16+
Аналитика
17.01.2019
Подготовка к чемпионату позволила привести Нижний Новгород в порядок.
17.01.2019
История повторяется. Опять Новоселов - главный свидетель.
17.01.2019
Их заботит не повышение народного благосостояния.
17.01.2019
Неудивительно, что нижегородцы назвали ЧМ самым значимым событием года.
16.01.2019
Начавшийся год – очень важный этап этой подготовки.
16.01.2019
Ожидаю поступательного развития региона без излишнего рвения и громких событий.
16.01.2019
Она сможет компетентно решать порученный ей круг вопросов.
15.01.2019
Больше пятидесяти объектов деревянного зодчества сохранили и законсервировали.
15.01.2019
Народный протест такого масштаба отмечен в Нижегородской области впервые.
15.01.2019
Это поможет устранить когнитивный диссонанс при реализации Стратегии-2035.
15.01.2019
«Депутатопад» – это подстраховка на тот случай, если Олег Сорокин будет оправдан.
14.01.2019
Получится или не получится – увидим в течение 2019-2020-х годов.
4 Августа 2010
68 просмотров

Новые дороги для Нижнего Новгорода

«АПН — Нижний Новгород» представляет вниманию читателей
стенограмму заседания «Нижегородского эксперт-клуба», прошедшего 21 июля 2010
года в конференц-зале агентства «Биржа плюс» и посвященного теме
«Новые дороги для Нижнего Новгорода».

В заседании принимали участие:

Бирман Дмитрий Петрович, депутат городской Думы г.Н.
Новгорода, председатель Совета НРО «ОПОРА России»;

Васин Александр Михайлович, генеральный директор ООО ДСП
«Дарнид-2»;

Дахин Андрей Васильевич, политолог, директор Нижегородского
центра социально-экономической экспертизы;

Кирсанов Сергей Юрьевич, начальник контрольно-ревизионного
управления администрации г.Н. Новгорода;

Ковалев Виталий Александрович, начальник главного
управления благоустройства г.Н. Новгорода;

Красиков Сергей Анатольевич, председатель фонда «Открытая
социология», депутат ЗС НО;

Лабуза Денис Иванович, вице-президент «Нижегородской
Ассоциации промышленников и предпринимателей» (НАПП);

Лапырин Владимир Викторович, главный редактор, директор
информационно-рекламного агентства «Биржа Плюс»;

Моисеев Валерий Юрьевич, глава администрации Сормовского
района;

Монахов Вячеслав Владимирович, руководитель оркомитета
«Нижегородского эксперт-клуба» , член Президиума Регионального совета
сторонников партии «Единая Россия»;

Пименов Сергей Игоревич, координатор «Нижегородского
эксперт-клуба»;

Скудняков Роман Владимирович, начальник управления
общественных связей администрации г.Н. Новгорода;

Табачников Александр Феликсович, заместитель гендиректора
МУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и
дорожных сетей в Нижнем Новгороде», депутат ЗС НО;

Холин Игорь Иванович, генеральный директор ООО «Русский
бизнес концерн – РУБИКОН».

Сергей Пименов: Добрый день, уважаемые коллеги!
Очередная наша встреча и очередная тема, которую мы выносим на сегодняшнее
заседание «Нижегородского эксперт-клуба». Среди участников у нас на этот раз
очень мало политологов. Спасибо, что подошел Андрей Васильевич Дахин. Во многом
это объясняется тем, что тема носит, скорее, административно-хозяйственный
характер: сегодня мы обсуждаем дороги, их состояние, масштабный капитальный
ремонт дорог и внутридворовых территорий, который ожидает наш город уже с самое
ближайшее время. Как вы знаете, из федерального бюджета в рамках проекта «Новые
дороги городов единой России» Нижнему Новгороду будет выделено более 1 млрд. рублей.

Тема дорог для нашей страны – особая и, наверное, уже вечная.
Ремонт дорог в России давно превратился в перманентное латание дыр, и сегодня
мы обсудим как раз ключевые вопросы, касающиеся состояния дорог в нашем городе.
И попытаемся понять, могут ли в нашем городе появиться хорошие ровные дороги,
как будет обеспечен и как должен быть обеспечен контроль над использованием
выделяемых средств и качеством выполняемых работ.

Совершенствуются ли технологии дорожного строительства – это
тоже, наверное, очень важный вопрос. Я помню, что в 2007 году в Нижегородской
области очень активно говорилось о внедрении новых технологий в сфере дорожного
строительства. Посмотрим, как сегодня обстоят дела.

Вот эти все вопросы мы попытаемся сегодня разобрать. Ведь, в
конечном счете, все мы с вами хотим, чтобы эти ниспосланные нам сверху 1 млрд.
240 млн. рублей не осели в лужах дорожного ремонта, а реально способствовали
созданию условий, чтобы всем жителям Нижнего Новгорода было в нашем городе
лучше, уютнее и комфортнее.

Я больше не буду занимать время: сегодня у нас очень много
компетентных людей в сфере дорожного строительства, и мнения, которые сегодня
здесь прозвучат, безусловно, будут очень важными, значимыми и найдут свое
отражение в той или иной степени в средствах массовой информации.

А для того, чтобы понять все-таки объем грядущих дорожных
работ, может быть, ответить на некоторые те вопросы, которые я отметил в своей
небольшой преамбуле, предлагаю озвучить свою позицию по данному вопросу Виталию
Александровичу Ковалеву – начальнику главного управления благоустройства города
Нижнего Новгорода.

Виталий Ковалев: Добрый день всем. Ну, давайте,
наверное, начнем с самого начала – с начала финансового года, начала 2010 года.
Тогда у нас было принято решение по ремонту дорог и в бюджете было заложено
продление программ, которые действуют на протяжении последних лет. Это ремонт
дорог и частного сектора, и центральных наших магистралей, и внутридворовых
территорий, которые, можно сказать, десятилетия вообще не ремонтировались. Было
принято решение продлить все три программы и продолжить ремонт по всем трем
направлениям.

В бюджете предусмотрели финансовые средства на уровне прошлого
года, несмотря на экономически сложную ситуацию.

На сегодняшний день фактически все объемы работ, которые
изначально были запланированы, в большей степени уже выполнены. При том, что
сейчас по линии «Единой России» выделяется больше миллиарда средств, увеличение
объема будет фактически в несколько раз.

Если мы придем к тому, что будет отремонтировано больше
миллиона квадратных метров, то в целом, ремонт коснется практически каждой
десятой дороги города. У нас в городе
20 млн. квадратных метров асфальтового покрытия.

Что я хочу сказать по поводу выделения средств? Я считаю,
конечно, это огромный плюс для нашего города.

Много говорят о плохих дорогах. Но я могу с полной
ответственностью сказать, что в нашем городе, по сравнению с другими городами
России, не самая плачевная ситуация. В то же время эти деньги, как я уже
сказал, сыграют огромную роль для дорог нашего города, чтобы привести их
нормативное состояние. Потому что за один-два, даже три года, если долго-долго
ремонтом не заниматься, а потом вдруг начать с нуля, то за такое время в
нормативное состояние все дороги не приведешь. Так как это и технологический
цикл, и очень затратные работы.

Для примера возьмет 2002 год.
Отремонтировано было 225 тыс. квадратных метров. Из 20 млн.
Соответственно, можно понять, что это даже не капля в море, а молекула в море.

Если эта программа будет продолжаться, а насколько я знаю, ее
планируют не на один год, а на несколько лет, то это будет огромный плюс для
наших дорог. При таких объемах основную часть дорог мы приведем в нормативное
состояние.

У всех должно быть правильное понимание. Дорога – это то, что
эксплуатируют. Она тоже изнашивается, стареет, разрушается, особенно при
интенсивной эксплуатации, такой, как у нас сегодня. Поэтому никогда нельзя
говорить, что вот сейчас мы ба-бах – отремонтируем, и потом у нас все дороги
идеальными будут в течение десятка лет. Такого не будет. Дороги всегда должны
ремонтироваться. Всегда надо тратить средства, чтобы поддерживать их в
нормальном состоянии.

Наверное, скажу о том, что задача эта очень-очень непростая.
При всей той радости, которую мы испытываем, что выделены средства, мы понимаем
и ответственность перед партией, которая выделила эти деньги.

