16+
Аналитика
30.11.2021
Пять миллиардов рублей помогут решить проблемы Дзержинска с водоснабжением.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
26.11.2021
Буду рад, если производство ноутбуков в Арзамасе окажется успешным. Но опыт говорит, что шансов почти нет.
25.11.2021
Где смельчаки, которые прекратят безумную практику проверки QR-кодов?
22.11.2021
Пока разрушения устраняют за счет бюджета Нижнего Новгорода, ситуация не изменится.  
19.11.2021
Стратегия развития российского высшего образования еще не определена.
19.11.2021
Чтобы пенсии были действительно достойными, нужны радикальные шаги. А для них требуется политическая воля.
16.11.2021
У городских властей есть выбор: надежно сохранить Почаинский овраг на десятилетия вперед или же потерять.
11.11.2021
Новый законопроект закрепляет сокращение характеристик, свойственных федеративному государственному устройству.
10.11.2021
Если при не очень высоком уровне лояльности к власти еще и ввести обязательную вакцинацию…
03.11.2021
Губернатору не позавидуешь – ему нужно заботиться и о здоровье населения, и о выживании бизнеса.
29.10.2021
Открытое письмо – лишь один из механизмов спасения конкретной отрасли в регионе.
22 Января 2014 года
258 просмотров

Быстрее! Выше! Сильнее!

Быстрее

Поступательное строительство физкультурно-оздоровительных
комплексов оставалось одним из, как это сейчас принято говорить, трендов в Нижегородской
области в 2013 году — и останется таковым и впредь. Кажется, нет ни одного
более или менее населенного пункта в регионе, который мог бы укрыться от этого,
как уверяют власти, блага. Которое, на самом деле, при желании можно
расценивать едва ли не как повинность. Повинность навроде оброка или барщины в
крепостные времена. Или распределения на постой княжеской дружины обязательным
порядком, когда хочешь не хочешь, а на местах приходится кормить навязанных
свыше дармоедов.

Идея проста: ФОКи официально признаны региональной властью
панацеей от физической немощи и слабого здоровья населения, а также и от
преступности. В том смысле, что занятия физической культурой отвлекают молодежь
от бесцельного шатания по улицам и совершения преступлений.

Отсюда и официальная причина повсеместной постройки ФОКов:
власть борется за преодоление негатива и утверждение позитива. Цель это,
безусловно, благая. Однако тяжесть ее достижения ложится на власти на местах. А
строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, конечно, не является
единственным решением, есть и другие. В том числе, как кажется, более простые —
и менее затратные. Однако власти выбрали именно такое решение — и
последовательно его реализуют. Почему?

ФОКи строят областные власти. А содержат — власти районные.
Изначально областные власти обещали брать на себя расходы по содержанию
физкультурных комплексов — однако на деле ФОКи содержат местные бюджеты.
Отказаться от уготованного тебе ФОКа местным властям, каков бы ни был их
прохудившийся бюджет, по сути дела, невозможно. Да и просто, так сказать,
некрасиво: того и гляди спросят, уж не против ли ты оздоровления нации или
сокращения подростковой преступности?!

Уклониться от строительства на своей территории
физкультурно-оздоровительного комплекса удалось на сегодняшний момент из
районных центров Нижегородской области только Выксе. В конце прошлой недели
стало известно, что взамен ФОКа, который там были намерены построить и который,
как выяснилось, городу явно не нужен, поскольку здесь уже, к примеру, есть
готовый 55-метровый бассейн в пику 25-метровому бассейну типового ФОКа,
выксунцы получат арену с искусственным льдом. И, может быть, футбольное поле.

Уж не знаю, повезло выксунцам или нет. Ясно только, что у
областных властей все под контролем. Стоимость строительства арены с
искусственным льдом составит 200 млн рублей. 200 миллионов — туда, 450
миллионов — сюда… Кто их считает? Кто контролирует?

