А как же Дзержинск?
Решение о том, что Нижнему Новгороду выделят 38,6 миллиарда рублей на развитие общественного транспорта, почти принято. И 23,6 миллиарда из этой суммы предназначено на развитие трамвайной инфраструктуры.
Это ровно то, о чем предупреждали дзержинские активисты, когда вели свою, не побоюсь этого слова, героическую самоотверженную борьбу за сохранение трамвая в городе химиков. Они указывали на то, что во всем мире происходит возвращение трамвая в качестве важного элемента общественной транспортной инфраструктуры.
Говорили о том, что современный трамвай экологичнее, экономичнее и удобней в использовании гражданами, что он вполне конкурентоспособен, если сравнивать его с автомобильным или троллейбусным вариантом перевозки пассажиров, что во всем мире наблюдается тренд по возвращению трамвая в города.
Да, в Европе в конце XX века трамвай убирали, снимали рельсы. В начале XXI века эти рельсы снова прокладывают – и это уже другие рельсы, по которым ходят другие трамваи. По-иному организована транспортная система города, где трамваи и автобусы и другие виды городского общественного транспорта заранее, по продуманной схеме берут на себя определенные части пассажиропотока. Все это по-умному распределяется и регулируется с помощью компьютерных сетей. И поэтому общественный транспорт в европейских городах, безусловно, важная востребованная часть общественной инфраструктуры. Удобнее проехать на трамвае, чем заказывать такси или выруливать на своем собственном автомобиле.
Те, кто принимал решение по дзержинскому трамваю, к этим доводам были абсолютно глухи. Дело в том, что это были люди, которые мыслят не категориями общественной пользы и общественного технологического развития, а соображениями личной выгоды.
Решение принимали люди, которые являются выгодоприобретателями, как теперь говорят, бенефициарами перевозок на маршрутках – и им не нужен был трамвай как конкурент.
Решения принимали люди, которые хотели получить землю под трамвайными путями. Так, в Дзержинске есть участок, где трамвайные пути шли рядом с границей городского парка культуры и отдыха. Когда трамвайные пути сняты, они получают теоретическую возможность прибрать к рукам освободившийся участок и построить там какие-нибудь торговые павильоны.
Планы такие были. Слава богу, они пока не осуществились. Но это только потому, что судьба за будущее дзержинского трамвая так и не прекращается, несмотря на то, что уже убрали и рельсы, и провода. Есть люди, которые настаивают на том, что принятое решение не может быть окончательным и бесповоротным и трамвай городу нужен.
А он действительно нужен. Когда не стало трамвая, стало очевидным, что оголились некоторые направления, по которым ранее направлялась значительная часть городского пассажиропотока. Маршруткам там ходить неудобно или невыгодно. Поэтому есть целые участки, в том числе в центре города, где на протяжении километра, двух, трех можно передвигаться только пешком – раньше здесь ходил трамвай, а теперь никаких маршруток вы не дождетесь.
Пенсионер вы, больной человек или у вас малолетние дети – придется идти пешком и по дождю, и по слякоти, и по зимней стуже, и по летней жаре. Жители очень хорошо прочувствовали эту проблему и высказывают недовольство. Но пока ситуация с дзержинским трамваем остается без изменения. Принимать обратные решения и возвращать трамвай в город никто не спешит. Очень жаль.
И то, что такой большой федеральный проект с таким серьезным финансированием, в том числе направленный на восстановление трамвая в качестве полноправного участника общественного транспортного сообщения в десяти российских городах, проходит мимо Дзержинска, мне кажется несправедливым и незаслуженным.
Дзержинцы своей активной и твердой позицией, направленной на сохранение трамвая, как раз и заслужили, чтобы им этот вид общественного транспорта вернули в первую очередь. Тем более что Дзержинск это часть нижегородской агломерации.
Возвращать трамвай в Дзержинск необходимо. Возможно, проведенный демонтаж путей и проводов будет при этом даже определенным плюсом – это даст возможность развивать инфраструктуру трамвая сразу по новым технологиям.
Могут быть сомнения насчет необходимости тянуть трамвайные линии в промзону – все-таки сегодня не советские времена, когда 300-тысячный город каждое утро ехал на заводы. Но сегодня слишком заметным стало то, что умерла огромная транспортная артерия, проходящая через весь город. Ничем, кроме трамвая, реанимировать ее не получится.