





Как построить будущее для всех
Громадье
планов и наболевшие проблемы
Депутаты
фракции КПРФ в Законодательном собрании приняли решение не голосовать
на заседании 30 мая по отчету губернатора о работе правительства за
2012 год.
Фактически
каждый год в течение нескольких лет, обсуждая проект бюджета
нижегородского региона и утверждая отчет о его исполнении, наша
фракция Коммунистической партии Российской Федерации высказывает
критические замечания по самой концепции формировании этого
документа, который является определяющим для развития целого региона
на год вперед.
И
говоря о годовом отчете губернатора, мы вновь говорим о бюджете,
потому что социальные программы — это тоже бюджет, увеличение
расходов на содержание штата министерств — это тоже бюджет, вся
экономика у нас также связана с этим финансовым документом.
Так
вот, мы не раз говорили, выступали, писали в заключениях фракции, что
сегодня необходимо провести анализ рациональности, необходимости тех
или иных расходов. И ненужные расходы, которые сказываются на
качестве жизни граждан не в лучшую сторону, нужно исключить, урезать,
уменьшить, сосредоточив таким образом наши небольшие ресурсы (уже
небольшие на самом деле) на решении первоочередных задач.
То
есть необходим системный подход к решению социально-экономических
проблем, необходимо выстроить приоритеты расходования бюджетных
средств и исключить неэффективные, ненужные расходы.
Вот
это — главное предложение, которое наша фракция КПРФ всегда вносила.
Мы
вносили поправки в проект бюджета, но они всегда отклонялись «Единой
Россией».
Мы
вносим, например, поправку, что нельзя так вот запросто полста
миллионов рублей (более 50 миллионов!) просто так взять и выбросить
на какие-то мифические Центры социально-экономического мониторинга,
которые, по сути дела, обслуживали интересы определенных политических
сил перед выборами. Просуществовали эти центры ровно полгода, на
выборах в Государственную Думу РФ и перед президентскими выборами, а
после этого их благополучно закрыли в марте 2012 года.
Но
это же абсурд! Куда деньги-то делись? Никто за них не отчитался. Что
на эти деньги сделали? А ведь за счет этих средств можно было бы
решить целый ряд действительно важных социальных задач — скажем, на
селе.
У
нас крайне медленно сейчас идет газификация сельских населенных
пунктов и решение проблем водоснабжения, строительства дорог на селе.
При этом строительные проекты в Нижнем Новгороде и в ряде других
городов продолжают не только осуществляться, но и нарастать.
Сейчас
мы столкнулись, например, со следующей проблемой.
Физкультурно-оздоровительные комплексы, которые строились на
территории нижегородского региона в последние годы по цене в 400
миллионов рублей за единицу, требуют огромных средств на их
содержание. Оказывается, что содержать их очень дорого — 40 миллионов
рублей в год уходят на содержание одного ФОКа. А где брать деньги?
Количество ФОКов год от года увеличивается, расходы по их содержанию
с каждым годом будут только нарастать.
В
следующем году правительство Нижегородской области хочет передать ряд
физкультурно-оздоровительных комплексов на содержание бюджетов
муниципалитетов — а это новые расходные обязательства для районов.
Говорить
об этом можно очень долго.
Мы
имеем что сказать: у нас есть своя программа бюджетной реформы в
Нижегородской области. Она назрела, эта реформа, назрела
необходимость ревизии бюджетной политики, изменения ее — в том, чтобы
от масштабных мега-проектов в строительстве перейти к решению
конкретных насущных проблем жителей региона.
Эти
проблемы, может быть, не такие яркие и масштабные, как, скажем,
строительство стадиона к Чемпионату мира по футболу 2018 года и в
целом подготовка к этому спортивному форуму, но они для каждого
нижегородца гораздо актуальнее и гораздо острее.
Потому
что создание, например, нормальной сети канализации в целом районе
для жителей — гораздо более насущный вопрос, чем приезд десятка тысяч
гостей в Нижний Новгород на два дня чемпионата мира по футболу.
Мы
исходили всегда из того, что в приоритете нужно постоянно держать
интересы конкретных людей. А останутся от выполнения этих задач
средства — ну что ж, почему бы их не использовать на какие-то
имиджевые для региона проекты.
Будущее
— реальное и желаемое
Существует
ли у областных властей как таковая стратегия развития, стратегия
расходования средств? Или же деньги тратятся исходя из сиюминутных
интересов, для решения задач сегодняшнего дня, не задумываясь о
долговременных последствиях?