Дотошные люди из тех, кто любит задавать вопросы, на которые
власть отвечать не любит, уверяют, что весь смыл фокизации региона — в
самом процессе строительства. От которого якобы не столь сложно при желании
уводить куда-нибудь в сторону финансовые ручейки.

Выше

Не поймите меня неправильно: я тоже за оздоровление и
просветление. И вообще за позитив. Просто опыт жизни в современном российском
государстве приучил меня к скепсису. И к тому, что слова властей не всегда
совпадают с делами. А за благими намерениями могут крыться — и так, увы, очень
часто бывает — намерения какие-нибудь другие.

Ходят настоятельные слухи о том, как вообще
на свет появились ФОКи как идея и принцип. И эти слухи гласят, что идея
физкультурно-оздоровительных комплексов зародилась не где-нибудь, а в…
«Газпроме».

В свое время, в 2009-м году, я был соавтором книги об этой
уважаемой корпорации. И видел, насколько в «Газпроме» гордятся своими
социальными завоеваниями. Которые, конечно, касаются исключительно работников
компании. Компании, которая  сама по себе едва ли негласно не рассматривает
саму себя как государство в государстве — со всеми вытекающими последствиями
этой обособленности, включая особенности финансовые, социальные и бытовые.

То, что делается в «Газпроме», — это дело «Газпрома». Однако
случилось так, что один из председателей совета директоров компании Дмитрий
Медведев пошел на существенное повышение и стал в итоге главой российского
государства.

С его точки зрения, транслировать положительный опыт
корпорации, которой он руководил, на всю страну, которой он стал руководить,
было естественным шагом. Отсюда можно проследить вектор:
физкультурно-оздоровительные комплексы, задуманные в «Газпроме» давным-давно и
давным-давно реализуемые как корпоративная фишка (как услуга для членов
корпорации, имеющих своеобразный «социальный паспорт» «Газпрома») стали моделью
для трансляции по территории страны в целом.

Особенно привлекательной эта модель должна была показаться тем
губернаторам, которые в той или иной степени контролировали строительство и
строительные корпорации. Строить — это всегда прибыльно. Об этом вам скажет
любой девелопер, в том числе и такой бывалый, как, скажем, Олег Сорокин.

Так или иначе, но модель физкультурно-оздоровительных
комплексов пришлась ко двору в Нижегородской области. Дмитрий Медведев уже
давно не глава «Газпрома» и уже давно не президент Российской Федерации, но
ФОКов в Нижегородской области все больше и больше. Их уже 27, а судя по словам
губернатора региона Валерия Шанцева, в 2014 году будут построены
физкультурно-оздоровительные комплексы еще и в Арзамасском, Починковском и
Городецком районах.

Сильнее

Легко ли содержать ФОК? Радуют ли ФОКи районы? Нужны ли они
им?

Вот пример очередного ФОКа Нижегородской области, уже 27-го по
счету. Этот физкультурный комплекс должны со дня на день официально открыть в
городе Кстово (на самом деле, не дожидаясь официального открытия, он уже
работает с конца декабря) — намеченное на 19 января тожественное открытие
откладывается, судя по всему, из-за графика главы «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова:
нефтяная компания в долях (судя по словам директора Кстовского
нефтеперерабатывающего завода и главы города Кстово Алексея Коваленко — в
равных) с правительством Нижегородской области финансировала строительство ФОКа
города нефтехимиков.

Минувшим летом, когда кстовский ФОК уже обретал предметность,
однако пока еще его открытие рисовалось в тумане, на местном, кстовском
телевидении транслировали интервью одного из городских руководителей, который
утверждал: тяжесть финансирования физкультурного комплекса должна лечь
исключительно на региональный бюджет, городской бюджет города Кстова будет от
этого по возможности избавлен.

Любопытно, что при этом не обсуждалась сама целесообразность
строительства в Кстове ФОКа. То есть проблемы, которая все-таки была поставлена
к концу года в Выксе: ведь уж кто-кто, а именно Кстово не может пожаловаться на
отсутствие спортивных мощностей. И если в Выксе — бассейн, то в Кстове —
Академия самбо. В которой, кроме всего прочего, тоже есть бассейн.