Как я уже сказал, это очень сложная технологическая работа по
ремонту дорог. Она зависит от большого количества факторов. Нужно, чтобы
вовремя приехала машина, вовремя пришел машинист завода, чтобы правильный объем
битума добавили, вовремя его привезли… Зависит от окружающей температуры
воздуха, от того есть дождь или нет дождя, от того, какая транспортная ситуация
в городе, от того, ругается ли кто, когда ночью работают или нет – бывало и
такое, вернее, чаще именно так и бывает. Иногда днем запрещают работать…

Факторы я могу тут очень многие называть. Но не хочу, чтобы
это воспринималось сразу, как некое оправдание каким-то там ошибкам. Конечно,
наша задача максимально качественно выполнить этот объем работы, но в то же
время гнаться за объемами, не глядя на качество, тоже мы не хотим. Сейчас
загадывать наперед, утверждать, что все деньги проработаем, все дороги
отремонтируем – я так не буду.

Мы живем, и знаем, что ситуация каждый день меняется: сегодня
дождь пошел, завтра где-то авария произошла… Поэтому еще раз повторюсь, что
наша задача – максимально отработать эти деньги с нормальным качеством, но
гнаться за тем, чтобы отчитаться, а потом… Ну тоже не хочется, и делать этого
мы не будем.

Сергей Пименов: Спасибо. У меня уточняющий вопрос:
миллион квадратных метров – это до конца этого года?

Виталий Ковалев: Да. Больше миллиона квадратных метров.

Владимир Лапырин: Вы вот говорите «до конца года», а
через два месяца придет День города, а там и дождь, и листопад… Как будут
класть асфальт?

Виталий Ковалев: Как только будут отрицательные
температуры или дожди начнутся – соответственно, уже не будут класть.

Владимир Лапырин: Еще хотелось бы уточнить. По вашему
это ведомству или нет? Вот есть полотно дороги и есть на этом полотне колодцы.
На улице Белинского 52 колодца. На улице Минина…

Виталий Ковалев: 145 колодцев.

Владимир Лапырин: … 145 колодцев. Да, совпадают цифры.
Тоже вы отвечаете или кто-то другой?

Виталий Ковалев: Я могу ответить на этот вопрос. То,
что мы видим визуально – это не весь колодец. У многих колодец ассоциируется с
крышкой, которая закрывает этот колодец. На самом деле это большая конструкция.
На территории города есть колодцы до 18 метров глубиной. И плюс под дорогой
проходит огромное количество различных коммуникаций.

Если конкретно про колодцы говорим, то они стоят не сами по
себе, а на тех или иных коммуникациях. Они для того и существуют, чтобы эти
коммуникации обслуживать. Владельцами этих колодцев являются владельцы тех
коммуникаций, которые находятся под дорогой. И они должны их вовремя
ремонтировать, вовремя обслуживать, поддерживать в нормативном состоянии, чтобы
они не проваливались и чтобы не страдала сама дорога.

У нас в городе колодцы принадлежат в общей сложности более 40
организациям. Это я не беру какие-то единичные случаи, когда бывает, что стоит
дом, застройщик построил там, у него там офис, он там колодец оформил свой и он
за него отвечает.

Наша задача при производстве работ – вывести люк на уровень
проезжей части. Сама конструкция колодца – это ответственность владельца.

На сегодняшний день это реально большая проблема. Потому что
выставляем люк на уровень проезжей части, проходит какое-то время, если шахта
колодца в плохом состоянии, где-то какое-то разрушение, где-то какой-то подмыв,
начинаются утечки, или грунт замывает в этот колодец – начинается просадка,
проваливается люк.

Что мы с прошлого года сделали? Собрали основных владельцев
коммуникаций, и перед началом ремонта дорог каждый из них проходит осмотр и
ставится подпись о том, что он знает, в каком состоянии колодец. И дается срок
на устранение.

Я не могу сейчас сказать, что это работает. Есть же
безответственные. Да, их потом наказывают, штрафуют, заставляют, но вовремя они
не производят ремонт колодцев, а технологический процесс укладывания асфальта
не позволяет…

Владимир Лапырин: … подождать, да?

Виталий Ковалев: Останавливая процесс, надо остановить
сразу и людей, и заводы, и самосвальную технику, и асфальто-укладочный комплекс…
И это все встает. Да, иногда происходят пока такие накладки. Надеюсь, что их
будет все меньше и меньше, и в итоге мы их искореним вообще.

Владимир Лапырин: А у владельцев коммуникаций в
летне-осенний сезон, наверное, происходит замена труб. Как здесь согласуется?
Потому что – вы положите, а они вскроют. Вы двигаетесь в разные стороны.

Виталий Ковалев: Такие накладки заложены в нашей
инфраструктуре изначально. У нас практически все коммуникации – так было
принято – проходят именно под дорогой. Возьмем улицу Алексеевскую – там до того
дошло, что не могут при прокладке какой-то новой коммуникации место найти, где
ее можно проложить. Там все в коммуникациях этих.

Понятно, что все коммуникации точно так же изнашиваются, и
бывают аварийные ситуации. Поэтому накладки возможны.

Что касается плана ремонта. Пять лет назад мы отремонтировали
кусок улицы Нестерова, и там через какое-то время все перекапывать начали.
Теперь мы, перед тем, как приступаем к ремонту, отсылаем план ремонта всем
коммуникационщикам. Они смотрят состояние своих сетей, и если они знают о том,
что здесь они будут копать, то они дают нам эту информацию, и мы исключаем этот
участок из ремонта. Но даем распоряжение, чтобы они свои сети отремонтировали,
а мы на следующий год включили участок в ремонт.

Возьмем живой пример. Московское шоссе от Гордеевского пятачка
до Сормовского поворота. Там в очень плохом состоянии был канализационный
коллектор. И в то же время – в плохом состоянии проезжая часть. Мы планировали
отремонтировать еще три года назад, но из-за коллектора приняли решение
исключить из ремонта. «Водоканал» на сегодняшний день построил новый коллектор,
теперь будем там ремонтировать и старый убирать.

То же самое улица Белинского – участок, где в не очень хорошем
состоянии сети, в этом году по плану они будут канализацию ремонтировать, и в
следующем году этот участок планируем включить в ремонт дорог.

Или возьмем улицу Гоголя – тоже требуется ремонт. Но там
коммуникации в не очень хорошем состоянии…

Максимально все меры направлены на то, чтобы в последующем
исключить повреждение дорог.

Дмитрий Бирман: Я бы обозначил здесь две проблемы.
Вернее, два аспекта этого вопроса. Виталий Александрович очень подробно
рассказал о технической составляющей, а на самом деле есть еще проблема – я бы
ее назвал этической. Она связана с тем, что у нас очень часто люди, которые в
городе живут (и это, наверное, справедливо), говорят: «Дайте! Сделайте! Хотим!»
Это нормально, потому что они являются акционерами холдинга, который называется
Нижний Новгород.

И они хотят, чтобы управленцы, которые управляют этим
холдингом, дали им дивиденды в виде комфортного проживания в этом городе.

В то же самое время огромное количество проблем связано с тем,
что возле дорог брошены автомобили, особенно, когда это внутридворовые территории,
связано с тем, что – да, «ой, шумно вечером», «ой, днем мы тоже не хотим», и
прочее. То есть, здесь необходима работа, которой, например, многие депутаты от
«Единой России» сегодня занимаются – работа с людьми, вовлечение их в этот
процесс.

Потому что, действительно, огромный объем денежных средств, и
необходимо, чтобы люди, которые проживают там, где дороги будут
ремонтироваться, понимали – раз, а во-вторых – участвовали в этом процессе с
точки зрения общественного контроля за качеством проведения работ. Это очень
важно.

Мы знаем, что все сигналы о том, что происходит что-то не так,
дают нам бдительные бабушки, которые всегда у подъезда смотрят за тем, что
происходит. В общественной приемной я поставил два дополнительных телефонных
номера для того, чтобы люди могли звонить и, когда начнутся работы, говорить,
какие проблемы. Это непрофессиональный взгляд, но зачастую вещи, о которых они
говорят, они очень правильные.

В данной конкретной ситуации я понимаю, что будет огромное
количество обращений.

Мы говорим – дороги, дорожные покрытия. А этот вопрос
затрагивает в принципе благоустройство, он затрагивает такую забавную ситуацию:
когда были плохие дороги, люди гуляли во дворах спокойно, а когда дороги стали
хорошими, по ним стали носиться на автомобилях.

