16+
Аналитика
30.11.2021
Пять миллиардов рублей помогут решить проблемы Дзержинска с водоснабжением.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
26.11.2021
Буду рад, если производство ноутбуков в Арзамасе окажется успешным. Но опыт говорит, что шансов почти нет.
25.11.2021
Где смельчаки, которые прекратят безумную практику проверки QR-кодов?
22.11.2021
Пока разрушения устраняют за счет бюджета Нижнего Новгорода, ситуация не изменится.  
19.11.2021
Стратегия развития российского высшего образования еще не определена.
19.11.2021
Чтобы пенсии были действительно достойными, нужны радикальные шаги. А для них требуется политическая воля.
16.11.2021
У городских властей есть выбор: надежно сохранить Почаинский овраг на десятилетия вперед или же потерять.
11.11.2021
Новый законопроект закрепляет сокращение характеристик, свойственных федеративному государственному устройству.
10.11.2021
Если при не очень высоком уровне лояльности к власти еще и ввести обязательную вакцинацию…
03.11.2021
Губернатору не позавидуешь – ему нужно заботиться и о здоровье населения, и о выживании бизнеса.
29.10.2021
Открытое письмо – лишь один из механизмов спасения конкретной отрасли в регионе.
11 Сентября 2012 года
395 просмотров

Армения-Азербайджан: стратегия новой войны

Армяно-азербайджанские отношения
вновь почти подошли к точке невозврата – к точке начала войны.

На этот раз в роли поджигателя
армяно-азербайджанской воны неожиданно для всех, в первую очередь для самой
себя, выступила далекая от кавказских проблем Венгрия.

Все началось в последний день
августа с решения венгерских властей экстрадировать в Баку азербайджанского
военного, лейтенанта Рамиля Сафарова, который в 2004 году зарубил топором
армянского офицера. Оба находились на курсах английского языка в Венгрии по
программе НАТО, по иронии называвшейся «Партнерство ради мира». Гурген Маргарян
был похоронен с почестями в Армении, а его убийца приговорен в Будапеште к
пожизненному заключению без права на помилование в течение 30 лет. 31 августа
2012 года венгры экстрадировали Сафарова на Родину, поверив обещанию, что
преступник продолжит отбывать положенное наказание. Но президент Азербайджана
Ильхам Алиев его тут же помиловал, присвоил звание майора, дал квартиру и
деньги.

Президент Армении выступил с резким
заявлением: «Мы не хотим войны, но если нам ее навяжут, мы будем сражаться и
победим!»

Венгрия как запал войны на Кавказе
— это могло бы звучать как анекдот. Но дело в том, что с ситуация на
азербайджано-армянской границе такова, что формальным поводом для начала новой
войны может послужить вообще все, что угодно.

Просто потому, что повод реальный
давно существует – Карабах.

Добровольно Армения его не отдаст,
но и Азербайджан ни при каких обстоятельствах не откажется от требования
вернуть эти территории. Азербайджан не примет даже предложение вернуть
прилегающие к Карабаху районы, занятые армянскими силами – т.к. национальной
задачей объявлено возвращение всех 20% территории страны, занятой армянскими силами,
включая территорию НКАО.

Полтора десятилетия между сторонами
конфликта действует режим прекращения огня. Одна из главных причин этого
длительного затишья — что существующее положение устраивает всех, кроме
Азербайджана — и Россию, и США, и Европу, и Армению и даже Турцию, которая
именно благодаря этому затишью смогла начать диалог с Арменией. Запад и Россия
формально занимают нейтральную сторону в вопросе Карабаха и прилегающих
территорий, что, фактически, ведет к закреплению их за Арменией.

Международное сообщество пока не
проявляло слишком большого рвения в своих требованиях к армянам возвратить
занятые территории.

Во-первых, потому что это автоматически
означает изгнание живущих в Карабахе армян, а, значит, еще одну гуманитарную
головную боль для того же международного сообщества.

Во-вторых, возможности внешнего
давления на Армению путем санкций и т.п. со стороны международного сообщества,
достаточно ограничено. На руку Армянского государства, в данном случае, играют
его недостатки. Армения относиться к числу самых бедных республик СНГ, уровень
промышленного производства и внешней торговли весьма низок. Но это значит, что
и ущерб от возможных экономических санкций и эмбарго тоже будет невысок. С нищего,
как известно, взять нечего.

Те, кто хотел и мог оказывать
давление на Армению — сам Азербайджан и Турция — уже сделали максимум
возможного — закрыли границы. Больше давить некому и не на что. Даже Иран
хвалится хорошими отношениями с Арменией, чем подчёркивает лицемерное название
своего государства (слово «Исламская» в названии ИРИ). Армения смогла
пережить существующее давление, а большего давления уже не будет. Есть только
одна дополнительная возможность — если Иран не распадётся, и на месте его
северных районов (исторический Южный Азербайджан) не образуется еще одно
азербайджанское государство, которое закроет границу с Арменией на юге.

В- третьих, в представлении миру
карабахского вопроса, армянская дипломатия пока обыгрывает азербайджанскую.
Армения имеет мощную диаспору, карабахская политика и делается зарубежной
армянской диаспорой.

Тем не менее, военный вариант
сохраняется.