Прошло всего полгода. И в декабре депутаты кстовской городской
думы приняли бюджет на будущий год. Бюджет оказался в духе времени — то есть
непростым: ни одно из территориальных образований сегодня не может похвастаться
беспроблемной, к примеру, бездефицитной казной. Одна из статей расходов
кстовского городского бюджета на 2014 год однозначно гласит: 10 миллионов рублей
должны пойти на содержание физкультурно-оздоровительного комплекса.

Таким образом, иллюзии того, что ФОКи будет содержать бюджет
региона, а не местные бюджеты, оказались окончательно развеяны. Скептики и
циники, наученные горьким опытом, могут объяснить это по-своему, просто: это
все потому, говорят скептики, что содержать физкультурно-оздоровительные
комплексы накладно. А строить — выгодно. Поэтому кто-то строит, а кому-то
достается обязанность построенное содержать.

Все это было бы необязательными и посторонними рассуждениями,
если бы ФОКи тут и там были с энтузиазмом востребованы народом. Если народу,
нации, стране это нужно — какая разница, кто несет расходы?

Статистика, которую приводит по этому поводу областное
правительство, очень оптимистична. Согласно этой статистике, «строительство
ФОКов принципиально меняет социальную ситуацию в районах». Релизы пресс-службы
правительства региона утверждают, что в населенных пунктах, где уже работают
физкультурно-оздоровительные комплексы, число занимающихся физической культурой
и спортом увеличивается более чем на 40%, а подростковая преступность снизилась
почти в два раза.

Если эти данные верны и справедливы, то игра, разумеется,
стоит свеч. Но есть при этом как минимум один момент: нужно ли все-таки
перекладывать тяжесть содержания ФОКов с региональных плеч на и без того
небогатые бюджеты?

Нет-нет да и доносятся с мест, где уже работают 26
региональных ФОКов — а они построены в Княгинине, Сергаче, Семенове, Лыскове,
Первомайске, Перевозе, Кулебаках, Урене, Шахунье, Богородске, Балахне, на Бору,
в Дзержинске, Шатках, Воротынце, Арзамасе, Володарске, Сокольском, Павлове,
Лукоянове, Красных Баках, Шаранге, Ардатове, Кстове, Ленинском, Канавинском,
Автозаводском районах Нижнего Новгорода, — слухи о том, что комплексы пустуют.
Что местное население не всегда «тянет» цены на услуги ФОКов. Что о прибыли в
целом говорить нельзя — а это значит, что нагрузка на местные бюджеты в
ближайшее время не слишком ослабнет.

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев признает существование
этой нагрузки, но считает ее справедливой. На прошлой неделе он высказался по
этому поводу следующим образом: «Что касается развития ФОКов в регионе, то они
неслучайно переданы муниципалитетам. Мы забрали у районов и городов функции в 
сфере здравоохранения, образования, то есть затрат на себя взяли больше. Часть
средств у муниципалитетов высвободилось. Поэтому область готова строить ФОКи на
условиях софинансирования 50/50».

Для себя я отмечаю слово «строить» при отсутствии слова
«содержать». То есть, расходы бюджетов местного и регионального на
строительство будут в равных долях. Содержать же будет один только местный
бюджет.

Далее губернатор достаточно категорично подчеркнул, говоря, по
сути, за других: «Районы готовы вкладываться». И продолжил вектор на будущее:
«В 2014 году будут построены ФОКи в Арзамасском, Починковском и Городецком
районах».

Честнее

Еще раз хочу подчеркнуть, что я — за все хорошее: за развитие,
здоровье, позитив. Но у меня как у человека и гражданина есть несколько замечаний,
или, если хотите, реплик.

Первое, что я хотел бы для себя уяснить со всей возможной
определенностью, — это вопрос об эффективности ФОКов. Насколько они
действительно нужны Нижегородской области? Ведь, вероятно, вопрос о массовых
физкультуре и спорте можно решать какими-то иными, возможно — более
проверенными временем способами. Скажем, путем развития спортивных секций, как
взрослых, так и — прежде всего — подростковых, как это было еще в советские
времена. Помните — «Кожаный мяч», «Золотая шайба»?