Я задал вопрос, когда мы недавно собирались, а вообще в
деньгах, которые выделены на ремонт дорожного покрытия, предусмотрены
искусственные неровности – так называемые «лежачие полицейские»? Нет. А они
должны быть установлены, потому что уже сегодня мы сталкиваемся с этими
проблемами.

Почему я говорю об этическом аспекте? Те же самые люди,
которые живут в этом доме, они паркуют машины на детские площадки. То есть, с
улучшением дорог необходимо еще установить металлические ограждения детских
площадок и палисадников, потому что, когда дороги хорошие, там паркуют машины с
удовольствием.

Объяснить – очень сложно. А установка этих металлических
ограждений – это дополнительные денежные средства. То есть, вопрос тут намного
шире. Это один момент.

И второй момент. Виталий Александрович так грустно сказал, что
денег много, надо очень быстро провести все работы… Я понимаю, потому что с
него будут спрашивать результаты работ. Освоить можно любые суммы, а это надо
работы провести в срок и качественно.

Я ведь еще и предприниматель действующий. Я смотрю и думаю:
«Черт возьми, на фабрику бы кто-нибудь прислал неожиданно денег, и работали бы
день и ночь и радовались бы, а не грустили». Но я понимаю, что очень много
проблем возникает по этому поводу.

Я думаю, что ситуация замечательная. И то, что, благодаря
«Единой России», дополнительные средства будут получены – это здорово. Я
действительно очень надеюсь, что если мы решим проблему с дорогами, может быть,
легче будет с дураками уже решать.

Виталий Ковалев: При всем моем уважении к Дмитрию
Петровичу, участие бабушек в техническом контроле…

Дмитрий Бирман: Я не сказал в техническом.

Виталий Ковалев: И внутридворовые территории, к
сожалению, к дорогам не относятся. И неровности на дорогах.

Вопрос о том, что у нас во дворах паркуются автомобили – это
вопрос к ГИБДД. И к тем водителям, которые не выполняют правила дорожного
движения, гоняя во дворе.

Дмитрий Бирман: Тяжело объяснить, что это вопрос к
ГИБДД, человеку, чудом вытащившему ребенка из-под колес.

Виталий Ковалев: Но к качеству дорог и к ремонту
покрытия это отношения не имеет, к сожалению.

Дмитрий Бирман: Нет, я же не такой технически грамотный
человек, чтобы рассуждать о качестве дорог, как вы…

Виталий Ковалев: Низкий поклон.

Дмитрий Бирман: Я говорю о комплексе работ. Вот сделали
дорогу и говорят: есть претензии к качеству? Нет. Довольны жители? Нет.

Виталий Ковалев: И лежачий полицейский – тоже не
панацея.

Дмитрий Бирман: Да. Еще бы там люди не жили на
внутридворовых территориях… Все было бы классно: были бы шикарные дороги, по
которым бы не ездили машины и которые бы не надо было ремонтировать.

Кстати, по ремонту. Я с удивлением ехал по одному автобану в
Германии. Ну извините за пошлую Германию – она уже всем надоела. И оказалось,
что большая часть этого автобана построена во времена чудовища Гитлера, когда
он боролся с кризисными проблемами, делал дороги. С тех пор автобан не
ремонтировался.

Александр Табачников: Не верю. Ремонтируются однозначно
раз в пять-семь лет.

Виталий Ковалев: Нормативный срок износа покрытия –
пять лет. Могу показать реально фотографии, замеряли с линейкой. Наши
наблюдения: за один год износ 7-8 миллиметров.

Александр Табачников: С точки зрения жителей идеальная
дворовая территория – это территория, где вообще отсутствуют дороги. Их можно
понять.

Дмитрий Бирман: Но надо еще скорую помощь…

Виталий Ковалев: В разных странах эта проблема решается
по-разному. Чтобы во дворах нельзя было развить определенный скоростной режим,
дорога идет не по прямой…

Дмитрий Бирман: Там проходные тоннели есть для
коммуникаций.

Дмитрий Бирман: Так вот, чтобы закончить, я вот о чем
хочу сказать. На самом деле, знаете ведь какая забавная ситуация. Вот почему
Нижнему Новгороду выделены эти денежные средства? Потому что в Нижнем Новгороде
что-то происходит, потому что идет ремонт, и есть надежда у федерального
центра, что эти деньги будут использованы так, как нужно.

Это очень плохо, если эти деньги дали, а ими не успели
распорядиться. Если люди, которым сделали благо, засыпали письмами про то, что,
спасибо, дорога хорошая, но жизнь стала еще хуже. Вот я о чем пытаюсь сказать.

Можно играть терминами, можно говорить о том, что ГИБДД должно
заниматься искусственными неровностями. Конечно, не технический контроль жители
осуществляют. Но если часть дороги сделана, а часть недоделана, а уже технику
оттуда начинают снимать – это очень хорошо, что в этот процесс можно вмешаться,
позвонить и спросить, почему там нерадивый подрядчик.

Мы ведь прекрасно с вами понимаем, что огромное количество
подрядчиков будет выполнять эту работу. И не все они добросовестные, к
сожалению.

Виталий Ковалев: Есть технические требования и есть
контроль. Бабушка не заменит однозначно.

Дмитрий Бирман: Я же не говорю о том, что бабушка
должна расковырять, как выездная лаборатория… Я же не об этом говорю. Она
увидит, что, например, пьяные рабочие. Или в дождь асфальт кладут. Или часть
бордюра заменили, а часть нет. И когда говорят: «Да потом разберемся», — это
значит уже навсегда.

Поэтому – мы вот не затронули, но кто-нибудь, наверное, об
этом расскажет, может быть, Денис Иванович – ведь здесь еще нужно разбирать
коррупционную составляющую. (Замечает, что Денис Лабуза вышел из-за стола.)
Он ушел от этого вопроса.

Александр Табачников: Деньги выделяются на капитальный
ремонт и ремонт дорог общего пользования. Никакие парковки, лежачие
полицейские, дворовые территории, внутридворовые проезды в это понятие не
входят. Есть совершенно четкое понятие дорог общего пользования.

Мы говорим о дорогах, о магистралях – о дорогах, по которым
ездит транспорт без ограничения. И основная проблема сегодня – Виталий
Александрович об этом сказал – это вот свалившееся счастье. Как всегда, мы к
счастью-то и не готовы.

Не сделана та работа, которая должна быть сделана независимо
от того, будут деньги или не будут. Государство, город, организация должны быть
готовы, что завтра поставят какую-то задачу что-то сделать, и, к сожалению,
плановой работы по формированию перечня дорог – ее нет.

Виталий Александрович не даст мне соврать, что на сегодняшний
день нет ни одного проекта по капитальному ремонту дорог. А это требование при
выделении денег. Поэтому мы говорим только о ремонте сегодня.

Тут дорожники есть и они понимают, что, например, улица
Новикова-Прибоя, которую ремонтируют и на которой колейность до 15-20
сантиметров…

Дмитрий Бирман: Поясните, что такое колейность. Не все
тут технически грамотные.

Александр Табачников: Колейность – это яма на дороге.
Продавленная колесами колея. Ямочка, идущая вдоль движения.

Это говорит о том, что у дороги слабое основание. То есть, нужно
снимать весь асфальт, нужно вынимать грунт, нужно полностью формировать пирог
дорожной одежды. Это не ремонт, а капитальный ремонт. И на это должна быть
сделана экспертиза. И этого нет.

И, соответственно, в городе обязательно должна быть плановая
работа по проектированию капитальных ремонтов.

Владимир Лапырин: Кто ее должен вести?

Александр Табачников: Ее формируют мэрия,
уполномоченные организации, любые управления капитального строительства – те,
кто занимаются капремонтом.

Другая проблема, как бы смешно это ни звучало: что такое это
миллиард рублей в определенных параметрах? Это более 40 барж щебня, гранита,
который, к сожалению, не растет в Нижегородской области. То есть, нужно
обращаться на Урал и в Карелию. Флота нет, а сейчас пик сезона дорожно-строительных
работ. Это более 400 тыс. тонн асфальто-бетонной смеси. Для того, чтобы освоить
деньги до сентября-октября месяца, сегодня в Нижний Новгород должны поступать
эти материалы. Это достаточно большое количество дорожной техники. Начнется
война за эту технику. Надо суметь саккумулировать в одном месте, подтянуть эти
ресурсы.

А параллельно с этим, насколько я знаю, ряд организаций
составляет реестр дорог, которые будут подвержены ремонту, делают дефектовки,
насмечивают эти работы, согласовывают эти сметы. Это одна часть.

