О кадрах для высоких технологий и инноваций
В последние годы прослеживается тенденция наращивания экономического
потенциала высокоразвитых стран за счет научно-технических и технологических
инноваций, причем в этом активную роль играет государство. Современные
высокотехнологичные программы демонстрируют увеличение наукоемкости
современных изделий. Их разработка и производство требуют национальной
инновационной экономики, роста расходов на НИОКР и соответствующих кадров.
Система НИОКР в развитых странах стала значительной и динамичной частью
экономической деятельности. Так, в американской компании Lockheed
Martin из 125 тыс. сотрудников более 70 тыс. ученых и
инженеров, в том числе 20 тыс. специалистов по электронным системам и
программному обеспечению. Обнаружив пробелы в подготовке системных инженеров, в
США решили увеличить сроки обучения магистров инженерных наук до восьми лет.
Промышленное развитие нашей страны тоже вступило в новую, инновационную,
фазу. Развитие инновационной экономики страны, национальной технологической
базы и наукоемких производств требует решения проблемы
кадрового обеспечения, которое зависит от системы подготовки кадров – от
рабочих до руководителей промышленных холдингов и научно-исследовательских
центров. Сегодня стратегии развития высокотехнологичных отраслей являются
приоритетами промышленной политики. В связи с этим государство должно
определить долгосрочные перспективы подготовки руководителей, научных кадров,
специалистов и рабочих кадров для этих отраслей. Модернизация промышленности и
развитие наукоемких технологий двойного применения вызывают не только
значительные изменения в структуре занятости. Они требуют иного понимания
проблем подготовки конкурентоспособных специалистов для высокотехнологичных
предприятий, обладающих необходимым производственным и личностным потенциалом,
современными знаниями и навыками. Поэтому нашей стране необходима национальная
стратегия подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей, включающая
переподготовку кадров для модернизации предприятий, подготовку
научно-педагогических кадров мирового класса, и подготовку конкурентоспособных
рабочих кадров, специалистов и научных работников для модернизированных
организаций.
Эти задачи должны выполняться силами высшей школы, учреждений дополнительного
профессионального образования, научных организаций РАН и отраслевой науки, а
также промышленных структур. Решать их надо одновременно с увязкой индикаторов
и регуляторов в системе планирования, в соответствии с которыми должны
выделяться целевые бюджетные средства. Наивно полагать, что рынок труда
самостоятельно отрегулирует кадровые проблемы высокотехнологичных отраслей.
Однако и система профессионального образования пока не смогла решить проблему
дефицита квалифицированных специалистов, рабочих и научных кадров. О
необходимости решения наболевшей проблемы подготовки рабочих и инженерных
кадров недавно говорил Президент России.
Корпоративно-образовательная и межвузовская интеграция ресурсов
По мнению работников ряда ведущих машиностроительных предприятий многие
выпускники инженерных вузов недостаточно подготовлены к работе на
высокотехнологичных предприятиях, в частности, плохо владеют современными
методами проектирования, не чувствуют полезность той или иной информации,
необходимой для развития производства. Их переход на инженерные и
управленческие должности возможен только после адаптации к производству. Для
этого большая часть молодых специалистов с высшим образованием, не имеющих
практического опыта, должна сначала потрудиться на рабочих должностях. На
инженерно-технические должности сразу могут претендовать не более половины
вчерашних студентов, зарекомендовавших себя во время учебы и производственных
практик, а на управленческие должности — не более 5%.
Сложность «вхождения» выпускников вузов на предприятия во многом обусловлена
и тем, что их представления о перспективах трудоустройства и будущей трудовой
деятельности не совпадают с реальной обстановкой и соотношением спроса и
предложения на них. Недостаточная социальная адаптация молодых специалистов, их
психологическая неподготовленность к работе на предприятии нередко приводят к
негативному восприятию выпускников вузов работодателями. Понимание этой
ситуации привело к реформированию российской высшей школы путем создания
федеральных и исследовательских университетов, инновационных компаний при вузах
и научных организациях.
Но вместе с тем улучшение подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей
неразрывно связано с повышением эффективности их использования. Иначе хорошо
подготовленные молодые люди найдут способы избежать соприкосновения с отсталой
технико-технологической производственной базой и косным менеджментом
некомпетентных, но зато «своих» управляющих. То же самое случится и с
повышением квалификации профессорско-преподавательских и научных кадров,
заинтересованных во взаимодействии с передовыми предприятиями.
К сожалению, многие ФГУП’ы и ОАО не смогли
перестроиться в соответствии достижениями научно-технического прогресса и
рыночными условиями, что привело некоторые из них к тяжелым последствиям,
включая деградацию кадрового состава. Оснащение предприятий импортируемым
современным технологическим оборудованием за средства госбюджета не ведет к
бурному росту эффективности производства, в том числе из-за бездарного
руководства. Проблема это не техническая и даже не экономическая, а
политическая.
