Безопасность – во главе угла
Мы потратили примерно полгода, чтобы разработать новую маршрутно-транспортную схему Нижнего Новгорода. Реализация будет двухэтапной: внедрение части маршрутов в 2017 году, чем мы сейчас и занимаемся, отыгрывая первые конкурсы, и в 2018 году, потому что по части маршрутов действие маршрутной карты перевозчика заканчивается в сентябре 2018 года.
В этом году было отменено 26 маршрутов и сейчас будут разыгрываться 23 новых. Все они были опубликованы в средствах массовой информации, на сайте администрации, прошли оценку регулятора. Все конкурсные документы прошли процедуру согласования с прокуратурой, проведены несколько общественных слушаний, круглый стол с Народным фронтом, приезжали также из Москвы разработчики КТС – шестистостраничного труда, — и после этого мы приступили к конкурсу.
Старая транспортная схема себя полностью изжила – у нас очень длинные маршруты, до 36-40 километров. Соответственно, утренние пробки, заторы, сто́ит только на каком-то из мостов произойти ДТП, — и весь город стои́т. Все маршруты были задублированы, частные перевозчики дублировали маршруты муниципальных предприятий.
Более того, муниципальные автобусные маршруты дублировали троллейбусные, и так далее. То есть работа велась не только с частными перевозчиками, а в комплексе. Если есть хороший троллейбусный маршрут, с хорошим пассажиропотоком, то зачем нужно дублировать его автобусным? Лучше увеличить количество троллейбусов на нем, чтобы жителям было удобнее. Зачем муниципальным предприятиям конкурировать между собой?
Безусловно, после введения новой КТС нижегородцам придется делать больше пересадок. Но в большом городе не должно быть маршрута в 36 километров – скажем, от подъезда дома в седьмом микрорайоне до работы в Верхних Печерах.
Подходит к концу разработка тарифного меню. Мы продумали введение 90-минутных проездных – в течение полутора часов пассажир может сделать до двух пересадок (автобус, метрополитен, троллейбус), но стоимость поездки будет одна. Это будет удобно.
Перевозчики сейчас разбились на два лагеря.
Одни поняли, что обратной дороги нет, что нужно работать цивилизованно, что должен быть нормальный транспорт, нормальное техобслуживание, медосмотры, транспорт должен стоять не по дворам, а на оборудованных парковках. Эти люди идут на новые конкурсы, с новой техникой, идут с пониманием того, что город должен быть обеспечен цивилизованным транспортом.
Другие хотят работать по-старому, их все устраивает – выехал в часы пик два раза, снял кэш и слава богу. Ни рано утром, ни поздно вечером они не ездят. Им важно заработать какие-то деньги – с гонками по маршрутам, с подрезаниями, из-за чего у нас очень много ДТП, не хотят менять транспорт, возя народ на «катафалках» — старых «пазиках», которые уже не соответствуют никаким требованиям и просто небезопасны. К сожалению, не все жители города это понимают.
В критериях, которые мы прописывали для перевозчиков, мы ставили во главу угла безопасность. Первый момент – были ли у перевозчика, который представил свои документы на конкурс, ДТП с человеческими жертвами. Далее – были ли вообще ДТП. Потом – насколько новый у него транспорт, какого класса автобусы и какой опыт имеет перевозчик в этом бизнесе.
В ближайшие год-два схема будет доводиться до ума и шлифоваться. Нельзя предугадать все, тем более что микрорайоны растут, появляются новые требования, вводятся новые социальные стандарты, расстояние между остановками тоже придется как-то стандартизировать, сейчас оно где-то больше, где-то меньше. Нет предела совершенству – все нужно будет приводить в соответствие. Будут появляться и новые маршруты.
Смысл изменения маршрутной сети связан, в частности, с тем, что спальные районы сейчас вынесены на окраины города – оттуда должны быть короткие маршруты, подвозящие пассажиров до магистралей, таких как проспекты Гагарина и Ленина, а уже по магистральным направлениям эти собирающиеся в большие реки ручейки пассажиропотока должны перевозиться автобусами большой вместимости.
Еще нам хотелось бы приучать людей пользоваться различными видами транспорта, нам нужно насыщать метрополитен. В этом году будет приобретено 23 новых вагона метро и 34 отремонтировано к концу первого квартала 2018. Одно из требований ФИФА к принимающему чемпионат мира города (но мы и сами к этому стремимся) – уменьшение интервала между поездами с шести до трех-четырех минут.