Вторая часть работы, которой сейчас может заниматься только
власть, потому что конкурсы еще не проведены, и у дорожников нет сегодня
формального права, законного основания выйти на дорогу и начать делать. Нужно
вести переговоры, чтобы под эту программу не какая-нибудь маленькая дорожная
организация бегала и искала эти суда и материалы.

Дмитрий Бирман: Я понял. Дело плохо. Что делать с
деньгами? Не знаю. Может вернуть их?

Александр Табачников: И третья часть проблемы – нужно
думать о том, чтобы сегодня предоставить какие-то понятные серьезные гарантии
дорожникам, которые выйдут на работы. Любая дорожная организация, как минимум,
выполняет и зарабатывает. Они должны получить гарантии того, что не выйдет так,
что они построят дорогу, а потом будут очень долго получать эти деньги.

Вот комплекс проблем.

Владимир Лапырин: А сами-то дорожники что говорят? На
что надеются?

Виталий Ковалев: Давайте я тут отвечу. С Александром
Феликсовичем я во многом согласен. Но после сказанного создается впечатление,
как Дмитрий Петрович сказал, что нам деньги не нужны и мы не готовы их принять.
С этим я абсолютно не согласен.

Если мы начинаем говорить о внутридворовых территориях, как
раз те средства, которые выделены нам по линии «Единой России» на ремонт центральных
магистралей, межквартальных проездов, нам не придется выделять из городского
бюджета, и таким образом появляется дополнительная возможность выделения
средств на ремонт внутридворовых территорий.

Второе, что Александр Феликсович сказал, что нет реестра
дорог. На самом деле мы три года назад составили список дорог, которые
нуждаются в ремонте, и мы его обновляем. Это ремонт на сумму около 5 млрд.
рублей.

Да, мы не были готовы. И мы, честно скажу, не знали, что будут
выделены деньги. Да, мы знали, что эту дорогу надо ремонтировать, но сметной
документации на эту дорогу нет. Вернее, не было. В настоящий момент у нас идет
процесс согласования сметной документации и всяких ведомостей.

Если опять вернуться к тому, как эти деньги могут тратиться.
Первое направление – это капитальный ремонт дорог – то, о чем говорил Александр
Феликсович. И у нас на самом деле очень много дорог нуждается в капитальном
ремонте. Второе направление – это ремонт, а ремонт осуществляется как раз на
основании дефектной ведомости, сметной документации. Ремонт – это возможность в
нормативном состоянии эксплуатировать дорогу на период 4-5 лет. Это, в
основном, замена верхнего слоя покрытия, слоя износа. Грубо говоря, покрытие,
по которому мы едем. И замена бортового камня. И подъем люков колодцев на
уровень проезжей части.

Капитальный ремонт включает в себя замену всего конструктива
дороги – глубину больше метра.

Я согласен с тем, что нам пора приступать к проектированию. До
этого, исходя из состояния проезжей части, например, лет шесть назад, когда
даже ямочный ремонт не успевали делать – слишком много было ям, теперь, когда
мы немного привели в порядок дороги, нам уже пора начинать делать серьезные
проекты.

Но по капительному ремонту дорог есть еще куча проблем. В
каком плане? Ну, взять ту же Новикова-Прибоя, где у нас колейность. Колейность
из-за того, что, когда строили дорогу, то по ней не предполагалось движение фур
по 60 тонн, и с щебнем были проблемы в стране. Сейчас там меняют теплотрассу и
можно съездить посмотреть: там есть участки, где асфальт просто лежит на земле.

Александр Табачников: Но нормативы же были.

Виталий Ковалев: Она в принципе не рассчитана.
Некоторые дороги вообще народным способом строили.

Александр Табачников: Эту дорогу строили хозспособом
предприятия. А нормативы не соблюдались.

Виталий Ковалев: Нам все равно придется к этому
подходить, но представьте сейчас, когда обходы не достроены, перекрыть улицу
Новикова-Прибоя и полностью ее вскрыть – это будет корыто под два метра
глубиной. То есть, практически строительство новой дороги.

Александр Табачников: На этот случай существуют новые
технологии.

Виталий Ковалев: Нет, понимаете… Нет, не перебивай…

Александр Табачников: Нет, дай перебью…

Владимир Лапырин: У вас диалог бесконечный…

Александр Табачников: Нет, монолог.

Виталий Ковалев: Нет, не бывает как в сказке. Что
сегодня все плохо, а завтра – бум – и стало хорошо. Это сложная работа, которую
надо просто выполнять.

Роман Скудняков: Вопрос был – конкурс еще не объявили?

Виталий Ковалев: Нет, конкурс еще не объявлен. Что
касается конкретно по деньгам «Единой России», на сегодняшний день наша задача
максимально досогласовать проектно-сметную документацию, дефектные ведомости, и
утвердить смету.

То, что касается дворовых территорий, то конкурс объявляется
сегодня.

По всем предыдущим объектам, которые у нас были в плане, по
ним все работы практически подходят к концу.

Валерий Моисеев: Сейчас выступающие обсуждали те
проблемы, которые стоят сегодня, когда нам выделили большую сумму денег на
ремонт дорог. Проблема: готовность проектной документации, выбор объекта,
готовность к поставке громадного количества материалов, готовность самих
подрядных организаций и сроки выполнения работ хотя бы с точки зрения погодных
условий, которые у нас вполне могут измениться.

Я произнесу, наверное, старые слова, многими забытые, они
звучат примерно так – плановая система ведения хозяйства.

Вот если бы нам сейчас сказали, что эти деньги, ребята, у вас
будут с 1 января 2011 года, поэтому готовьтесь, пожалуйста, и вот вам требования,
какими должны быть дороги общего пользования и дворовые территории (которые под
этот транш, как сказали, не подходят)… Это была бы одна ситуация.

Сейчас же мы с вами просто оказались перед фактом, когда
правительство страны и «Единая Россия» приняли решение о выделении средств. Да,
это прекрасно, это, безусловно, надо поддерживать. Другими словами это можно
сказать, что нам дали задание к такому-то сроку выполнить громадный объем работ
в городе Нижнем Новгороде. Безусловно, мы его будем делать.

На тот объем работ, который ранее был определен бюджетом на
капитальный ремонт – там была вовремя подготовлена документация, выбор объектов
и т.д., вовремя проведены конкурсы. Если говорить по моему району, на всех
объектах работу практически завершили.

То, что мы сделали в плановом порядке – и выбор объектов, и
конкурсы проведены, выбор подрядчика, и согласование с депутатами городской
думы, и с жителями, и т.д.

Поэтому я сегодня обсуждал бы этот вопрос в плане таком: да,
нам нужно выполнить то задание, которое перед нами поставлено на эти миллиард
двести. Безусловно, здесь очень много сложностей и о них здесь уважаемые
коллеги уже говорили. Но мне бы хотелось, чтобы, если эти дотации из
федерального бюджета будут продолжаться и на следующий год, то, по крайней мере,
правительство области должно уже знать о них в этом году. С тем, чтобы мы
сегодня подготовили и проекты по капитальному ремонту, потому что выкидывать
деньги просто на какие-то проекты, которые не обеспечены или не будут
обеспечены деньгами – тоже смысла нет. А это стоит больших денег.

Александр Табачников: А как же? Это проектирование.

Валерий Моисеев: Секунду. Давайте проектировать –
давайте, но знать, что нам на следующий год эти миллиард двести дадут. У нас
что – мало лежит проектов, которые даже в это время сделаны и которые мы
понимаем, что не будут реализованы? Есть такие проекты.

Поэтому плановое ведение хозяйства – я думаю, что сегодня это
тоже актуально, и этим надо руководствоваться всем уровням властей, которые
связаны с выделением финансов в ту или иную отрасль, на те или иные объекты. Я
думаю, что это достаточно будет оправдано, прежде всего, экономией бюджетных
средств.

Александр Табачников: Я маленькую ремарку только по
поводу проектирования.

Я как дорожник и строитель считаю, что проектирование должно
на порядок опережать строительство. Проектирование дает понимание того, что
происходит, что делать. Ну нет сегодня ни одного проекта по капитальному
ремонту дорог. Просто нет.

На сегодняшний день есть только три дороги на строительство,
прошедшие государственную экспертизу.

Проектирование – это и есть планирование. Будут деньги, нет
денег – город и область должны быть готовы к тому, что дадут денег… И деньгами
тоже кто-то должен заниматься. Что значит – дали денег? Вот они свалились, как
манна небесная. Есть работа правительства и работа мэрии – договариваться с
федеральным бюджетом о выделении денег. Нет проектов готовых. Под что деньги-то
выбивать?

