




Большие перспективы малого бизнеса
Только что начавшего свою работу в качестве губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева неприятно поразил малый объем поступления в бюджет доходов от налогов, которые платят представители малого бизнеса. По словам главы региона, в Нижегородской области ненамного меньше субъектов малого предпринимательства, чем в Москве, но доход в казну они приносят ощутимо меньший. Шанцев пообещал разобраться в этом вопросе.
Заместитель министра экономики и развития предпринимательства Нижегородской области Денис Лабуза на пресс-конференции 11 августа заявил, что губернатора, видимо, ввели в заблуждение. По словам замминистра, в регионе не 160 тысяч предпринимателей, а лишь 90 тысяч, так что и соразмерных Москве доходов ожидать не стоит. Разумеется, Нижегородская область во всем уступает Москве.
По данным министерства экономики, Нижегородская область сегодня обеспечивает два процента оборота всей России по торговле. И занимает 14-ое место среди 89 регионов. Москва составляет 27 процентов от общероссийского оборота по торговле. За пять месяцев 2005 года нижегородский регион составил 3,3 процента по оптовому обороту в России, если же говорить о Москве, то она дала 40 процентов всей оптовой торговли.
Инфраструктура розничной торговли Нижегородской области представлена 11 тысячами магазинов. В расчете на тысячу жителей населения у нас 83 квадратных метра. Это больше, чем в Самаре, Казани, но очень мало, если сравнивать со среднеевропейскими показателями. Москва насчитывает 600 торговых центров, из которых только около 60 признаются соответствующими среднеевропейским нормам. Нижегородские же ТЦ, такие как «Этажи» и «Эконта», по словам Дениса Лабузы, считаются приближенными к этими европейским требованиям, но на самом деле не соответствуют им.
Из 11 тысяч магазинов области – 72,8 процента составляют магазины с площадями до 100 квадратных метров, то есть — тот самый малый бизнес. В 2004 году открылось порядка 500 новых магазинов, следовательно, в среднем ежедневно в регионе открывался один-два магазина. По словам Дениса Лабузы, в Дзержинске более 500 магазинов, в Павловском районе – более 400, в Арзамасе – более 350, а Выкса по доходу на душу населения обошла Нижний Новгород, так что теперь любые торговые компании мечтают о том, чтобы придти в этом город. В минэкономике считают, что тенденция увеличения количества торговых точек сохранится.
Очевидно уже и перетекание кадров из промышленности в малый бизнес. «В промышленности Нижегородской области сегодня заняты 400 тысяч человек, а в малом бизнесе уже занято 470 тысяч. И к 2010 году мы планируем, что эта цифра будет составлять 600 тысяч», — сообщил на пресс-конференции Лабуза.
Но это не значит, что для малого бизнеса все складывается так уж благоприятно. По мнению того же Дениса Лабузы, в районах области отнюдь не готовы идти навстречу предпринимателям, хотя единый налог на вмененный доход остается на местах. Неудивительно, что когда Валерий Шанцев заявил на встрече с Ассоциацией промышленников и предпринимателей региона о том, что чиновники должны спрашивать у представителей малого бизнеса, чем бы еще им помочь, то у предпринимателей начался истерический смех. Нижегородская область имеет печальную славу среди потенциальных инвесторов, замминистра это признает: «Много общаемся в других регионах, спрашиваем: «Ну, почему вы не идете в Нижегородскую область, в Нижний Новгород? Идете в соседям, размещаете там производство…» Они говорят: «Да с вами очень тяжело. Если в других регионах берут деньги и решают вопросы, то у вас и деньги берут, и вопросы не решают». К сожалению, этот имидж области сложился, очень многие серьезные компании, исходя из этого имиджа, к Нижегородской области относятся настороженно».
Кроме того, по данным минэкономики, к 2010 году до 25 процентов от тех магазинов до 100 квадратных метров, то есть именно малых предпринимателей, закроются с учетом того, что крупные сетевые игроки будут занимать эту нишу. При этом, конечно, приходя в регион сетевые компании, может быть, положительно влияют на его имидж, и создают какое-то количество рабочих мест, однако большинство налогов, в отличие от представителей малого и среднего бизнеса, они платят не в региональный бюджет. Регион почти не получает отдачи от того, что впускает на свою территорию крупных сетевиков. Скорее, наоборот: крупные сетевики предпочитают работать с импортом и таким образом перекрывают кислород местным производителям.
В 2003 году доходная часть от малого бизнеса в Нижегородской области, по словам замминистра Дениса Лабузы, составляла 12,6 процента. По итогам 2004 года в доходной части Нижегородской области малый бизнес составляет 17, 2 процентов. В региональном министерстве экономики считают, что это серьезный результат. Планируется, что в 2005 году Нижегородская область перешагнет порог в 20 процентов, а к 2010 году планируется 35 процентов валового регионального продукта получать от малого бизнеса.
Цифры, как видим, отнюдь не сногсшибательные. Уверенности в том, что малое предпринимательство будет получать какую-то реальную поддержку со стороны власти пока нет. Чисто декларативно, конечно, поддержка оказывается, есть и программы (но охват их невелик), был и губернаторский совет, который в том числе должен был заниматься вопросами поддержки малого предпринимательства, но он собирался крайне редко… Нельзя не согласиться с Денисом Лабузой – потенциал у этой сферы экономики в Нижегородской области действительно большой, но будет ли он использован полностью – это другой вопрос.

