Деловые люди
Происходящее в жизни политических
партий, малопонятно не только обычным избирателям, обывателям, но подчас и тем,
кто вовлечен в политические процессы, в том числе членам этой партии.
На сегодняшний день партийная жизнь
для любого из общественных деятелей стала образом жизни. И если предположить,
что человек выбирает для себя общественную деятельность как образ жизни, как
ответственность, даже как профессию, то он выбирает партию осознанно – по идеологическим
соображениям, по убеждениям, по обстоятельствам, возможно. И тогда он тогда
последовательно и осознанно выполняет все то, что для него в жизни связано с
этой партией.
К сожалению, все, что мы слышали о
происходящем в нижегородской «Единой России», далеко от представления об
идеологической либо организационной однородности. Я не говорю, хорошо это или
плохо, я говорю, что это не понятно.
В связи с этим действительно трудно
понять, кто такой региональный партийный лидер. Это человек, способный
консолидировать ресурсы, грамотно их распределять, быть отличным управленцем,
проектным менеджером, или же это некий функционер, который на определенном
промежутке времени должен выполнять некий набор обязанностей? Очевидно, у
каждой партии этот вопрос решается по-своему.
Могу предположить, что у «Единой
России» на сегодняшний день лучше всего получается проведение выборных кампаний,
поэтому каждая выборная кампания, как политический проект, предполагает некое
новое проектное руководство. Как бы мы ни пытались найти другую логику замены Александра
Тимофеева на Виктора Лунина, мы ее не найдем, а если и найдем, то она не будет
находиться в плоскости идеологии.
И не только у «Единой России», но и
у других партий мы не найдем идеологических вождей, и наверное, просто время
сейчас другое, в пространстве, которое полно уже виртуального общения, в
реальной жизни больше востребованы организационные и ресурсные возможности,
нежели харизма и идеологическая убежденность. Поэтому мне кажется, что смена
одного руководителя на другого ничего не добавляет и не убавляет. Она просто
доказывает, что данная партия находится в неком непрерывном развитии.
Но еще раз отмечу – если политика
на сегодняшний день заключается в перемещении с пространства одних локальных
выборов в пространство других локальных выборов большего формата и
ответственности, а потом третьих, то тогда, в принципе, все сходится, все
логично, и тогда надо понимать, что такие назначения происходят в стратегически
понятном для всех направлении
Мне кажется только, что если партия
– любая — хочет иметь сторонников среди обычных людей, и не формализованный
клуб сторонников, а сторонников настоящих, нам нужно научиться быть понятными с
точки зрения базовых идеологических принципов. Этого, пока, к сожалению, не
наблюдается.
Что касается намерения «Единой
России» запретить самовыдвижение своих членов на выборах, то это абсолютно
четкое движение в сторону партийной дисциплины. С другой стороны, почему нет?
Нужно понимать, что если ты находишься внутри партийной организации, то ты
обязан соблюдать ее законы, а эти законы определены уставами и локальными
актами.
В конце концов, политикой у нас
занимаются, в основном, бизнесмены. Попробуйте кому-нибудь из них навязать
какую-то демократическую полемику при принятии важных для их бизнеса решений –
они вряд ли будут лояльно к этому относиться (по крайней мере, долго). Скорей
всего, они просто поменяют менеджерский состав и двинутся дальше, потому что
только им одним ведомо стратегическое направление.
Если мы говорим о движении
политической партии в стратегическом смысле от выборов к выборам, то логично
предположить, что изменения структурные или даже идеологические будут основаны
на работе над ошибками.
Самая большая проблема, которая
вызвала непонимание в обществе, была именно в том, что обыкновенные рядовые
жители так и не поняли, почему представители одной и той же партии конкурировали
между собой в одном избирательном округе. А как конкурировать? Личностно? Идеологически?
Так вы же находитесь в одной партии, у вас должна быть одна платформа.
Когда я слышу заявления о том, что «Единая
Россия» намерена получить на выборах в Законодательное собрание Нижегородской
области шестьдесят процентов, меня здесь меня пугает одно. Политические законы (в
классическом виде) отличны от законов бизнеса. У них результат не напрямую
зависит от вложенных инвестиций, у них другая логика развития. Но в данном
случае мы имеем дело с точным следованием политической жизни логике
бизнес-процесса.
И, как ни странно, это имеет свой
результат, потому что в политическом пространстве находятся люди из одной и той
же категории – из категории представителей бизнеса. Возможно, что именно
поэтому во власть не попадают представители других категорий – потому что все
сходится – от исходных параметров до общего движения к цели. Законы одни и те
же, хотя они, по идее, такими быть не должны.
Я говорю о том, что если мы
пытаемся обсуждать нашу сегодняшнюю ситуацию в связи с партией «Единая Россия»,
мы всегда должны понимать, что в нашей стране никто политике не учится,
профессиональных политиков у нас нет. Мы берем аналогии из другой сферы жизни,
например, из бизнес-процесса. И с этой точки зрения все получается правильно, и
это понятно тем, кто участвует в этих процессах, кто является субъектами
политической жизни.
Все остальные, поскольку они в этих
процессах не участвуют, или участвуют как объект, как покупатели, как
потребители, – они не понимают, что происходит.
А в виде продукта мы получаем
всегда готовые списки. Поэтому шестьдесят процентов – это намеченная в
маркетинговом плане доля рынка. Следующий вопрос: как эту долю взять, из кого
она будет состоять.
В политической жизни такого, по
идее, быть не должно, потому что любая политическая партия должна привести за
собой – за харизмой лидера, за убеждениями и идеологией – каких-то людей,
новых, неведомых, меняющихся со временем. А здесь мы видим обычные, формальные
бизнес-клише. Намечена доля – подумаем, как ее взять. Если они знают, как это
сделать, они это сделают. Они уже умеют это делать в бизнесе – «эту долю рынка
мы берем за счет госзаказа, эту долю рынка за счет агрессивной рекламы, эту
долю рынка за счет того, что на ней вообще никого нет».
В итоге партия получает свои
шестьдесят процентов электората – опять же, отметим, от какой-то определенной
планируемой явки, которой, как мы знаем, вполне можно управлять. Она может быть
больше, она может быть меньше.
Но я всегда говорю, что такая
работа главной партии дает большую свободу маневра, для творческой деятельности
партиям новым, молодым. Они имеют возможность, не входя глубоко в логику
правящей партии, искать свой электорат, приводить своих избирателей на
избирательные участки, и не бояться этих планов, в том числе и специально
декларируемых для психологической атаки на них.