Есть порядок получения денег. Их под ничего не дадут. Придет
хороший мэр, скажет: «Дайте денег, пожалуйста». «Отлично, дадим. Дайте
проектную документацию»…

Надо планировать!

Валерий Моисеев: Ну и я об этом же говорю.

Сергей Красиков: История с тем, сколько дали денег и
куда мы их будем использовать – это прекрасно. Но давайте сейчас крен немножко
сдвинем. Что такое новые дороги в нашем, в обывательском понимании. Что такое
новая дорога и как она должна работать. Я не говорю о том, где ее строить, по
какому проекту. Это мы уже обсудили.

Знаете, у меня всегда было удивление. Почему, когда мы едем по
дороге у нас в России, это не касается конкретно Нижнего Новгорода, дворники не
успевают работать. Впереди резко тормозит машина, не дает мне двигаться, не
дает мне соблюдать нормальную дистанцию, нормально выполнять свои функции
водителя.

И тут еще маленькое наблюдение: куда делись и где есть
ливневки?

Виталий Ковалев: Ливневок нет.

Сергей Красиков: Совершенно верно. Так вот новые
дороги, про которые мы сейчас говорим, должны определяться некими новыми
качествами.

Дмитрий Бирман: Про ремонт говорим. Мы про новые сейчас
не говорим.

Сергей Красиков: А я говорю. Так вот мне кажется, что новые дороги должны обладать качествами,
которые сегодня, к сожалению, мы до конца не имеем.

Как сделать, чтобы это были действительно новые дороги? Чтобы
по ним можно было безопасно ездить, чтобы под ними не проходили коммуникации в
том виде, в каком они сегодня проходят, и чтобы можно было что-то планировать
для развития. Вот что такое по большому счету новые дороги.

Об этом есть смысл поговорить. Поговорить о том, что ляжет в
техническое задание прежде, чем мы их спроектируем.

Должен отметить, что представители города, отвечающие за
дороги, поставлены в ужасное положение. При всем их желании они физически не
смогут сделать все то, что хотелось бы, что планировалось. Конечно, что-то
будет сделано обязательно. Я надеюсь, что будет сделано очень много. Но
поставить людей в такое положение – это надо еще ухитриться: вот вам дали
деньги, а теперь ответьте, как вы, нехорошие, не сумели их реализовать. Ну это
неправильно.

Конечно, от нас зависит возможность что-то подсказать, что-то
предложить. Но нужно и понимание того, что сложности есть, без них мы не
обойдемся. Как выйти из этого положения – это вопрос.

Владимир Лапырин: Мы договорились до того, что без
плана жить и работать невозможно…

Денис Лабуза: На самом деле очень много проговорили о
технических моментах, а я хотел бы опять вернуться к общему. Ситуация в стране
на самом деле улучшается. И вот этот наш разговор – доказательство тому. Мы же бываем в соседних городах. Можно
сказать, что дороги в Нижнем не хуже, чем у соседей. Но всегда хочется лучше… И
в этом плане хотелось бы коснуться аспекта, а почему именно Нижнему выделили
столько денег.

Наверное, это некий кредит доверия со стороны руководства, и
признание того, что в Нижнем дороги строятся, что люди умеют работать с этими
деньгами: умеют подготовить документацию, умеют их правильно освоить,
качественно подготовить.

В стране тенденция меняется к чему? Раньше всегда помогали
слабым – вот колхоз обанкротился, давайте ему денег дадим. И никогда не давали
сильному. Сильный и так справится, затянет поясок – у него еще получится. А
новая тенденция – правильная тенденция.

Я бы хотел коснуться еще вот чего – подъездных путей к нашим
предприятиям – к крупным, к малым, к средним. Вот мы съезжаем с дороги – 300
метров до проходной, 500 метров до ворот – дорог нет. Мы тоже привыкли к тому,
что предприятия же справятся, они сильные, где-то машину того найдут, подделают
это все. На самом деле – это тоже неправильно. Предприятия платят налоги.
Предприятия, особенно промышленные, достаточно серьезный кризис пережили.

У нас с проспекта Гагарина съезжаешь к заводу «Нител», 50
метров едешь по этим колдобинам. Территория не принадлежит предприятию. Поэтому
я бы хотел обратиться ко всем – и к дорожникам, и к главам районов – давайте
посмотрим на тему того, что раз предприятие вносит достаточно серьезный вклад в
экономику города и области, чтобы мы им тоже помогли. Потому что я считаю, что
дорога – это, в первую очередь, экономика. Да, это удобно для жителей, но это
еще и перевозки, запчасти, это затраты в себестоимость любого продукта, это
малый бизнес, который осуществляет пассажирские и грузовые перевозки, и т.д.
Поэтому давайте посмотрим, как эти дороги подвести к тем, кто серьезно
вкладывает в экономику города и области.

Владимир Лапырин: Андрей Васильевич, вот
прокомментируйте ситуацию. Государство у нас уже плановую экономику похоронило
или же будет возрождать? Чего мы хотим?

Андрей Дахин: Не похоронило плановую… Но я бы хотел начать,
пожалуй, вот с чего. Деньги не решают все. Это тезис, который на нынешней
ситуации можно проиллюстрировать и, в принципе, об этом сказано.

Надо понимать, что на рубль пришедших «счастливых» денег нужно
определить, сколько вложить своих. Сейчас пока непонятно, сколько своих надо
приложить, чтобы проект был результативным.

Из того, что здесь прозвучало, я понимаю, что, может быть,
рубль своих нужно на каждый рубль или, может, 50 копеек. Но, в общем, это
какая-то важная сумма. Причем, это является условием реальной результативности.
Я понимаю, что можно написать красивый отчет, но если мы говорим о решении этой
задачи по существу, тогда нужно формировать политику работы с этими средствами.

Потому что я не уверен, что правильной позицией является то, что
тупо сказано «до конца года израсходовать» — и надо израсходовать во что бы то
ни стало.

Проблема действительно очень сложная. Деньги выдаются на очень
узкий сегмент. Я так понял, что это ремонт дорог как инженерного сооружения.

При нынешней инфраструктуре городской нагрузка на дороги выше
всех расчетных показателей. Поэтому надо понять, какая нагрузка будет еще
год-два-три, для того даже, чтобы правильно дорожное покрытие отремонтировать.
Тогда мы будем хотя бы понимать, сколько реально времени простоит при нынешних
нагрузках данная дорога. Она по госту должна стоять пять лет, при нынешней
нашей нагрузке она простоит полгода. Мы должны это понимать, когда мы будем все
деньги пускать на ремонт дорожного покрытия. И это должны понимать как бы наши
спонсоры.

Мне кажется, важным является политический момент. Это не
только выбить деньги, но управление деньгами – это тоже совместный процесс, в
котором все должны участвовать. Если это партия «Единая Россия» помогла
получить деньги, то надо тоже помогать и в управлении деньгами. Может быть,
имеет смысл вести речь о какой-то реструктуризации расходования этих денег в
соответствии с неким планом, который можно подготовить.

Есть какие-то вещи, которые решаются на уровне дорожного
покрытия, и они решаются до сентября-октября месяца. И есть какие-то такие
вещи, когда надо ремонтировать чуть ли не до самой подошвы дорогу. Город
заинтересован, чтобы такие ремонты произошли, но реально ведь их можно будет
сделать только в следующем году. В большом объеме.

И политический аспект состоит в том, чтобы сформировать
систему управления реализацией этого проекта. Чтобы в свисток не ушло. Чтобы не
было так, что мы отчитались, все четко, деньги закопали. И никто не понял, что
произошло.

И последнее, что я хочу сказать, для этого политического
опыта, в который мы попали, очень важно, чтобы люди, которые лоббируют в партии
«Единая Россия», вот эти вещи тоже понимали и в них участвовали. Не только
жители и бабушки, но и лоббисты должны участвовать в технологическом,
планировочном процессе.

Александр Табачников: Как минимум, понимать.

Андрей Дахин: Как минимум, понимать какие-то
стратегические вещи. И, на мой взгляд, чтобы хорошо управиться с этими
деньгами, нужно формировать какую-то систему управления этим траншем, в которой
участвуют и город, и область, и региональные лоббисты «Единой России».

Владимир Лапырин: А как сами строители думают? Как и
что строить на эти деньги?