В первую очередь необходимо прекратить бесперспективное вливание огромных
ресурсов во все ОАО и ФГУП’ы, сосредоточив усилия на
селективной поддержке лишь тех предприятий, которые доказали свою живучесть в
жестком соревновании с мировыми лидерами. Для них надо обеспечить опережающую
подготовку и закрепление конкурентоспособных кадров. Без взаимодействия с
промышленным сообществом вуз не в состоянии адекватно оценить и спрогнозировать
изменения конъюнктуры рынков труда.
Поэтому ведущие технические университеты в последние годы разработали
программы партнерства с предприятиями, ориентированные на совместную подготовку
специалистов, проведение исследований и разработок. Создаются корпоративные
образовательно-производственные структуры, позволяющие погружать студентов в
профессиональную среду будущей производственной деятельности на ранних стадиях
обучения, тем самым усиливая ориентированную на
практику подготовку.
Функционирование на рынке порождает не только конкуренцию, но и партнерские
отношения, обмен информацией между вузами методической и научно-технической
информацией. Опыт взаимодействия вузов и предприятий показывает, что даже
крупный ведущий вуз, как правило, не может обеспечить формирование у студентов
всего комплекса необходимых профессиональных знаний и навыков. Поэтому
одновременно с корпоративным взаимодействием с предприятиями-партнерами нужна
межвузовская интеграция. Ее главная цель — координация усилий образовательных
учреждений в сфере подготовки конкурентоспособных специалистов путем внедрения
инновационных образовательных технологий. Некоторые вузы, обеспечивая усиление
конкурентных позиций, пошли по пути объединения своих материально-технических,
информационных и кадровых ресурсов. Организационно межвузовские объединения
сейчас реализуются в формах ассоциаций, ресурсных центров коллективного
пользования, корпоративных университетов и т.д. Совместная разработка,
апробация и внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных и
педагогических технологий снизит финансовую нагрузку на каждый вуз, приведет к
формированию унифицированной корпоративной информационно-образовательной среды,
повысит качество и доступность образования.
Общегосударственная система подготовки кадров
Для активизации подготовки конкурентоспособных кадров, научно-технических
разработок, создания инновационных структур предлагается интенсифицировать
развитие межвузовских связей и интеграционных процессов между техническими
университетами и предприятиями путем создания горизонтально-сетевых структур их
организации. Для этого необходимо сформировать общегосударственную систему
подготовки кадров для высокотехнологичных предприятий и объединений. Ее можно
организовать в составе следующих подсистем:
1) подсистема отраслевых корпоративных вузов, создаваемая путем интеграции
национальных исследовательских университетов и других ведущих инженерных вузов
с профильными промышленными предприятиями, например, по схеме консорциума. Цель
— подготовка проектировщиков, разработчиков сложных систем, специалистов по их
стоимостному анализу, руководителей высокотехнологичных предприятий и научных
кадров, проведения научных исследований и инновационной деятельности с
использованием промышленной, научной и методической базы организаций. Срок
обучения специалистов и магистров в таких вузах не менее 6-7 лет, соотношение
преподаватель студент 1:4, объем выполняемых научных и инновационных работ не
менее объема финансирования образовательной деятельности. Число вузов, входящих
в подсистему – не более 50. Подсистему уже можно организовать на основе
национальных исследовательских университетов и части ведущих вузов, участвующих
в выполнении Государственного плана подготовки кадров для оборонных
предприятий. Они станут основными «узлами» сетевой структуры, распределив между
собой обязанности и ответственность за положение дел в отраслях и регионах.
2) подсистема внутрифирменных вузов, создаваемая путем передачи технических
вузов в состав крупных промышленных объединений. Цель — организация
практико-ориентированной подготовки рабочих и инженерных кадров с включенными в
нее программами начального и среднего профессионального образования и
проведение оптимизации содержания, структуры и технологии подготовки рабочих
кадров, мастеров и технологов цехового и заводского уровней, в том числе,
используя опыт советской схемы «завод-втуз». Число передаваемых технических
вузов по нашим оценкам может составить до 30-40, если сформировать
внутрифирменные вузы в крупных промышленных концернах и холдингах. Подготовка
по программам начального и среднего профессионального образования возможна либо
путем включения в структуру вузов образовательных центров предприятий и
учреждений начального и среднего профессионального образования, либо
организацией такой подготовки в самом вузе.
