





Бремя ответственности
Структура экономики Нижегородской области – и это признают многие
эксперты, например, такие известные экономисты-регионоведы, как Наталья
Зубаревич – исторически во многом ориентирована на металлообработку и
машиностроение, а это отрасли, которые всегда страдают при кризисе в числе
первых, поскольку падает спрос на их продукцию.
Что происходит в экономике сегодня, можно расценивать
по-разному. Кризис это или нет, но в стране наблюдается рецессия – это
общепризнано, может быть, даже стагфляция, то бишь, стагнация при инфляции,
хотя об этом пока вслух не говорят. Соответственно, низкий рост экономики,
потребность в тех же «Газелях» падает – некому покупать (малый и средний бизнес
поджимает деньги, желая иметь их при себе в трудное время). Сокращаются
программы банковской и государственной поддержки. Программа стимулирования
покупки отечественных автомобилей прекращена – как легковых, так и грузовых.
Заволжский моторный завод поставляет двигатели для
Ульяновского автозавода и других, которые снижают темпы производства. Нет
спроса на автомобили – нет спроса и на комплектующие. Это печально, особенно
для тех людей, которых сокращают или переводят на сокращенную рабочую неделю.
Падают заработки, падает платежеспособный спрос…
Но я бы не стал бегать и кричать «пожар, пожар!». У того же
Горьковского автомобильного завода на протяжении последних пяти лет подобные
меры принимались не один раз, и не только во время кризиса 2008 года, но и до
него. Единственным, кто удерживал ситуацию на ГАЗе, был господин Бо Андерсон,
которого сейчас «добрые люди» забрали на АвтоВАЗ. То есть, в подобных ситуациях
очень важен вопрос качества менеджмента, качества бизнес-процесса,
управленческих решений, которые принимают собственники. У ГАЗа большая
номенклатура подвязана сегодня на госзаказ, и муниципальный заказ – автомобили,
оборудованные для МЧС, для пожарных, для скорой помощи, — поэтому у завода есть
сложности.
Зато у Арзамасского машиностроительного завода проблем нет,
потому что Минобороны отказалось от итальянской «Ивеко» и закупает арзамасские
«Тигры». У ЗМЗ сложности есть, но, насколько я знаю, в середине марта банк ВТБ
стал одним из акционеров Заволжского моторного завода, и это должно как-то
сказаться, например, на получении предприятием кредита на облегченных условиях.
Нынешние сложности – это не кризис в нашем обычном понимании
(кризис – это когда все плохо, денег нет, работы нет), а замедление
экономического роста в целом по стране. И любой, кто смотрит телевизор, в том
числе и госканалы, об этом знает. Есть и вызванные курсовыми колебаниями рубля
и доллара проблемы у производств, завязанных на импортных комплектующих.
Думаю, в данном случае промышленники, предприниматели делают
все возможное, чтобы сохранить производство, кадровый состав. Возможно, стоит
задуматься о том, чтобы модернизировать производство, ввести какие-то новые
технологии.
Есть определенный избыток рабочей силы на ГАЗе, на других
предприятиях – это проблема, особенно для моногородов. Но здесь надо идти путем
Великобритании, где Маргарет Тэтчер в 70-е годы закрывала ставшие убыточными и
не нужными ни государству, ни частному капиталу предприятия угольной отрасли, –
там за государственный счет сокращаемые могли переквалифицироваться и получить
новую работу. И сегодня собственники предприятий совместно с государством
должны по специальным программам проводить переподготовку людей, чтобы те могли
быть востребованными. Ведь, как это ни парадоксально, где-то есть избыток
рабочей силы, а где-то недостаток, причем внутри Нижегородской области – я не
призываю уезжать в другие регионы, возможности есть и здесь, просто люди боятся
менять место работы. Такую же боязнь испытывают и собственники предприятий, но,
видимо, настает время не для терапии, а для хирургического вмешательства – но
грамотного, чтобы больной выздоровел, а не умер.
Уже сегодня мы видим шаги правительства региона в этом
направлении — осуществляются определенные программы переобучения, корректируется
промышленная политика, работают центры занятости и так далее. Но надо
понимать, что главную ответственность за свои предприятия и работающих на
них людей несут собственники. Мы уже почти тридцать лет живем при капитализме, а
все пытаемся повесить свои проблемы на государство.
В России у предпринимателей несколько искаженное
представление о своей ответственности. Пока они зарабатывают деньги, они
говорят: «не трогайте, у нас частный бизнес, государство – руки прочь». Как
только начинаются проблемы, они бегут к государству и кричат: «Боже мой,
помогите нам скорей». В 2008 году уже достаточно помогли, но им понравилось.
Нельзя все сложности перекладывать на плечи государства. В том коридоре
ответственности, в котором должно действовать правительство Нижегородской
области, оно действует – приводит инвесторов, открывает новые производства,
повышает привлекательность региона. Но это все не значит, что в сложной
ситуации те, кто владеет заводами и получает с них прибыль, должны сидеть сложа
ручки и ждать, пока их спасут. Не могут рулить – пусть продают предприятия тем,
кто может. Или пусть отдают государству и отправляются в пешее путешествие.