Игорь Холин: Учитывая то, что половину сезона мы были
загружены процентов на 25-30, конечно, мы рады и счастливы. Мы готовы работать
и день, и ночь. Но пока нет понятия, и нет гарантий. Понятно, что работать без
аукциона нельзя. Но хотя бы до аукциона, то того, как по закону подрядчики
могут начать работать, нам надо накапливать материалы. Здесь уже прозвучало, что
это огромное количество материалов. Месяц сейчас терять, а за месяц можно много
чего накопить.

Меня лично озаботило то, что подрядчиками какая-то работа
проводится, а с поставщиками – вообще никакой. Они в полном неведении.

Кроме того, что господин Табачников сказал, огромное
количество нерудных материалов, а я бы еще добавил к этому, что, по моим
примерным подсчетам, те деньги, которые сейчас выделяются – это больше 100
километров бортового камня. А если у нас работать можно три месяца, то у них –
только два месяца. Потому что асфальт укладывается уже после бортового камня.

У нас четыре основных поставщика по бортовому камню. Они не
знают задач, они не знают, к чему готовиться. Мы могли бы взять эту функцию, у
нас есть свои поставщики, но если у нас нет никаких гарантий, то мы-то им тоже
не можем дать никаких гарантий. Все сейчас разводят руками, а, по большому
счету, готовности пока никакой нет.

Из сказанного я хотел бы еще присоединиться к тому, что
все-таки, выделяя такие огромные деньги (надо высказать благодарность и
администрации города, и партии), надо все-таки учитывать, что не только на
ремонт, а и на реконструкцию.

В советское время я работал начальником нагорного управления,
трест был один, там было четыре управления. И каждый год в каждом управлении по
две крупные улицы делали реконструкцию. Это восемь улиц каждый год. Это
называется метод накопления. Если все это продвигать, то через 15-20 лет
половина улиц будет отвечать современным нагрузкам. Сейчас не отвечает.

Я в свою бытность реконструировал улицу Минина, это было в
1976 году. Следующий капитальный ремонт наступил в 1994-м. Нижневолжская
набережная. Все такие магистрали достаточно грузонапряженные. Поэтому то, что
мы сверху положим – хоть золотой асфальт, или там щема – это отличный материал,
новая технология… Но надо исследовать дорогу. Если нет конструкции, то щема
ничего не даст.

Я в свое время возглавил первое в городе предприятие,
созданное с участием Немцова с немецкой техникой и технологией, и тогда город
увидел фрезы, которых раньше никто не видел… И немцы, приехав сюда
посмотреть, как мы внедряем их технику, сказали: «Вы, ребят, богатые люди. Вы
что делаете-то? Пять сантиметров срезаете и пять сантиметров кладете. Вы ничего
дороге не даете». Я понимаю, что их задачи такие, чтобы сиюминутно сделать
дорогу в проезжем состоянии. Но нужно как-то стремиться к тому, чтобы накопить
что-то. Или хотя бы не срезать пять сантиметров, а срезать 12, чтобы положить
нормальный крупнозернистый нижний слой – слой износа.

Сергей Пименов: Спасибо большое. Александр Михайлович.

Владимир Лапырин: Грустные они сидят.

Александр Васин: Нет, нормальные. Нам грустить некогда,
мы готовы к работе. Первое, что надо сказать горожанам, депутатам и
журналистам: «Дано благо хорошее и надо за это потерпеть». Да, дорожники будут
круглосуточно работать, но надо всем сказать, что «вы должны потерпеть».

Второе. Правильное решение, я считаю, что создали Дорожный
фонд. И совместно с управлением благоустройства нас уже собирали, у нас есть
понимание. Никакой паники нет.

Мы работали на Бурнаковском проезде. Нам вообще дали неделю на
подготовку. У нас все отработано, поставщики отработаны – это лучшие материалы.
У нас отработана Карелия, у нас отработана Владимирская область – минеральный
порошок. То есть, все материалы, мы знаем, что делать. Единственное, что нужны
понятия, когда будут деньги. Потому что не можем мы поставщиков обманывать, нам
и так уже никто не верит.

Когда начали работать по Бурнаковскому проезду, никто не
верил. Там все было вот так. Виталий Александрович, наверное, знает. Там
столько коммуникаций – вы не представляете даже, и коммуникации очень
серьезные. Справились. И самое главное, что мы знали, что нам делать.

Я думаю, что и теперь перед нами стоит задача совершенно
выполнимая. И баржи пойдут, и пароходы, и с Белоруссией мы бы связались, и со
всеми поставщиками… То есть, люди готовы дать. Единственный вопрос, конечно,
это то, что в области нет минерального порошка. Это ненормальная ситуация.

В связи с этим, что большой круглый стол, и Табачников много
брал на себя всяких новых технологий…

Александр Табачников: Брал, да… И куда я их унес?..

Александр Васин: Мы знаем, что делать, мы ездили в
Белоруссию. Колейность – она дальше будет только развиваться. Пока мы не начнем
на колейность работать – вот мое личное техническое решение – будет только
ухудшаться эта проблема. Будущее, наверное, за бетонными дорогами…

Но есть сейчас материалы из отсева гранитного, они стоят в
Белоруссии 27 рублей, можно привезти. Дороги уже опробованы. Они вечные будут.
Ну, 50 лет точно будут. Если мы уложим какой-то выравнивающий слой и после
этого пять сантиметров – щема, они простоят не 5-10 лет, а гораздо больше. Ну,
верхний слой, естественно, его надо будет снимать, как и в Германии, совершенно
правильно тут заметили.

Задача серьезная, но на самом деле – справимся. Но только надо
сказать людям: «Люди, потерпите, а дорожники должны все сделать, и честь
мундира не опозорить».

Посмотрите, как Сормовское шоссе сделано. Там добавки для
пластичности… Ведь приятно проехать, машина себя по-другому чувствует… И в
других регионах – тоже самое, щема есть – и сразу другое ощущение. А в
Белоруссии поверхностная обработка, мы ее и по области сделали… Машина себя
совсем по-другому ведет, воды совсем нет, даже за нашим Камазом уже совсем по-другому
мы едем.

То есть, я вам предлагаю, создайте совет на основании
правительства или кого-то. Бесплатный. Пусть люди, которые хотят улучшить
дороги, хотят, чтобы что-то продвигалось, хотят показать, что у них что-то
здесь есть (указывает на свою голову), какие-то планы обоснованно дать,
собираются, пусть они смотрят, кто прогрессирует, обсуждают, выносят свое
решение на суд общественности, и тогда действительно все будет. Почему щема
заложили? Потому что все журналы и все прочие начали говорить об этом, и шведы
обратили внимание…

Еще от битума многое зависит. Нижегородский битум на
сегодняшний день один из наиболее некачественных. Но у нас есть наработки, мы
разработали технологию, будет все нормально.

Владимир Лапырин: Вы говорили, что гарантии нужны.
Гарантии от кого – от правительства?..

Дмитрий Бирман: Они должны знать, что выиграют аукцион.

Александр Табачников: Таких гарантий никто не даст.

Александр Васин: Нам надо знать заранее. Мы найдем
деньги, мы в банки пойдем. Нам надо понимать только, что все будет… Но вы –
журналисты и депутаты – должны лоббировать, чтобы все потерпели, потом, через
два месяца все будем радоваться…

Сергей Пименов: Спасибо. Сергей Юрьевич, скажите пару
слов?

Сергей Кирсанов: В этой ситуации объемы огромные, а
будет рвачка – быстрее, быстрее. Но и Вадим Евгеньевич (Булавинов, мэр
Нижнего Новгорода – прим. редакции
) говорил: это не должно быть в ущерб
качеству. Потому что те работы, которые были проведены сейчас по городской и
муниципальным программам – есть вопросы по качеству. В частности, были сняты и
по суммам по некоторым организациям с муниципальных контрактов… Для города,
конечно, выгоднее не деньги вернуть, а качественные дороги.

В частности, пример – Мещерское озеро, борская дорога.
Выполнен ремонт дороги, а люки оказались проваленными на 5-6 сантиметров. Если
машина попадает в этот люк, то – ну и дальше уже нецензурная брань. Всем это
хорошо знакомо. Теперь надо переделывать, все эти люки поднимать. По этому
подряду хотелось бы сказать, что делать лучше сразу качественно, чем потом
переделывать. Потому что некачественно выполненная работа приниматься не будет.

Ну остальное здесь уже все сказали.