3) подсистема региональных научно-образовательных промышленных кластеров,
ядро которых составляют технические вузы, объединенные с профильными
учреждениями начального и среднего профессионального образования. Интеграция
профильных ПТУ и техникумов с вузом поднимет их престижность. Такие вузы
взаимодействуют по схеме консорциума с промышленными предприятиями в регионах и
центрами дополнительного профессионального образования, оперативно реагируя не
только на потребности рынка труда, но быстро обеспечивая кадровые потребности
при создании перспективных разработок и тиражировании новых изделий.
4) подсистема в виде федеральных научно-образовательных центров высоких
технологий, создаваемых на базе ведущих институтов РАН и государственных научных
центров с главной целью подготовки научных кадров: магистров, кандидатов и
докторов наук, проведения научных исследований и инновационной деятельности.
Такие центры вместе с высокотехнологичными предприятиями могут организовать
межотраслевые консорциумы. Это активизирует работу
конструкторско-технологических и научных организаций РАН, государственных
научных центров.
Для прогнозирования, планирования и мониторинга, координации регионального,
отраслевого и межотраслевого сотрудничества в системе должно быть создано
кадровое агентство. Оно обеспечит и изменение отношений в системе подготовки
кадров между государством, вузами, предприятиями и студентами, проходящими
подготовку за счет бюджетных средств. Каждая из сторон должна выполнять свои
обязательства в полном объеме, невыполнение должно предусматривать возмещение
ущерба. Это изменит психологический настрой студента, его понимание своей востребованности, перспектив роста, ответственности и т.д.
Ведущие технические вузы и региональные власти уже осознали необходимость
практико-ориентированной подготовки специалистов. Например, национальный
исследовательский университет МАИ при поддержке департамента промышленности
Москвы организовал в вузе программы обучения своих студентов рабочим
профессиям, которые пользуются большим спросом. Такое взаимодействие усиливает
участие, роль и ответственность региональных властей за кадровое обеспечение
специалистами предприятий, работающих в регионе.
Остановимся подробнее на организации обучения во внутрифирменных вузах высокотехнологичных
предприятий. Нужно разработать систему «составных» государственных
образовательных стандартов, в которой стандарт начального профессионального
образования станет обязательной частью стандарта среднего профессионального
образования, а тот, в свою очередь, станет частью стандарта высшего
профессионально образования. Такие технические вузы смогут принимать на
обучение практически всех желающих, сдавших ЕГЭ. Студент обучается по
следующему алгоритму: после окончания первого курса он получает документ о
рабочей профессии и проводится отбор на следующий образовательный уровень.
После окончания второго (третьего) курса ему выдается диплом техника и
проводится отбор на право получения инженерного образования. Те, кто не прошли
отбор на очередной уровень, будут работать на предприятии в должностях,
соответствующих освоенной профессиональной образовательной программе. Они могут
реализовать право на продолжение обучения по очной (после двух лет работы), очно-заочной или заочной форме обучения. Полный срок
получения высшего профессионального образования по такой схеме 4,5 – 5 лет.
В таком варианте внутрифирменные вузы обеспечат для профильных предприятий,
концернов и холдингов практико-ориентированными кадрами всех уровней
квалификации, а обеспечивая дополнительное
профессиональное образование, реализуют право каждого на «непрерывное
образование через всю жизнь». Высокотехнологичные предприятия решат полностью и
в долговременном плане кадровую проблему, по сути, восстановив механизм
распределения выпускников на работу внутри холдинга или концерна.
Каждая подсистема формирует координационный Совет, единая система создает
федеральный координационный Совет и кадровое агентство. В системе происходит
взаимодействие всех уровней профессионального образования, в ней становится
главным не наличие традиционных ресурсов, но возможность открытого и
эффективного доступа (к идеям, информации, знаниям, программам, методикам и
технологиям обучения), ориентированного на увеличение своих нематериальных
активов, повышение качества образования и конкурентоспособности. Сетевое
взаимодействие и открытые инновации приведут к мультипликативному эффекту,
увеличат возможности комбинирования кадровыми и инновационными ресурсами,
усилят эффект интеграции, сформируют новое качественное состояние как самой
системы, так и ее элементов.
В горизонтально-сетевой схеме организации системы будут переплетаться
интересы предприятий, вузов и учреждений ДПО, их групп, стимулы и ограничения,
жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество,
нормативные требования и неформальные инициативы. Задачи развития
инновационного потенциала, обновления технического образования будут решаться
совместно, т.к. при сетевом взаимодействии достижение единых представлений о
проблемах не является определяющим. Участники сети за счет перетоков
информации, знаний, опыта получат возможность подтягиваться к более эффективным
из них и друг к другу, переформатироваться и интегрироваться с более
эффективными субъектами, в том числе, в результате вхождения в их состав.