Конечно,
стратегии развития принимаются, существуют перспективные прогнозные
планы до 2020-го, до 2030 года. Мы в том числе заслушиваем на
заседаниях Законодательного собрания программы
социально-экономического развития области, которые правительство
делает с расчетом на три года вперед.
И
вот я взял аналогичный документ — прогноз социально-экономического
развития Нижегородской области, который утверждался еще в 2007 году.
Прогноз этот строился до 2011 года. Мне могут сказать, что в
2008-2009 годах грянул кризис — допустим. Годы эти были кризисными и
нужно это учитывать. Но даже с корректировкой, с учетом этого
обстоятельства я прочитал, какие цифры были в этом плане, сравнивая
их с нынешними показателями.
Например,
что касается демографии. Записано, что в 2011 году у нас в регионе
должна быть естественная прибыль населения — не убыль, а прибыль.
Сегодня мы живем уже в 2013 году, а убыль населения как была, так и
остается. Уж это-то с кризисом не очень связано — демографический
процесс.
Далее.
Прогнозировалось, что в 2011 году среднемесячная заработная плата в
регионе будет составлять 28 200 рублей. А она в 2013 году составляет
21 тысячу рублей.
То
же самое касается, скажем, бюджета развития. Бюджет развития — это
как раз строительство и реконструкция социальных объектов в
Нижегородской области.
Предполагалось,
что в 2011 году бюджет развития составит 15 миллиардов рублей. А у
нас в 2013 году бюджет развития набирает едва-едва 4 миллиарда.
Для
чего я привожу эти цифры? Для того, чтобы показать: прогнозирование в
регионе, конечно, существует, существуют стратегии развития
Нижегородской области, но эти стратегии строятся не на анализе
реальных проблем, а на, скажем так, желаемых результатах.
Мы
тоже хотели бы, чтобы так и было. Чтобы подобные результаты были бы
достигнуты. И согласны с тем, что нужно работать в этом направлении.
Но этого не происходит.
Реальную
жизнь нужно воспринимать такой, какова она есть, и не пытаться ее
приукрасить — не нужно выдавать желаемое за действительное. Не нужно
пытаться показать другим регионам, что мы в чем-то лучше их, когда на
самом деле это не совсем так. Иногда нужно честно признаться: да, в
каких-то вопросах мы недорабатываем, у нас недостает своих средств —
и так далее. Ничего страшного в этом нет. Но зато мы будем смотреть
на жизнь не сквозь розовые очки, а воспринимать ее такой, какова она
есть.
И
вот при этой реальной оценке сложившейся ситуации должен быть
построен реальный прогноз, вскрыты реальные проблемы — и эти проблемы
нужно начинать решать. Ведь если не называть проблемы, не замечать
их, делать вид, что их не существует, то можно загнать эти острые
вопросы в тупик и довести их до критического состояния. А делать
этого не стоит.
Поэтому
мы считаем, что и прогноз развития региона, и планирование должны
строиться на реалиях сегодняшнего дня. В том числе — и на тех
достижениях, которые мы уже имеем. Это ведь тоже факт: мы имеем
достижения, которые в других регионах кажутся, может быть, даже
невозможными в нынешних бюджетных условиях. Нижегородской области
удалось за последние годы добиться серьезных результатов в ряде
направлений — и с этим никто спорить не собирается.
Но
там, где есть проблемы, их нужно тоже признать как существующие, и
строить свои планы развития с учетом необходимости первоочередного
решения этих проблем.
Картинки
— веселые и невеселые
Может,
современная российская политическая система сама по себе такова, что
не предполагает реального взгляда на вещи? Что, как и в
раскритикованной советской системе, в системе нынешней требуются
постоянные приписки, приукрашивания, победные реляции, а,
следовательно, и реальный подход к проблемам в принципе невозможен?
Если
говорить о том, как федеральный центр оценивает регионы и как он
определяет, скажем, какие направления нужно развивать, какие нужно
поддерживать в первую очередь, то да — в Москве нет действительной
картины того, что на самом деле происходит в России, в ее регионах, в
ее глубинке. Есть некая модель, адаптированная к восприятию нынешней
российской элитой. А эта элита хочет чувствовать себя комфортно,
безопасно, поэтому ей нужны подтверждения ее «правильности»,
ее, элиты, нужности для населения страны. И эти подтверждения должны
к ней регулярно поступать из регионов.
Потому
из регионов ждут победных реляций, от регионов ждут красивую
«картинку».