Сергей Пименов: Спасибо большое. Вячеслав.

Вячеслав Монахов: Я сначала приготовил материал, думал,
что наш круглый стол будет двигаться в другом направлении. А по ходу круглого
стола я обратил внимание на такую вещь. Как сказали, случилось: выделили
деньги, замечательный проект «Единой России». Наверняка, наше руководство,
руководство города тоже внесло свой вклад, ведь выделили именно нашему городу
эти деньги. Но в ходе круглого стола выявилась такая интересная вещь: справа от
меня сидят чиновники, а слева предприниматели. Справа все перепугались этих
денег – что с ними делать, куда бежать, почему у нас ничего не готово… Начались
проблемы…

Александр Табачников: Вы утрируете, очень сильно
утрируете.

Вячеслав Монахов: … «Почему не подготовили проекты?»
Да, действительно, — почему не подготовили? Очень много вопросов к этой части
стола.

И слева – очень четкая уверенность: не мешайте, мы сделаем
все, мы всех найдем. От вас только одно – не мешайте, если можете – помогите.

Александр Табачников: Формально я вообще-то не
чиновник. А в душе – дорожник…

Никто не перепугался, никто не кричит: «Все пропало! Все
пропало!» Вопрос в том, что деньги – это, прежде всего, ответственность. На
сегодняшний день дорожные организации находятся в каком состоянии? Выиграть
конкурс и выполнить то, за что они пошли на конкурс. Дорожным руководителям
отвечать, прежде всего, перед субъектом, потому что деньги получит область, и
перед системой Росавтодора, которая состоит из двух частей. Финансовые
требования к этим деньгам – их еще надо получить, подготовить документацию, по
которой эти деньги выделят, потому что деньги просто так, без документов, не выделяют.
Это не магазин. Второе – на эти деньги нужно выполнить работы по требованиям
Росавтодора. Это очень жесткие требования. Насколько я знаю, в Нижнем Новгороде
ни разу еще не выполнялся ремонт по требованиям Росавтодора.

Беда, наверное, в том, что мы уходим в частности. Дорожники
начинают говорить о технической части, Дмитрий Петрович говорит о социальной
составляющей… Каждый одеяло тянет на себя. По большому счету, все правы.

Но то, что мы разрываем вот это дело, говорит о том, что
отсутствует какая бы то ни было единая программа дорожного строительства в
Нижнем Новгороде. На сегодняшний день проектов у нас нет. То есть, любые
деньги, которые придут в Нижегородскую область – под них должны быть готовы
документы.

Виталий Ковалев: Их все равно надо будет переделывать.

Александр Табачников: Не надо будет.

Дмитрий Бирман: Да ладно, сто раз с этим сталкивались.
А насчет того, что кто-то одеяло тянет на себя, то, Александр Феликсович, вы
очень личностно воспринимаете круглый стол. А он нужен для того, чтобы коллеги
рассказали друг другу, а особенно вам…

Александр Табачников: Что их волнует.

Дмитрий Бирман: Не что волнует. Какие вокруг иногда
такого узкого видения ситуации возникают дополнительные проблемы. Все должны
помочь и включиться. Правильно вы говорите (Васину), что все должны
сказать – депутаты, корреспонденты – «ребят, слава богу»…

Александр Табачников: Вы же инженер, такой же, как и я,
мы же учились в одном институте. Вы же понимаете, что, когда инженерные
проблемы начинают пытаться решить гуманитарии, все встает с ног на голову.

Дмитрий Бирман: Вы путаете кислое с пресным.

Александр Табачников: Дороги – это инженерная проблема.

Дмитрий Бирман: Средства массовой информации существуют
для того, чтобы сформировать или поддержать общественное мнение по вопросу. Не
должны журналисты быть технически грамотными. Не должны быть бабушки технически
грамотными. Слава богу, что есть у нас технически грамотные люди, но создать
нормальную атмосферу, в которой вы – технически грамотные люди – проведете эту
работу, мы все вместе должны. Работа предстоит большая, а напряженность
социальная тоже может быть большая.

Я поэтому и говорю, что, когда каждая бабушка может позвонить,
сказать – она участвует в процессе. Если человек вовлечен в процесс, он за него
переживает, он не сопротивляется, и т.д. Вот я о чем говорю, а не о том, что
завтра они поедут с треногой, проковыряют асфальт и скажут: «А у нас
проваливается тренога для камеры».

Александр Табачников: Ну пусть бабушки звонят…

Дмитрий Бирман: Депутаты существуют для того – вы
должны знать это не хуже – чтобы люди к ним обращались по любому вопросу.

Александр Табачников: Я только скажу еще, что перед
думой всегда отчитываются квадратными метрами. А нужно иметь мужество, чтобы
отчитываться не метрами, а качеством выполненной работы. Все присутствующие
говорят: «Нет ливневок». Эти деньги – их просто никто не увидит. Ни бабушка, ни
депутат. Это деньги, которые не увидит никто.

Сергей Пименов: Уважаемые коллеги, мне Александр
Феликсович прямо с какого-то нового ракурса открылся. Я знаю его как человека с
таким техническим укладом, а он сегодня фразу такую выдал «пирог дорожной
одежды»… Все-таки тут тоже поэзия.

Несколько человек одновременно: Он романтик.

Сергей Пименов: Есть предложение подводить итоги.

Владимир Лапырин: Прежде чем подводить итоги, я бы
хотел два слова сказать. Выслушали и депутатов, и строителей. Все-таки остается
впечатление одно: и деньги освоим, и дороги залатаем, документацию, наверное,
тоже сделаем. Но вот есть русское слово, простое и понятное – впопыхах. Вот это
впопыхах – оно вселяет тревогу и на будущее, и на сегодняшний день. Мне
кажется, что не просто деньги освоить, а крупную работу вести без инженерной
подготовки и без перспективы на будущее – на год, на три, на десять – это все
равно, что движение в никуда. Вот это очень беспокоит.

Сергей Пименов: Виталий Александрович, два слова в
завершение.

Виталий Ковалев: Я уже все сказал, менять не буду.
Единственное, с чем хочу ко всем обратиться: естественно, проблемы с движением
в городе будут. Когда вы ремонтируете у себя в квартире, когда в огороде
что-нибудь строите, возникает та же ситуация: нельзя что-то ремонтировать, не
создавая никаких проблем. Тут ответ один раз и навсегда.

Мы постараемся максимально минимизировать все неудобства,
связанные с ремонтными работами.

Здесь произошло такое бурное обсуждение. Мое мнение таково,
что все, что здесь сказано – все имеет свои основания. Наша задача всех вместе
– работать не как мы работали, как пожарная команда, потому что ситуация, в
основном этого требовала. Тысячи колодцев проваленных, тысячи метров труб,
которые все время ломаются, дороги, в которые за последние 4-5 лет огромные
средства вливали… Но это была объективная необходимость, потому что если по
дороге опасно ездить, а денег хватает только на то, чтобы верхний слой покрыть
– приходится, понимая, идти на это.

Нам нужно уходить от режима работы пожарной команды к режиму
плановости, устойчивой нормальной работы. Когда будет проектная документация и
понимание, кто где деньги выбивает, понимание того, что мы будем делать в
следующем году, чтобы мы могли все вместе планы составлять и двигаться дальше.

Сергей Пименов: Спасибо всем.

