Большой спорт должен быть рентабельным
С 2020 года правительство Нижегородской области решило отменить льготы спонсорам спортивных клубов региона. Мнения экспертов по этому поводу неоднозначно, что вполне понятно. Спонсорство, как и отказ от него, имеет свои плюсы и минусы.
На мой взгляд, одной из основных причин принимаемого решения стали планы строительства в ближайшее время в Нижнем Новгороде очередной спортивной арены мирового уровня – ледового дворца. Футбольный стадион, способный принимать соревнования мирового масштаба, уже построен.
Это предполагает, что в городе должны иметься высокопрофессиональные спортивные команды, по меньшей мере, хоккейная и футбольная. К сожалению, таковых сегодня в Нижнем Новгороде нет. Возникает диссонанс. В бюджет закладываются значительные деньги на развитие большого спорта, а этого спорта явно недостаточно.
Спонсорские деньги в клубы поступают, однако они неподотчетны региональной и местной власти. Только спонсор может спросить, на что потрачены деньги, хотя, по большому счету, это и не его компетенция. Клуб сам решает, куда направлять средства.
В результате возникает большой соблазн для злоупотреблений. И расследуемое сейчас уголовное дело в отношении бывшего руководства ХК «Торпедо» – тому подтверждение. Думаю, именно это дело и послужило одним из основных поводов для принятия этого решения.
Второй момент заключается в том, что спонсорство действительно может влиять на развитие профессионального спорта, но не на нынешней стадии его развития. Законодатель исходит из того, что большой спорт – разновидность бизнеса. Это не только спортивные программы и культурные мероприятия, но и бизнес – требующий больших денег, но способный приносить и большие доходы. Во всем мире большие команды скупаются частными спонсорами и становятся собственностью олигархов. Недавно даже прошло сообщение, что певец Баста приобрел некий футбольный клуб из ПФЛ, в который будет вкладывать деньги – то есть интерес могут представлять не только топ-клубы вроде «Челси».
Поэтому вопрос стоит таким образом. Сегодня нижегородские спортивные клубы не могут заработать необходимых для развития средств. Законодатель, отменяя льготы на спонсорские вливания, оставляет возможность бюджетных вливаний.
В чем разница?
Первое – бюджетные вливания подотчетны бюджеты, с получателей можно требовать полную информацию об использовании средств. Если частному инвестору можно сделать откат от полученных средств, то государству откат не сделаешь.
Второе – бюджетная поддержка это мера временная и вынужденная. Я согласен с экспертами, которые считают, что у бюджета есть более существенные задачи, чем развитие большого спорта. Тем не менее, правительство региона готово финансово поддерживать профессиональные клубы в связи с отказом от льгот для спонсоров. Дело в том, что отказ от предоставления льгот может сократить приток спонсорских денег в клубы, что приведет к прекращению их существования.
Так вот, бюджетные деньги гарантируют, что на определенном этапе, на определенный период времени бюджет готов поддерживать клуб, чтобы дать ему встать на ноги.
И тут возникает основной момент, ради которого, как мне кажется, и затеяна эта реформа. Большой спорт, как любой бизнес, должен быть эффективным и рентабельным, то есть приносить доход. Убыточный бизнес – это нонсенс. Только социальные формы бизнеса могут быть убыточными. Большой спорт к ним не относится – достаточно вспомнить, какие зарплаты получают игроки.
Профессиональные клубы должны быть грамотными бизнес-проектами. И если болельщики плохо покупают билеты, а рекламодатели неохотно размещают рекламу на площадках этих клубов, это недоработка клубов, а не проблема болельщиков и спонсоров. Поэтому в связи с переходом на новую систему стоит ожидать финансовых провалов в работе ряда нижегородских команд.
Бернард Шоу говорил: «не умывайте кошку, иначе она перестанет умываться сама». Если клуб сможет преодолеть временные трудности и встанет на ноги, значит, это хороший клуб. В этом случае у нас есть шанс увидеть нижегородские команды на европейских чемпионатах, а наших игроков – в составе сборной в гораздо большем количестве. Я на это очень надеюсь.
Наши профессиональные клубы должны вырасти и радовать нас хорошей качественной игрой на новых спортивных аренах мирового уровня.
Главная задача – не лишить команды спонсорских денег, а сделать их бизнес-эффективными. Бизнесмен должен быть заинтересован не в снижении собственной налоговой нагрузки, а в эффективном использовании клуба для продвижения своей продукции, повышения престижности своей марки и так далее.