И
в этом смысле действительно идет соревнование между регионами, кто
краше эту картинку нарисует? Кто даст ее в Москву? Кто покажет товар
на витрине более нарядным? И от этого, в итоге, страдают и регионы, и
страна в целом. Но самое главное, что именно по данному критерию
центр производит оценку деятельности власти в субъектах Федерации. От
этого зависят и дотации, и субсидии, которые федеральный бюджет
предоставляет региональным бюджетам.
Нижегородской
области сегодня катастрофически не хватает федеральных бюджетных
средств, чтобы развернуть ряд действительно необходимых региону
проектов. Например, чтобы развернуть масштабное строительство
метрополитена в нагорной части Нижнего Новгорода. Чтобы не только
создать кое-что на Мещерке, дабы во время чемпионата мира покатать
людей, а для того, чтобы метро служило десяткам тысяч людей и решало
существующие в Нижнем Новгороде проблемы. Хотя и развитие Мещерского
микрорайона само по себе тоже очень важно.
Нижегородской
области необходимое федеральное софинансирование для строительства
мостовых переходов через автомобильные дороги в городе — без этого
город задыхается, транспортные пробки стали общей проблемой.
Необходимы
федеральные средства для сельского хозяйства (и это вообще основная
тема, потому что, откровенно говоря, у нас аграрный сектор просто
умирает) — мы близки к его кончине.
Федерация
готова что-то софинансировать. Смотрите, сколько денег выделяется на
подготовку к чемпионату мира по футболу — 280 миллиардов определены
на эти мероприятия, из них 60 миллиардов пойдут из бюджета области, а
остальные 220 — из бюджета Российской Федерации.
Конечно,
мы рады, конечно, мы довольны, что в Нижнем Новгороде район Стрелки и
Мещерского озера станет, наверное, очень благоустроенным, появится
очень много дорогих отелей, бутиков, появится новый стадион — и это
будет здорово и т.д.
Но
жители региона ждут решения совершенно других задач. А Федерация эти
задачи старается не замечать и строит свою бюджетную политику из
соображений подобного рода: вот если вы какое-нибудь крупное
сооружение затеете — тогда мы под него вам денег дадим.
Аналитика
и реальные планы
Год
от года я, как депутат Законодательного собрания, наблюдаю, как
развивается регион и как оценивает это развитие глава региона —
губернатор. Есть ли какая-то тенденция, какая-то динамика? Становится
ли год от года отчет губернатора о развитии региона более
реалистичным, более показательным в оценке реальных проблем области?
Или существует какой-то иной подход властей к оценке положения дел?
Я
думаю, что каждый отчет губернатора о работе правительства — это
документ по большей части все-таки декларативный. Он так и задуман,
такова его цель — большей частью рассказать не только и не столько о
том, что было сделано за предыдущий год, но сравнить это с
предыдущими годами.
Как,
например, в последнем отчете было сравнение ситуации в области в 2012
году с годами предшествующими, начиная с 2005 — то есть, практически
с момента, когда губернатором области стал Валерий Павлинович Шанцев.
Динамика
интересная. Есть моменты подъема, моменты спада. В каких-то отраслях
есть движение вперед, в каких-то существуют очень серьезные проблемы.
Это
— материал аналитический. Материал, который действительно заставляет
думать о том, что было сделано, чего сделано не было, и почему то или
иное было сделано, а того или иного сделано не было.
В
целом я и мои коллеги по депутатской фракции в Законодательном
собрании Нижегородской области относимся к этому документу не так,
как к годовому бюджету или к прогнозному плану развития региона.
Все-таки эти документы нужно разделять.
Этот
документ, годовой отчет губернатора, носит
ознакомительно-аналитический характер.
А
вот что касается бюджета и прогнозного плана развития региона, то это
уже совершенно конкретные материалы, которые нужно оценивать с точки
зрения их фактической реализации в ближайшее время — даже в самое
ближайшее.
В
этой связи мы уже готовим наши предложения к готовящемуся сейчас
бюджету Нижегородской области на 2014 год.
Пока
я не вижу, чтобы правительство области сегодня как-то кардинально
поменяло векторы бюджетной политики и приступило к серьезной ревизии
и к серьезной реформе бюджета для исключения нерациональных расходов
и, наоборот, увеличения бюджетных расходов на социальную сферу.
Но
время еще есть, поживем — увидим. По крайней мере, мы опять будем
публично высказывать свою позицию, добиваться, чтобы в новом варианте
бюджета гораздо больше внимания уделялось решению конкретных насущных
вопросов в социальной сфере. Для нас это будет самое главное
направление.
А
что касается отчета… Собственно говоря, формулировка, которая
звучала в постановлении Законодательного собрания по его поводу —
«принять к сведению» — соответствует действительности.
Этот отчет делается
«для
сведения».