Сетевое взаимодействие с предприятиями и научными учреждениями превратит высшую
школу и ДПО в субъекты реального сектора экономики, партнеров
высокотехнологичных предприятий. Единая система сможет осуществлять поддержку
развития отраслей и предприятий.
Федеральные университеты в округах и национальные исследовательские
университеты, вместе с федеральными научно-образовательными центрами высоких
технологий, учреждениями ДПО и кадровым агентством, возьмут на себя основную
часть функций органов межрегиональной и межотраслевой координации. Должно быть
предусмотрено участие вузов системы в формировании и выполнении федеральных
целевых и научно-технических программ и НИОКР в размере не менее 5% от общего
объема их финансирования. Это позволит создать организационно-технологические
основы для роста инноваций и аутсорсинга.
Результативность системы можно будет оценить показателями:
уровень обеспеченности предприятий и конкурентоспособность работающих кадров
всех уровней квалификации;
объем НИОКР, количество инновационных компаний и объем наукоемкой продукции
для предприятий-партнеров;
финансово-экономические показатели предприятий-партнеров и вузов.
Многое зависит от того, как будет развиваться единая система, насколько
обоснованной будет выбранная стратегия ее развития, как будут формироваться
культура взаимодействия и традиции. Если она перестанет отвечать выбранным
целям, то она перестроится, если окажется неспособной выполнять свои задачи, то
перестанет существовать. Главное условие – нацеленность на перспективу, а не
устранение текущих проблем и несоответствий.
Эффективное управление системой потребует совершенствования
организационно-правовых форм и механизмов государственной поддержки подготовки
кадров.
Требуют отдельного рассмотрения правовые, финансовые и экономические вопросы
создания и развития внутрифирменных вузов. Предлагаемый вариант передачи
профильных технических вузов в состав ведущих промышленных объединений может
сопровождаться соответствующим увеличением в них доли государственной
собственности, равной стоимости имущественного и нематериальных активов вуза
либо оформлением режима доверительного управления. Вопросы формирования
имущественного комплекса и финансирования входящих в
состав объединений внутрифирменных вузов должны определяться в рамках
разработки соответствующих системных проектов.
Увеличению ресурсного обеспечения и привлекательности таких вузов будет
способствовать принятие нормативных правовых актов в сфере налогообложения и
ценообразования, например, о включении затрат организаций на обучение в
структуру цены изделий, производимых в рамках государственного оборонного
заказа и поставляемых на экспорт, а также увеличения доли таких затрат,
учитываемых в целях налогообложения; об установлении льготного налогообложения
имущественного комплекса организаций в части дорогостоящего
производственно-технологического оборудования, используемого в образовательном
процессе.
Дополнительный доход вуз может получить в качестве дивидендов от переданной
в траст государственной доли собственности. Таким образом, внутрифирменный вуз
и предприятия будут экономически заинтересованы в подготовке
конкурентоспособных специалистов и проведении активной инновационной и научной
работы. Вуз фактически станет активным субъектом рыночных отношений,
равноправным партнером предприятий.
Многоконтурная горизонтально-сетевая схема организации образовательной,
научно-технической и инновационной деятельности системы дополнит традиционные
вертикально-иерархические схемы российских предприятий.
Во-первых, она предоставит возможность распространения открытых инноваций в
специфических для многих высокотехнологичных предприятий условиях ограниченного
информационного обмена.
Во-вторых, развитие горизонтально–сетевой структуры приведет к ускорению
образовательных, научно-технических и производственных инноваций, генерации
мультипликативных эффектов.
В-третьих, эффекты сетевой кооперации за счет комбинирования разнородных
ресурсов, совместной работы над проблемами, создания «двойных» технологий и их
реализации в других областях, получения новых инновационных результатов будут
важным стимулом для предприятий.
Целесообразно провести функционально-целевые изменения в структуре
государственного управления, в частности:
реорганизовать Министерство образования и науки, создав при Правительстве
России Федеральное агентство высоких технологий и инноваций, сочетающее в себе
функции отечественного миноборонпрома и американской
«DARPA», с широкими полномочиями для организации разработки и реализации
инноваций, серийного производства в высокотехнологичных отраслях экономики с
целью ликвидации отставания от ведущих экономик мира;
передать в управление создаваемому федеральному агентству технические
национальные исследовательские университеты и вузы, осуществляющие подготовку
кадров для оборонной промышленности;
передать в управление государственные пакеты акций высокотехнологичных
предприятий из Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
передать ряд профильных технических вузов в структуры высокотехнологичных
предприятий и объединений для организации внутрифирменных вузов.
Это поможет модернизации и повышению конкурентоспособности предприятий, восстановит
тесное их взаимодействие с вузами.
Оригинал этого материала
опубликован на ленте АПН.