Последний шаг к приватизации
2 июня
в конференц-зале агентства «Биржа плюс» состоялось очередное заседание
«Нижегородского эксперт-клуба, посвященное теме «Закон о бюджетных учреждениях:
мифы и реальность». Предлагаем вашему вниманию фрагмент одного из выступлений.
Елена Горбунова, депутат думы
Нижнего Новгорода, руководитель центра содействия трудоустройству выпускников
Нижегородского коммерческого института:
По новому закону все муниципальные
учреждения – самостоятельные юридические лица. Когда я это увидела, я задала
вопрос администрации города: «в чем заключается их самостоятельность»? Ни
одного шага, ни одной мысли они реализовать не могут, не согласовав со
структурным подразделением администрации, которому они подчиняются. В системе
образования это департамент образования и социально-правовой защиты детства. В
законе есть юрлица, и ответственность лежит не на департаменте образования, а
на директоре детского сада, школы, учреждения дополнительного образования. Это
первый момент.
Второй момент. Зачем это возникло и
почему это возникло? Не секрет, что в последнее время идет достаточно много
информации о том, что в образовательных учреждениях существуют поборы с
родителей. Моя дочь посчитала, что ей обучение ребенка в школе обходится от
семи до восьми тысяч в год. Бюджетное учреждение. Сегодня пятьсот рублей,
завтра – восемьсот рублей…
Следующий момент, с которым мы
столкнулись (я еще раз на примере моей внучки), но о котором родители не
говорят, потому что боятся, что детям не жить в этой школе, если этот вопрос
поднять – репетитор. Мама ведет урок по английскому языку, а ее дочка
занимается репетиторством. И условие: не воспользовались этой услугой, хорошей
оценки у ребенка не будет. Моя дочь с первого по четвертый классы пользовалась
услугой, чтобы защитить своего ребенка.
Требованиям к
материально-технической базе не соответствует сегодня ни одна школа. А для
того, чтобы привести ее к этим требованиям, нужны очень большие ассигнования.
Если реформу грамотно реализовать (я, по большому счету, уже давно ее в голове
вынашиваю), и если к этому будет готов руководитель учреждения, то школа,
больница, и так далее выиграет.
Но сегодня самое страшное, на мой взгляд, – неготовность наших
руководителей к переходу на эту новую систему. Я вижу, как они работают, и как
часто они вносят дополнения и изменения в устав своего учреждения – им и
работать-то некогда. Когда мы переходим на новую форму – придется полностью все
переделать. В состоянии ли мы до 2011 года все это преобразовать? Я уверена,
что нет.
Новый закон требует, чтобы
руководителями учреждений стали хозяйственники. А ведь по большому счету
руководители всех дошкольных учреждений – воспитатели, методисты. В школах –
учителя.
По поводу сорока процентов, которые
будто бы уже перешли на новую систему. В 2000 году, я помню, было выступление
Владимира Владимировича Путина, где он, в связи с тем, что возникли трудности с
финансированием коммунальных платежей коммунальных учреждений, высказал мысль,
что государство готово взять коммунальные платежи на себя – трансфертами,
субсидиями, как угодно – а вот все образовательные услуги переложить на плечи
родителей. И эта мысль у меня до сих пор в голове сидит.
Затем пошла информация по созданию
автономных учреждений. Начались семинары, учеба… Переделка Закона об
образовании. И вот последние изменения – из закона выпали учреждения
дополнительного образования. Сегодня мы их финансируем по остаточному принципу.
То есть, вот появились автономные учреждения – это как раз учреждения
дополнительного образования. Я помню, при назначении нового губернатора
Тверской области он всем учреждениям дополнительного образования предложил
стать автономными. И этот опыт был признан достаточно успешным. Вот эти сорок
процентов — это не учреждения образования, это не система здравоохранения, это учреждения
дополнительного образования.
Когда эта информация проходила, я
начала вздрагивать, потому что создание автономных учреждений – последний шаг
перед приватизацией. Этого скрывать нельзя, это было прописано именно на базе
правовых документов. Автономия ведет за собой приватизацию.
Что будет дальше – сказать сложно,
но вопросов действительно очень много. Почему? Потому что даже при разделении
муниципальных, региональных учреждений на бюджетные, казенные и автономные,
сохраняется действие 94-го закона, от которого многие сегодня вздрагивают и
воют. И самое страшное в том, что все руководители бюджетных учреждений для
того, чтобы получить больший процент и объем субсидий, должны доказать,
что их учреждения в этом нуждаются.
Что касается возможностей, которые
предоставляет закон, здесь, понимаете, палка, наверное, уже не о двух концах, а
о четырех получается. Почему? Диктовать в финансовых вопросах нам будет
казначейство.
Вот приобрели мы разъездную машину,
которая является служебной для ректора. Это нормальное явление – ей приходится
очень много ездить, и очень часто в Москву, чтобы согласовывать многие моменты.
Вдруг машина выходит из строя, а она была приобретена на внебюджетные средства.
Мне приходится эту машину продавать и покупать новую. Хотим деньги эти вернуть
на внебюджетный счет, а нам говорят: «Извините, они лягут на бюджетный, то есть
мы бюджет подкорректируем, и уже из федерального бюджета вы эту сумму
недополучите».
И таких моментов будет очень много.