Большие хлопоты о большом футболе
Не так давно планету облетела сенсационная новость: в Бразилии
люди вышли на демонстрации, протестуя против проведения чемпионата мира. Они
посчитали, что огромные расходы на эти цели можно было бы использовать с
большей пользой. России тоже скоро предстоит принять у себя соревнование такого
же ранга. И предстоящие затраты также впечатляют.
Так, может, бразильцы все-таки правы: лучше потратить эти
деньги на другие цели?
В июне премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал
постановление «О программе подготовки к проведению в 2018 году
в РФ чемпионата мира по футболу». В нем указаны основные мероприятия и их
прогнозная стоимость для федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и
инвесторов. Всего на реализацию программы предусмотрено израсходовать
664,1 млрд. рублей, из которых 336,2 млрд. рублей будет выделено
из федерального бюджета, 101,6 млрд. рублей – из региональных бюджетов,
226,3 млрд. рублей – из внебюджетных источников (речь идет о частных
инвестициях). Суммы, безусловно, немалые, поэтому так важно, чтобы они принесли
максимальный экономический и социальный эффект.
Есть ли опасность того, что они могут быть израсходованы не лучшим
образом? Директор Института реформирования общественных финансов Владимир
Климанов считает, что на данный момент российское законодательство не в полной
мере соответствует стоящим задачам. Подготовка к ЧМ по футболу не вписывается в
текущую деятельность органов власти. Раньше работа по проведению подобных
мероприятий проходила в рамках федеральных целевых программ, но сейчас их
правовой статус меняется, и новый четкий формат еще не определен.
При подготовке к Олимпиаде в Сочи пошли
по пути создания специальной госкорпорации, что
позволило создать более гибкий механизм. А он крайне необходим, так как
ЧМ относится к тем мероприятиям, сроки которых невозможно передвинуть. И
если сравнить подготовку к Олимпиаде с подготовкой чемпионата мира по футболу,
то в последнем случае ситуация выглядит сложнее: если Олимпиада проходит в
одном месте, что упрощает организационную работу, то футбольный турнир
состоится в 12 городах страны. Это требует большой и четкой координации
всех работ.
Уже сейчас на начальном этапе
подготовки к соревнованию возникает целый ряд вопросов. Скажем, как оценить
выделяемые суммы – это много или мало? Директор департамента инвестиционных
проектов, целевых и специальных программ развития субъектов Российской
Федерации Нурали Резванов считает, что, говоря о
предстоящих затратах, надо иметь в виду – эти средства выделяются
на 5 лет. В 2013 году федеральный бюджет
составил 13 трлн. рублей, на этом фоне бюджет ЧМ выглядит совсем
не устрашающе.
Другой вопрос: а хватит ли этих
средств, не придется ли по ходу увеличить бюджет ЧМ? Такая опасность более
чем реальна. Уже в процессе предварительных расчетов регионы подали заявки на
выделение денег почти в два раза больше, чем утвержденная конечная сумма – было
запрошено 917 млрд. рублей. Если к этому присовокупить предполагаемые
вложения естественных монополий, то сумма зашкаливает за 2 трлн.
рублей.
В принципе, это понятно: города-организаторы чемпионата мира, а также наши ведущие
госкомпании хотели бы воспользоваться удобным случаем и «выбить» дополнительные
деньги на свое развитие. Но есть и другой, не самый хороший опыт.
Первоначальная смета на проведение Олимпийских игр в Сочи равнялась
1,57 млрд. долларов, но уже потрачено на эти цели 10 млрд. долларов.
То есть, реальные расходы превысили планируемые почти в десять раз. Это
свидетельствует о том, что качество оценки предстоящих расходов находится у нас не на должном уровне, все расчеты ведутся
практически «на глазок».
Еще один вопрос: нужны ли нашим городам
большие и дорогостоящие стадионы? По мнению Нурали
Резванова, ответ на него дает пример Казани. На Универсиаду израсходовали
215 млрд. рублей, создав за эти деньги разветвленную спортивную
инфраструктуру. В 2014 году она будет задействована для проведения
чемпионата мира по водным видам спорта, затем настанет черед футбольному
чемпионату. Каждый город должен искать возможности максимально использовать
созданные объекты. Они же позволяют совсем на ином уровне развернуть спортивную
работу в регионе. Так что многое будет зависеть от местных властей.
Удастся ли окупить затраты на
проведение чемпионата мира? По мнению заместителя
заведующего кафедрой экономического анализа организаций и рынков НИУ ВШЭ
Евгения Маркина, положительный момент заключается в том, что треть всей суммы
должна быть привлечена из внебюджетных источников. Когда проводились
Олимпийские игры в Москве в 1980 году, источником
98 % средств был государственный бюджет СССР. А во время
Олимпиады в Лос-Анджелесе в 1984-м свыше 70 % потраченных денег были частными инвестициями.
Мировой опыт свидетельствует: чем выше
доля частных вложений в такие мероприятия, тем выше их окупаемость. Поэтому
практически вся гостиничная сеть к чемпионату мира должны быть построена за
счет инвесторов. ЧМ – это хороший повод для развития туризма и туристической
инфраструктуры, которая сохранится и после турнира. Как показывают мировые
исследования, в год проведения таких соревнований 57 % туристов
прибывают в страну именно на чемпионат.
Как считает Евгений Маркин, затраты на
проведение ЧМ окупятся, но не сразу. Когда это произойдет, точно сказать
невозможно, потому что тут действует достаточно долгий мультипликационный
эффект. Каждый вложенный рубль генерирует дополнительные доходы. Например, ВВП Австралии
вырос на 0,5 % благодаря Олимпиаде в Мельбурне в 2000 году.
Для многих, может быть, это прозвучит
неожиданно, но основные расходы по проведению ЧМ связаны не со
строительством стадионов – они пойдут на социальные цели. ФИФА и МОКпредъявляют к городам-организаторам таких важных соревнований очень высокие
требования, связанные с качеством и дружелюбием городской среды. Речь идет о
развитости транспортной инфраструктуры, наличии гостиниц требуемого класса,
аптек, общепита. Принимая иностранцев, важно не ударить в грязь лицом, мы
должны показать свою страну в самом лучшем свете. Это очень благоприятный
момент для того, чтобы улучшить репутацию России в мире.
ЧМ – это и серьезный стимул к тому,
чтобы привести наши города в порядок, решить многие застарелые проблемы.
Предстоит выполнить огромный объем работ, а времени остается не так уж и много.
Поэтому приступать к работе нужно уже сейчас, занявшись поиском и отработкой
эффективных механизмов по реализации проектов. Мировой опыт показывает, что
проведение таких грандиозных соревнований, как Олимпийские игры и чемпионаты
мира по футболу меняет жизнь многих городов и даже регионов. После Олипиады-92 в Барселоне за этим городом окончательно закрепилась репутация одного из
самых известных в мире туристических центров, а провинциальный городок Калгари,
приняв первые в Канаде зимние Олимпийские игры, стал популярнейшим горнолыжным
курортом. Число туристов, ежегодно посещающих его,
достигло 3 миллионов человек.
Чемпионат мира по футболу – это повод
для пересмотра многих устаревших подходов и решений в градостроительной
политике, шанс показать всему миру, что современная Россия уверенно смотрит в
будущее. Но одновременно это и опасность того, что подготовка к ЧМ превратит
регионы в огромное коррупционное поле. Пока же мы находимся на развилке этих
двух дорог.
Оригинал этого материала опубликован на сайте «Новая политика».