Все это приводило не только к высоким достижениям в «спорте
высоких достижений» — например, к тому, что на протяжении почти дух десятков
лет нашу отечественную сборную по хоккею никто в мире не только не мог
обыграть, но и, по воспоминаниям игроков того времени из разных стран мира,
нашу сборную откровенно боялись. Нет, дело не только в этом. Спорт в Советском
Союзе был действительно массовым. И никаких ФОКов для этого не требовалось.
Нужна была только развитая сеть спортивных секций, построенные в каждом дворе хоккейные
коробки и спортплощадки, бесплатные занятия для детей и подростков.

Где все это сейчас? Увы…

Тогда система работала и приносила свои положительные плоды.
Стоит ли отказываться именно сейчас и именно от этой системы, заменяя ее
физкультурными комплексами? Вот что нужно было бы обдумать и вынести решение.
Решение, которое по большому счету, должно было бы вынести само общество, а не
власти в кулуарах, руководствуясь при этом какими-то смутными и неясными для
общества мотивами.

Пока мы видим, как по городам и весям региона строятся
десятками ФОКи, и верим властям, что эти растущие как грибы тут и там ФОКи
эффективны, фактически на слово. Однако, может быть, возможны и более
эффективные решения. Вопрос здесь упирается в объективную статистику и взвешенный
анализ, которых сегодня явно не хватает. Причем — во всех областях и сферах
жизни, не только в массовых физкультуре и спорте. Нужно заняться этой
статистикой и этим анализом, благо физкультурные комплексы существуют в регионе
не первый день и уже есть одобренный и узаконенный  временем материал и для
статистики, и для анализа, и для взвешенных выводов.

Второй момент: необходимо четко определить, насколько местные
бюджеты готовы содержать дорогостоящие ФОКи и не становятся ли физкультурные
комплексы где-либо чрезмерно тяжкой обузой для местных бюджетов. Не стоит
сбрасывать со счетов и то, что мы, все-таки, переживаем трудный
финансово-экономический период и каждая статья расходов в местных бюджетах
должна быть предельно убедительно мотивирована.  Областная власть озабочена
оздоровлением населения — прекрасно. Но, может быть, тогда где-то ей следует и
взять на свои плечи тот груз, который связан с этой заботой? Построить и
бросить на содержание небогатым районам представляется пока не слишком
оптимальным решением.

И, наконец, третье — и главное. Мне кажется, что вообще все
вопросы и несостыковки на территории региона (так же, как и на территории
страны в целом) упираются в одну большую проблему. А именно: власть не желает
вступать в диалоговые отношения с обществом, принимая решения единолично, ни с
кем не советуясь.

По моему мнению, столь масштабный проект, как тотальная фокизация
нижегородского региона, нуждается как минимум в общественной дискуссии. Однако
мы не имеем на данный момент никаких признаков ни общественного обсуждения, ни
привлечения экспертных оценок по этому поводу, ни выражения общественного
мнения — как на местах, так и в региональном центре. По сути, нет и никаких
признаков того, что власть хотела бы к мнению людей прислушаться.

Именно отсутствие диалога власти и общества представляется на
сегодняшний день главной российской бедой. И ситуация с ФОКами, их нужностью и
эффективностью, реальной или мнимой, — только частный пример этой взаимной
глухоты и немоты.

По теме
27.10.2021
Чтобы удвоить число вакцинированных за две-три недели, нужно, чтобы население было к этому готово.
26.10.2021
Жесткие ограничения вряд ли продержатся до 80-процентного охвата населения вакцинацией.
22.10.2021
Нежелание нижегородцев вакцинироваться – результат проваленной информационной кампании.
19.10.2021
Хотя формально вариант переписи населения через портал Госуслуг ничем не отличается от традиционного.

В хорошем качестве hd видео

Смотреть русские видео онлайн