается такая пестрая картина, где рядом сидят люди,
во-первых, с совершенно противоположными взглядами, а во-вторых, — при этом все
они ориентированы все-таки на некую либеральную составляющую, некий «курс
Гайдара», я бы сказал.
Имидж — ничто?
В этой ситуации, в этой
обстановке действительно трудно представить себе, что завтра придет в голову
кому-то из наших руководителей в стране. И трудно быть уверенным, что обещанные
нижегородскому региону деньги завтра куда-то не уйдут.
Но это — объективная ситуация. С
ней мы вряд ли что-то можем сделать.
Остается надеяться, что
заявленные средства появятся в нашем региональном бюджете и мы их будем
использовать, – и надеяться, что мы будем использовать их эффективно.
Хотя по-прежнему я лично глубоко
убежден, что ради такого имиджевого проекта как чемпионат мира по футболу,
проекта двухнедельного, на территории Нижнего Новгорода ломать, менять схему
модернизации городской инфраструктуры было бы неверно.
К сожалению, теперь мы понимаем,
что, скажем, строительство метро в Нагорной части города — это дело уже даже не
ближайшего десятилетия. Хотя казалось, что с открытием новой станции метро,
«Горьковской», в этом направлении все может, наконец, измениться.
И другие моменты придется теперь
отложить. Поскольку выделяемые средства имеют исключительно целевое назначение
и будут использованы только для создания инфраструктуры для проведения в Нижнем
Новгороде игр футбольного чемпионата мира.
Комплексное решение проблем и
выстраивание приоритетов
Есть точка зрения, что нужно во
что бы то ни стало браться за большие проекты, потому что именно это и служит
залогом развития. А браться за проекты средней руки — это дорога, ведущая к
стагнации.
Есть и другая точка зрения: что
нужно жить по средствам. И развитие не должно быть однобоким, составляя планы и
прогнозы развития нужно учитывать, что в регионе масса проблем, которые также
следует решать.
Последнее утверждение кажется
мне абсолютно верным.
Потому что задача региональной
власти — и исполнительной, и законодательной — заключается в создании
комфортных условий существования и перспективы для развития всех слоев общества
и для всех частей данного региона — всех групп населения и всех территориальных
частей.
Мы, конечно, можем, оголив
полностью социальную сферу, село, культуру, другие отрасли нашего областного
хозяйства переправить все средства, аккумулировать их в строительство объектов
для проведения чемпионата мира по футболу. Но делать этого ни в коем случае
нельзя.
Можно было бы поступить точно
так же — и построить, наконец, метро в Нижнем Новгороде, но при этом абсолютно
забыть о газификации села, решении проблемы питьевой воды, строительства
сельских дорог.
Но это же будет абсолютно
ненормальным, нехозяйственным подходом. Ни один руководитель предприятия, ни
один руководитель компании не станет ради демонстрации какого-то нового
оборудования ломать завод в целом. Это же будет глупостью.
Здесь важна комплексность
решения. Здесь важен комплексный подход и важна система приоритетов. Я всегда
говорил о том, что два подхода должны быть глобальными: комплексное решение
проблем и выстраивание приоритетов.
Если задуматься
Если говорить о приоритетности…
Например, в Сеченовском районе
отсутствует центральная канализация. У нас есть районы, где просто нет
канализации, – ни в администрации, ни в школе!
В Лукоянове — несчастная
центральная районная больница. В Арзамасе — туберкулезный диспансер. К
сожалению, все это есть. Нужны средства на их реконструкцию — правильнее было
бы сказать, на их снос, потому что нужно сносить эти и подобные здания и
строить новые. Но на это средств в бюджете не хватает. А ведь это — здоровье и
жизнь людей.
У нас не хватает нормальных
родильных отделений. У нас нет фельдшерско-акушерских пунктов во многих селах —
они позакрывались и люди просто спасаются своими силами.
Я могу перечислять все эти
проблемы — они всем понятны и знакомы — до бесконечности. Их много. По региону
их слишком много.
Но на их решение не хватает
средств. Потому что нам говорят: нам нужно аккумулировать все средства, все
ресурсы для решения задач подготовки к чемпионату 2018 года.
Да, конечно, можно ставить перед
собой сверхзадачи, тянуться к ним — но не такой ценой. Нужно задуматься: какова
цена вопроса?
Цена вопроса — это здоровье,
безопасность, качество и уровень жизни нижегородцев. Разве можно жертвовать
этим ради двух-пяти-десяти матчей по футболу? Матчей, пусть и проведенных на
высоком уровне, так, что все приехавшие останутся довольны. И скажут потом,
какие красивые у нас Стрелка или область в целом.
Я думаю, что здесь нужно
подумать, что в приоритете, что важнее. Нужно так распределить ресурсы, чтобы
по крайней мере начать поэтапно решать проблемы, накопившиеся за 20 лет у нас
по районам области в целом. А не жертвовать сейчас всем ради одного события.
События, конечно, нерядового,
знакового, но все-таки всего лишь события. События приходят и уходят — а
людям-то жить здесь, в нашей области, растить детей.
Вот об этом нужно задумываться.
А глобальные, амбициозные проекты…
Давайте, среди прочего,
вспомним, что государственный долг нашей Нижегородской области приближается к
критическому уровню. Занимать особо нам не позволит и Федерация, да и это было бы уже просто абсурдно — залезать в долги еще
дальше.
Это — проблема. Эта проблема
заключается и ширится еще и потому, что у нас нет собственных ресурсов, которые
можно было бы привлечь сегодня для решения проблем в каких-то строительных
направлениях.