Начать войну может именно
Азербайджан, т.к. Армении война не нужна, т.к. она и так заняла практически
все, что могла и хотела занять (небольшой кусочек территории быш. НКАО,
оставшийся за Азербайджаном, не оправдывает рисков новой войны).

Азербайджан может возвратить
Карабах  только путем большой войны,
целью которой должен являться выход азербайджанских сил к
азербайджано-армянской границе советских времен и переход ее.

Такая война эта будет трудной и
кровопролитной. Ведь в ходе карабахской войны армянские силы смогли захватить
господствующие высоты.

Кроме того, армяне сократили до
минимума линию фронта и создали в предгорье несколько оборонительных эшелонов.

Единственная стратегия, которая
может привести Азербайджан к победе – это превращение войны двух армий в войну
двух экономик.

Стратегия Армении будет заключаться
в том, что бы остановить войну как можно скорее путём международного давления
на Азербайджан.

А стратегия Азербайджана —
напротив, превратить войну в затяжную. Если Азербайджану удастся затянуть войну
на год, то через некоторое время «война двух армий» превратится в
«войну двух экономик», выиграть в которой у Армении нет никаких
шансов.

Азербайджанская экономика – это
сильная экономика. Она основана на добыче углеводородов, прибыль от которой (в
отличие от РФ) вкладываются в развитие страны. В течение 10 лет она в среднем
прибавляла по 13,6% ежегодно (в 2005 году рост ВВП составил 26,4%, в 2006 году
– рекордные 32,5%, по другим данным, даже 36,6%, в 2007 — 25 %, в 2008 — 10,8
%).

Азербайджан по темпам
экономического роста является в последние годы лидером среди стран СНГ. Он
сохранил экономический рост в условиях кризиса. В кризисном 2009 году, согласно
официальным данным, экономика выросла на 9,3%, то есть заняла третье место в
мире по темпу роста ВВП.

Интенсивный экономический рост
способствует повышению военно-технического оснащения армии и росту военных
расходов.

Оборонный бюджет Азербайджана
превышает весь бюджет Армении. Азербайджан тратит на развитие армии и флота
рекордные, причем не только для СНГ, ресурсы – военные расходы увеличились с
1,59 млрд. долл. (3,95% от ВВП) в 2010 году до 3,1 млрд. долл. (6,2% от ВВП) в
2011 году.

При этом, по заявлению министра
финансов Азербайджана, помимо чисто военных расходов в 2011 году 1,36 млрд.
долл. потрачено на нужды оборонной промышленности. Таким образом, общие расходы
военного бюджета и оборонной промышленности страны составляют 4,46 млрд. долл.,
или 8,9% от ВВП.

Экономические и людские ресурсы
Армении несопоставимы с этими цифрами. Диаспора также не сможет долго
подпитывать войну. Целью Азербайджана будет являться и на первом этапе измотать
противника не военно, а именно экономически. И уже потом, после экономического
и демографического истощения Армении, бросить все силы в массированное военное
наступление.

Но международное сообщество не даст
этой войне продолжаться долго, армяно-азербайджанский фронт первой четверти
21-г века — это не ирано-иранская граница 80-х. Длительная война будет мешать
всем. В первую очередь нефтяным корпорациям, они будут противиться войне, любая
нестабильность в регионе противоречит их интересам. Невыгодна она и Западу в
целом, и Ирану, и Турции.

Единственная страна, которая
получит выгоду от масштабной армяно-азербайджанской войны — это РФ, но РФ
слишком слаба, что бы в одиночку «раздувать пламя войны», в противовес
всему остальному миру.

Затяжная война (т.е. война не двух
армий, а двух экономик) возможна только на фоне каких-то глобальных потрясений,
при которых великим державам будет уже не до Карабаха.

Надежда армян — стабильность в
России и сохранение статус-кво в ситуации вокруг Ирана.

Надежда азербайджанцев — скорейшее
падение Асада, и американо-израильский удар по Ирану, его ослабление и
дезинтеграция.

На севере от азербайджанских границ
— серьёзные проблемы у России, соразмерные с теми, что были в начале 1990-х гг.
с желательными катаклизмами на Северном Кавказе. При такой
геополитической ситуации положение Армении будет отчаянным, и Азербайджану
будет легче завлечь армян в войну на истощение.

К ведущимся под давлением Запада
мирным переговорам относятся с ухмылкой, как в Армении, так и в Азербайджане.
Мирные переговоры продлятся ровно столько, сколько у мировых держав хватит сил
сдерживать начало новой войны за Карабах. Как только они отвлекутся на решение
других проблем, и Карабах отойдет на второй план — сдерживающей силы уже не
будет. Нам не дано знать, когда точно это произойдет. Но война неизбежна.

Оригинал этого материала
опубликован на ленте АПН.

По теме
27.10.2021
Чтобы удвоить число вакцинированных за две-три недели, нужно, чтобы население было к этому готово.
26.10.2021
Жесткие ограничения вряд ли продержатся до 80-процентного охвата населения вакцинацией.
22.10.2021
Нежелание нижегородцев вакцинироваться – результат проваленной информационной кампании.
19.10.2021
Хотя формально вариант переписи населения через портал Госуслуг ничем не отличается от традиционного.

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео hd онлайн