По теме
14.01.2019
Господин Шунин, это ли не пытка - держать людей в закрытой клетке?
12.01.2019
Процесс по делу Сорокина может перейти в стремительный и непредсказуемый эндшпиль.
12.01.2019
Аргументы гособвинения, что в деле нет секретных документов, понятны, но наивны.
12.01.2019
Твердая позиция Сорокина вынуждает менять его сценарий.
Подборка
11.01.2019
Уникальный год
array(30) {
  ["NAME"]=>
  string(27) "Уникальный год"
  ["~NAME"]=>
  string(27) "Уникальный год"
  ["DETAIL_PAGE_URL"]=>
  string(24) "/analytic/unikalnyy-god/"
  ["~DETAIL_PAGE_URL"]=>
  string(24) "/analytic/unikalnyy-god/"
  ["ACTIVE_FROM"]=>
  string(19) "11.01.2019 17:33:49"
  ["~ACTIVE_FROM"]=>
  string(19) "11.01.2019 17:33:49"
  ["PROPERTY_AUTHOR_VALUE"]=>
  string(4) "9660"
  ["~PROPERTY_AUTHOR_VALUE"]=>
  string(4) "9660"
  ["PROPERTY_AUTHOR_VALUE_ID"]=>
  string(6) "163376"
  ["~PROPERTY_AUTHOR_VALUE_ID"]=>
  string(6) "163376"
  ["LANG_DIR"]=>
  string(1) "/"
  ["~LANG_DIR"]=>
  string(1) "/"
  ["ID"]=>
  string(6) "142331"
  ["~ID"]=>
  string(6) "142331"
  ["CODE"]=>
  string(13) "unikalnyy-god"
  ["~CODE"]=>
  string(13) "unikalnyy-god"
  ["EXTERNAL_ID"]=>
  string(6) "142331"
  ["~EXTERNAL_ID"]=>
  string(6) "142331"
  ["IBLOCK_SECTION_ID"]=>
  NULL
  ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=>
  NULL
  ["IBLOCK_TYPE_ID"]=>
  string(4) "news"
  ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=>
  string(4) "news"
  ["IBLOCK_ID"]=>
  string(1) "9"
  ["~IBLOCK_ID"]=>
  string(1) "9"
  ["IBLOCK_CODE"]=>
  string(8) "analytic"
  ["~IBLOCK_CODE"]=>
  string(8) "analytic"
  ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=>
  NULL
  ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=>
  NULL
  ["LID"]=>
  string(2) "s1"
  ["~LID"]=>
  string(2) "s1"
}
11.01.2019
Год разновекторных впечатлений
array(30) {
  ["NAME"]=>
  string(58) "Год разновекторных впечатлений"
  ["~NAME"]=>
  string(58) "Год разновекторных впечатлений"
  ["DETAIL_PAGE_URL"]=>
  string(43) "/analytic/god-raznovektornykh-vpechatleniy/"
  ["~DETAIL_PAGE_URL"]=>
  string(43) "/analytic/god-raznovektornykh-vpechatleniy/"
  ["ACTIVE_FROM"]=>
  string(19) "11.01.2019 14:50:42"
  ["~ACTIVE_FROM"]=>
  string(19) "11.01.2019 14:50:42"
  ["PROPERTY_AUTHOR_VALUE"]=>
  string(5) "20751"
  ["~PROPERTY_AUTHOR_VALUE"]=>
  string(5) "20751"
  ["PROPERTY_AUTHOR_VALUE_ID"]=>
  string(6) "163364"
  ["~PROPERTY_AUTHOR_VALUE_ID"]=>
  string(6) "163364"
  ["LANG_DIR"]=>
  string(1) "/"
  ["~LANG_DIR"]=>
  string(1) "/"
  ["ID"]=>
  string(6) "142328"
  ["~ID"]=>
  string(6) "142328"
  ["CODE"]=>
  string(32) "god-raznovektornykh-vpechatleniy"
  ["~CODE"]=>
  string(32) "god-raznovektornykh-vpechatleniy"
  ["EXTERNAL_ID"]=>
  string(6) "142328"
  ["~EXTERNAL_ID"]=>
  string(6) "142328"
  ["IBLOCK_SECTION_ID"]=>
  NULL
  ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=>
  NULL
  ["IBLOCK_TYPE_ID"]=>
  string(4) "news"
  ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=>
  string(4) "news"
  ["IBLOCK_ID"]=>
  string(1) "9"
  ["~IBLOCK_ID"]=>
  string(1) "9"
  ["IBLOCK_CODE"]=>
  string(8) "analytic"
  ["~IBLOCK_CODE"]=>
  string(8) "analytic"
  ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=>
  NULL
  ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=>
  NULL
  ["LID"]=>
  string(2) "s1"
  ["~LID"]=>
  string(2) "s1"
}
10.01.2019
Год был интересным и сложным
array(30) {
  ["NAME"]=>
  string(52) "Год был интересным и сложным"
  ["~NAME"]=>
  string(52) "Год был интересным и сложным"
  ["DETAIL_PAGE_URL"]=>
  string(40) "/analytic/god-byl-interesnym-i-slozhnym/"
  ["~DETAIL_PAGE_URL"]=>
  string(40) "/analytic/god-byl-interesnym-i-slozhnym/"
  ["ACTIVE_FROM"]=>
  string(19) "10.01.2019 18:08:47"
  ["~ACTIVE_FROM"]=>
  string(19) "10.01.2019 18:08:47"
  ["PROPERTY_AUTHOR_VALUE"]=>
  string(5) "13715"
  ["~PROPERTY_AUTHOR_VALUE"]=>
  string(5) "13715"
  ["PROPERTY_AUTHOR_VALUE_ID"]=>
  string(6) "163317"
  ["~PROPERTY_AUTHOR_VALUE_ID"]=>
  string(6) "163317"
  ["LANG_DIR"]=>
  string(1) "/"
  ["~LANG_DIR"]=>
  string(1) "/"
  ["ID"]=>
  string(6) "142320"
  ["~ID"]=>
  string(6) "142320"
  ["CODE"]=>
  string(29) "god-byl-interesnym-i-slozhnym"
  ["~CODE"]=>
  string(29) "god-byl-interesnym-i-slozhnym"
  ["EXTERNAL_ID"]=>
  string(6) "142320"
  ["~EXTERNAL_ID"]=>
  string(6) "142320"
  ["IBLOCK_SECTION_ID"]=>
  NULL
  ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=>
  NULL
  ["IBLOCK_TYPE_ID"]=>
  string(4) "news"
  ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=>
  string(4) "news"
  ["IBLOCK_ID"]=>
  string(1) "9"
  ["~IBLOCK_ID"]=>
  string(1) "9"
  ["IBLOCK_CODE"]=>
  string(8) "analytic"
  ["~IBLOCK_CODE"]=>
  string(8) "analytic"
  ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=>
  NULL
  ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=>
  NULL
  ["LID"]=>
  string(2) "s1"
  ["~LID"]=>
  string(2) "s1"
}
10.01.2019
Мы начали разговаривать – и между собой, и с властью
array(30) {
  ["NAME"]=>
  string(95) "Мы начали разговаривать – и между собой, и с властью"
  ["~NAME"]=>
  string(95) "Мы начали разговаривать – и между собой, и с властью"
  ["DETAIL_PAGE_URL"]=>
  string(61) "/analytic/my-nachali-razgovarivat-i-mezhdu-soboy-i-s-vlastyu/"
  ["~DETAIL_PAGE_URL"]=>
  string(61) "/analytic/my-nachali-razgovarivat-i-mezhdu-soboy-i-s-vlastyu/"
  ["ACTIVE_FROM"]=>
  string(19) "10.01.2019 12:03:05"
  ["~ACTIVE_FROM"]=>
  string(19) "10.01.2019 12:03:05"
  ["PROPERTY_AUTHOR_VALUE"]=>
  string(4) "9687"
  ["~PROPERTY_AUTHOR_VALUE"]=>
  string(4) "9687"
  ["PROPERTY_AUTHOR_VALUE_ID"]=>
  string(6) "163290"
  ["~PROPERTY_AUTHOR_VALUE_ID"]=>
  string(6) "163290"
  ["LANG_DIR"]=>
  string(1) "/"
  ["~LANG_DIR"]=>
  string(1) "/"
  ["ID"]=>
  string(6) "142311"
  ["~ID"]=>
  string(6) "142311"
  ["CODE"]=>
  string(50) "my-nachali-razgovarivat-i-mezhdu-soboy-i-s-vlastyu"
  ["~CODE"]=>
  string(50) "my-nachali-razgovarivat-i-mezhdu-soboy-i-s-vlastyu"
  ["EXTERNAL_ID"]=>
  string(6) "142311"
  ["~EXTERNAL_ID"]=>
  string(6) "142311"
  ["IBLOCK_SECTION_ID"]=>
  NULL
  ["~IBLOCK_SECTION_ID"]=>
  NULL
  ["IBLOCK_TYPE_ID"]=>
  string(4) "news"
  ["~IBLOCK_TYPE_ID"]=>
  string(4) "news"
  ["IBLOCK_ID"]=>
  string(1) "9"
  ["~IBLOCK_ID"]=>
  string(1) "9"
  ["IBLOCK_CODE"]=>
  string(8) "analytic"
  ["~IBLOCK_CODE"]=>
  string(8) "analytic"
  ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=>
  NULL
  ["~IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=>
  NULL
  ["LID"]=>
  string(2) "s1"
  ["~LID"]=>
  string(2) "s1"
}

В хорошем качестве hd видео

Смотреть русские видео онлайн