





Новые рубежи
Группа ГАЗ и Горьковский автозавод очень вовремя провели
модернизацию производства и модельного ряда. Тот же «ГАЗон NEXT»
— это средний грузовик, очень востребованный на рынке продукт. Ниша это очень
емкая и до сих пор не закрытая. ГАЗ с 90-х годов практически не производит
знаменитые грузовики. Был средний грузовик «Валдай», но его производство аккуратно
свернули в 2000-х годах.
Последние события показывают, что у завода есть перспективы,
завод возвращается в те ниши, которые в силу конъюнктуры рынка, субъективных
причин и ошибок прежнего руководства ГАЗа были утеряны.
«ГАЗон NEXT», производство которого
недавно запущено, — автомобиль абсолютно современный. Дело даже не в дизайне
как таковом, а в «фарше», в начинке. Это современный грузовик, вполне
отвечающий европейским требованиям к данному виду транспорта.
Что касается «ГАЗели», то с момента запуска первой модели в 1993
году прошел уже двадцать один год. В свое время это был хит продаж, но потом «ГАЗель»
стала уступать даже не столько европейским «Фиату», «Ивеко» или «Мерседесу»,
сколько китайским грузовикам с совершенно неприлично для русского уха звучащими
названиями. Кроме того, сказался и кризис 2008-2010 годов, который снизил спрос
на легкие коммерческие грузовики. Все это привело производство и финансовое
состояние ГАЗа в не лучшее состояние. Сейчас, как я понимаю, кризис не просто
преодолен – завод выходит, как раньше говорилось, «на новые рубежи».
«ГАЗель NEXT» — это не просто
результат редизайна, это совершенно новый легкий грузовик, который выпускается
в интересах малого и среднего бизнеса. Думаю, что продажи должны себя
оправдать, тем более что сейчас работает программа утилизации, которую ГАЗ
проводит через своих дилеров. Прошлая программа дала прирост объема продаж на
17 процентов. Думаю, и в этот раз – причем не только из-за скидок, но и в силу
того, что предложенный продукт отвечает спросу, потребностям малого и среднего
рынка – может оказаться двузначным.
Что касается открытия производства «ГАЗель NEXT»
в Турции и его перспектив, то у всего есть соотношение «цена-качество». Если брать,
условно говоря, легковой транспорт, то есть «Роллс-Ройс», есть «Порше», есть «Мерседес-Бенц»
— это вершина автомобилестроения. Но не всем нужен «Роллс-Ройс», «Порше» или «Мерседес-Бенц»,
— кому-то нужен нормальный городской или сельский легковой автомобиль по
приемлемой цене, с понятным набором качеств и характеристик, с понятной
стоимостью эксплуатации, с возможностью недорогого ремонта.
Если говорить про легкие коммерческие грузовики, то здесь тоже
есть несколько ниш, и «ГАЗель NEXT» занимает хорошую
нишу легкого коммерческого грузовика с доступной стоимостью, для которого есть
развитая, в том числе и за рубежом, инфраструктура обслуживания – это немаловажно,
что не требуется ждать, пока деталь приедет через две-три недели со склада за
морем. Несомненные преимущества этой машины – простота и дешевизна эксплуатации
и четкое позиционирование на малый и средний бизнес, в том числе турецкий,
европейский, украинский (если на Украине война закончится), который хочет
купить нормальную недорогую машину, обслуживать ее по приемлемой цене, с
понятным гарантийным сроком, с понятным сроком эксплуатации, позволяющим «отбить»
вложенные деньги.
Сочетание этих качеств позволяет открывать производства «ГАЗели
NEXT» в той же Турции, потому что объемы незакрытой
ниши позволяют покрыть расходы на инвестиции и выйти на определенную прибыль и
занять определенную долю рынка, пусть это будет и не 90 процентов, но опять же,
вполне вероятно, двузначная цифра.
В последнее время мы, россияне, ищем, чем бы нам гордиться – и
в данном случае Группа ГАЗ доказывает, что она действительно является флагманом
российского автомобилестроения. Доступные легкие и среднетоннажные
коммерческие грузовики для малого и среднего бизнеса, для промышленности, для
перевозок на средние расстояния – это та ниша, которую занимает продукция ГАЗа.
И она занимает ее по праву.
Может быть, когда-нибудь ГАЗ будет выпускать лимузины для
членов правительства, массовый автомобиль под собственным брендом, но это
зависит уже от общего платежеспособного спроса в стране, от того, как будет
развиваться экономика, сколько у людей будет денег, как активно они будут обновлять
свой машинный парк – и частные лица, и корпорации, и малый и средний бизнес.

