Человек без кувалды
Человек думающий
В последние несколько недель и даже месяцев все чаще
говорят о так называемом «креативном классе», который по мнению многих наблюдателей стал играть все более
существенную роль в политической жизни России. В частности, именно креативный класс называют главным героем уличного
митингового движения, волна которого прокатилась по стране после выборов
депутатов Государственной Думы РФ 4 декабря 2011 года и полностью не затихла
еще до настоящего момента.
Что же такое – «креативный
класс»? Откуда взялось и что означает это понятие?
За последние несколько десятков лет в экономике, а точнее
говоря – в сфере производительных сил, — в мировом сообществе, не исключая
Россию, произошли существенные изменения: окончательно сложилось и закрепилось
так называемое постиндустриальное общество.
Как говорится в энциклопедиях, постиндустриальное общество
— это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции
и существенного роста доходов населения, производственным ресурсом становятся
информация и знания, а научные разработки становятся главной движущей силой
экономики.
Для нас важно, что и в работах Кумарасвами,
который первым в начале ХХ века употребил термин «постиндустриализм»,
и в работах наиболее известного теоретика постиндустриализма
Дэниела Белла можно найти, что наиболее ценными
качествами в таком обществе являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Таким образом, главным критерием, которые отличает
постиндустриальное общество является преимущественное
создание интеллектуальных продуктов.
Соответственно, в таком обществе более существенную роль
начинают играть высообразованные и
высококвалифицированные специалисты, грубо говоря – на смену преобладающему
ранее в социальной структуре населения человеку с кувалдой приходит специалист,
способный создавать такие возможности для производства новых продуктов, которые
более эффективны. И, в частности, на производстве, такой человек создает
машины, способные создавать гораздо большие массивы
товаров, чем 50-70 лет назад, – и управляться с этими механизмами.
В результате, на производствах развитых стран сегодня не
требуется такого большого количества работников, как раньше, а требуются
высокообразованные люди, обладающие сложными навыками, которые способны
управлять производствам, создавая большое количество нового продукта.
Собственно, центр производств перемещается в страны так
называемого Третьего мира, на предприятия Индии,
Малайзии, Тайваня, в то время как страны Первого мира оставляют за собой креативные функции по выработке идей и технологий, которые
потом транслируются на производства по всему миру.
Таким образом, возникновение так называемого креативного класса обусловлено изменениями., происходящими в экономической системе мира. Время
потребовало появления людей, которые в первую очередь заняты выработкой идеи.
И в этом смысле креативный
класс как таковой не сильно отличается в зависимости от географии и
политической карты мира. Креативный класс в России не
имеет принципиальных отличий от креативного класса в
Китае или в Западной Европе.
Человек созидающий
Тем не менее нельзя все-таки
полностью отождествлять прослойку выскококвалифицированных
работников производств с креативным классом. Понятие креативного класса более расширено. И в этом широком смысле
под креативным классом следует понимать вообще людей,
производящих новые идеи.
В таком случае в понятие креативного
класса наряду с высокообразованными инженерами мы можем включить креативных, занятых интеллектуальным трудом представителей
таких профессий как предпринимаетли, художники,
фотографы, поэты, писатели, журналисты, программисты, политологи и др.
Можно сказать и так, что в креативный
класс в этом понимание такого термина входят люди, которые созерцая мир, рефлексируют и размышляют, а в результате произведенной
интеллектуальной работы – что-то в этот мир приносят.
Исполнение, воплощение, реализация привносимых
в мир, в общество идей при этом перемещается в другие страты общества.
Это – закономерный процесс развития современного общества
в мире.
При этом не следует все же протипоставлять
общество креативного класса и общество «докреативное» в историческом разрезе: креативные
люди, служащие двигателями прогресса и, в конечном счете, самой истории,
существовали всегда, во все эпохи и исторические периоды существования
человечества.
Человек
управляющий
Каким же образом креативный класс
участвует в политической, а также – и в любой иной — социальной, интеллектуальной, нравственной,
религиозной — жизни общества?
Те, кого можно причислить к креативному
классу, всегда влиятельны. Благодаря своему новаторскому взгляду на мир, они как правило являются лидерами общественного мнения, к
мнению представителей креативного класса
прислушиваются.
Это может происходить в различных формах. Писатели
являются властителями дум, художники изменяют взгляд на мир, инженеры служат
двигателями прогресса и производства, предприниматели – лидеры в своих бизнес-коллективах.
Общее одно: эти люди – всегда созидатели и общество
подпадает под их влияние, чувствуя это
интеллектуальное лидерство.
В этом смысле влияние креативных
распространяется на все сферы человеческой культуры и является для человеческих
обществ практически обязательным. Новые идеи так или иначе проникают в информационное поле,
находятся в центре внимания, в дискурсе – и не внутри
класса, но в самых широких слоях общества. В этом смысле передовой отряд
общества, пытающийся изменить мир, пытающийся привить миру то, чего в нем до
этого момента вовсе не существовало, думающие и рефлексирующие
люди, являющиеся лидерами общественного мнения – они становятся выразителями
чаяний всего общества.
Формируя благоприятные условия для
трансляции своих идей – то есть, создавая газеты, телевидение, картины и книги,
интернет-порталы, программные продукты и прочее,
находясь в совершенно разных прослойках общества, в том числе и в
государственных структурах, в представительных органах власти, — креативный класс влияет на элиту общества, в том числе – на
правящую элиту самым непосредственным образом.
Таким образом, протипоставлять креативный класс и правящую элиту, как это иногда пытаются
делать сегодня в России, некорректно, этого делать нельзя.
Те идеи, тот интеллектуальный продукт, который вырабатывает креативный
класс, экстраполируются на все общество. В том числе и на правящую элиту.
И в этом смысле креативный
класс осуществляет не менее важные функции по управлению обществом, чем
собственно правящая элита, а, возможно, и более важные.