Патриарх и Церковь: минута и вечность

Александр Шубин

Публикации

Когда определилась перспектива избрания митрополита Кирилла на Патриарший
престол, ко мне стали обращаться с вопросом, не случится ли от этого каких-то
катастроф.

Я оказался в непривычной для себя роли успокаивающего. Не волнуйтесь, братья
и сестры, потрясения и так будут, и смена Патриарха тут не при чем. А в смысле
духовном, метафизическом в наш Филадельфийский период вообще мало что зависит
от личности Патриарха. Слишком велика инерция событий, груз застоявшихся
болезней.

А вот, Кирилл сказал… А вот ведь почивший Алексий другое говорил… Но так ли
важны эти слова? Мой опыт общения как с Алексием, так и с Кириллом не велик, но
достаточен, чтобы понимать различие между словом и делом.

Не стоит по словам Алексия, высказанным публично, судить о его мыслях. Что
касается «красного словца» митрополита Кирилла, то здесь слишком велика роль
риторической логики, чтобы оставлять место истинным намерениям.

Судьбы Церкви, перспектива смены вех, зависит не от воли Патриарха, а от
воли Божией, которая в наше время проявляется в двух вещах: в мировой ситуации
и в теле Христовом — в мировоззрении и духе самих верующих.

И если мировая ситуация выглядит как бич Божий (что может восприниматься и с
оптимизмом как ветер, выметающий гниль), то состояние духа отягощено ветхозаветностью
и суеверием.

Беда не в том, что захожан больше, чем прихожан. Беда в образе мыслей и тех,
и других. Истовые прихожанки, злобно толкающие друг друга за место поближе к
алтарю — беда большая, чем редкие посещения храма рабом Божьим, который
умотался на работе, чтобы как-то свести концы с концами.

Митрополит Кирилл в дне от избрания на Патриарший престол признает, что
качественный рост Церкви не поспевает за количественным. Иначе и быть не может,
когда пребывание в клире — выгодная карьера, а религиозная жизнь стала
обыденностью и даже развлечением. Что лучше отражает эту реальность, чем
Поместный Собор, на котором представлены, как говорится теперь, «все слои
общества» (точнее — все его «высшие» слои), включая жену губернатора (я уж не
говорю, чья она вдова) и табачного магната-депутата.

Тут самое место пуститься в рассуждение о том, что «рыба гниет с головы». Но
не в этом дело, и потому не надо бояться смены человека на Патриаршем престоле.
Прагматизм наверху оборачивается фанатизмом внизу, и одно другого стоит. У этих
двух сторон действительности общая причина: ветхозаветность преобладает над
духом и словом Нового завета. Церковь царелюбива (хотя государь может
называться и не кесарем, а президентом), националистична, гордится своим
иосифлянством. Вокруг творится Содом и Гоморра, но церковные структуры,
назначая на собор своих спонсоров, продолжают бои за собственность со
студентами и музейными работниками. Может быть, хватит уже иосифлянства, может
быть и у Нила Сорского чему-то поучиться? Связь с государством и богатством
может обернуться новыми гонениями, на которые народ может смотреть с
равнодушием, а то и поддержкой. «Отдайте перстни, иначе вам отрубят пальцы».

Но есть, есть средство спасти нажитое непосильным трудом! Еще один ресурс,
унаследованный из Ветхого завета — ксенофобия. Если социальное напряжение
достигнет опасного уровня, найдется ему канал и выхлоп. И сплотятся русские
против нерусских, осеняя себя крестом. И начнут крушить, аки ветхозаветные
евреи амалкитян. И возрадуется Сатана…

У нас истовый православный должен любить царя, ненавидеть инородцев и
социализм, народить побольше детей (как воспитывать — это уж другое дело).
Только остается ли этот истовый христианином? Православный христианин гонит
ненависть из сердца своего, ему чужда ненависть к другим людям. Он пытается их
понять, даже если они — самаритяне.

Он знает: «Богу Богово, кесарю — кесарево». Кесарь не лучше и не хуже
других. А у нас Кесарь, виновный в расстрелах шествия своих подданных, и потом
убитый ими, провозглашается святым прежде всего потому, что он — последний
православный Кесарь. А раз Кесарь сказал, то так тому и быть.

Христианин помнит, что легче верблюду пройти в игольные уши, чем богатому в
Царствие небесное. В своей социальной программе христианин — не враг социалиста.
Просто социалист-атеист видит мир не в объеме, а в плоскости. Но и этого
взгляда достаточно, чтобы понять — без социальных перемен Князь мира сего не
уступит инициативы на земле.

Не ждите «последних дней» от избрания нового Патриарха, и чудес не ждите.
Ждите и того, и другого от себя самих. Выдавливайте из себя Ветхий завет Новым,
ибо везде, где между ними есть разночтения, Новый завет отменяет Ветхий.

Оригинал этого материала
опубликован на ленте АПН.

Смотреть онлайн бесплатно

Смотреть видео онлайн