16+
Аналитика
30.04.2021
Поездка Никитина по Уралу открывает новые возможности для нижегородской промышленности.
03.03.2021
Компания будет получать деньги, а работу по уборке взвалит на плечи города.
28.04.2021
А чтобы развивать наземный электротранспорт, Нижний должен распоряжаться большей долей заработанных средств.
27.04.2021
Не только в славном прошлом побед, но и в кровавых страницах, написанных Сталиным.
23.04.2021
Эти акции организуются лишь с целью создавать видимость массовой поддержки Навального населением.
22.04.2021
Численность вчерашних митингов – показатель истинного рейтинга Навального.
22.04.2021
На призыв поддержать Навального вышли только сторонники его как лидера.
21.04.2021
Заявление президента показывает, что политическое решение по развитию метро в Нижнем Новгороде уже принято.
20.04.2021
Нацеленность определенных сил на уничтожение российского государства становятся все более очевидными.
19.04.2021
Но не станет ли вход на территорию кремля после ремонта платным для горожан? Ответа пока нет.
19.04.2021
А те, кто свою выгоду ставит выше интересов государства.
16.04.2021
Было бы странно, если бы в год 800-летия Нижнего Новгорода он старался быть незаметным.
4 Декабря 2018 года
1159 просмотров

Должно быть удовольствие от культуры

Валерий Зусман
директор филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
Должно быть удовольствие от культуры

«АПН – Нижний Новгород» представляет фрагмент выступления директора филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Валерия Зусмана на состоявшемся 14 ноября 2018 года заседании Нижегородского эксперт-клуба, посвященном теме «Нижний Новгород на культурной карте России: есть, о чем поговорить».

Денег нет и не будет, если не будет того, подо что деньги могут появиться. А деньги могут появиться только под какие-то интересные вещи, которые рождаются не по схеме «вы мне дали – вот, извольте, я вам тоже дам», а они рождаются из избытка. Вообще избыток – это такое понятие, которое, мне кажется, очень существенно для всех областей жизни, включая и культуру. Без этого избытка не получается ничего настоящего в жизни. Я не собираюсь сейчас вдаваться в воспоминания о древнеанглийском эпосе – например, об эпосе «Беовульф», но там о главном герое говорится, что у него был сверхзапал такой. И вот благодаря этому сверхзапалу он совершает свои подвиги. Без этого запала ничего вообще не получится.

Что у нас есть узнаваемого в Нижегородской области? Оставим открытым вопрос о столичности того или иного сорта. У нас есть «Сахаровский фестиваль» - спасибо Ольге Николаевне Томиной: огромными усилиями он дается. У нас в советское время были из ряда вон выходящие события музыкальные, которые были возможны по тем временам, наверное, только в закрытом городе. Поскольку закрытый город никому не интересен, иностранцев нет, шума не будет – вот вам фестиваль Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Израиль Борисович Гусман – главный дирижер тогдашний симфонического оркестра – совершенно великолепно исполняет эту музыку и хорошо знаком с Дмитрием Дмитриевичем, и они понимают друг друга. А вот другое время – фестиваль Альфреда Гарриевича Шнитке. Но это все еще закрытый город – ради Бога, все можно, потому что все нельзя. Вот эта схема.

Теперь у нас есть еще Болдино, но о Болдино уже знают меньше. Оно такое региональное нерегиональное явление. Очень бы хотелось его вывести из сугубо местного разряда.

Нам нужно постараться сделать Нижний Новгород узнаваемым на этой самой воображаемой карте России. Как его делать? Благодаря вот этому сверхзапалу. Вот у Романа Юрьевича Жукарина – его нет сегодня – есть такой сверхзапал. Он создает такие экспозиции, которые совершенно не носят местного характера. Последняя выставка, которая была у нас – «Русский импрессионизм: путь к свету», которая с поддержкой «Лукойла», насколько я понимаю, была. Найти эту поддержку «Лукойла» - сверхзапал, привезти сюда работы из «Русского музея» и «Третьяковки» со страховкой и всеми ответственностями, включая финансовые – сверхзапал. Это произошло. Это делает Нижний Новгород заметным.

За счет чего еще можно пытаться нам сделать Нижний Новгород заметным, чтобы увеличить туристические потоки, чтобы отсюда могли бы появиться деньги, и усилилась бы эта узнаваемость? За счет того, что есть у нас, и чего нельзя отнять, даже если очень захотеть. Никак нельзя отнять Волгу и Оку: они были до нас, будут после нас. Волга и Ока, особенно Стрелка – это элемент узнаваемости нашего ландшафта, делающий наш ландшафт культурно уникальным. И, стало быть, надо было бы стягивать все вокруг этого абсолютного преимущества Нижнего Новгорода.

Ну, например, литературу – нехорошо ее забывать. Например, нехорошо забывать, что с Нижним Новгородом был связан – правда, казанский по рождению, но все-таки во многом по жизни, по этапам биографии нижегородский автор – Евгений Николаевич Чириков. У нас же не один Алексей Максимович Горький здесь был. Евгений Николаевич Чириков – замечательный совершенно автор. У него есть «Волжские сказки» - о них никто не знает. А это та самая мифология нашего края, которую вполне можно было бы делать очень значимой. Ну, и где находится музей литературный Евгения Николаевича Чирикова сейчас, какая его судьба? Куски экспозиции в усеченном виде – в Высшей школе экономики на Автозаводе – в корпусе на Львовской как во временном пристанище. Потому что деться было Михаилу Александровичу Чирикову – правнуку писателя – просто некуда. Это не подвиг Высшей школы экономики, а это безобразие нашего города. Потому что для этого музея нужна совершенно другая площадка в центре города, а вовсе не на Автозаводе.

Что еще можно сделать, чтобы сделать город узнаваемым? Нужны образовательные программы, которые имеют своей спецификой вот эту культурную составляющую. Мы открыли такую магистерскую программу, она очень тяжело идет – Георгий Сергеевич Молокин нам очень много помогал, он знает об этом - «Литература и медиа». Цель программы – именно эта. Сделать Нижний Новгород в конечном счете узнаваемым. Мы думаем уже много лет – не знаем, как это сделать – об открытии другой программы – по арт-менеджменту. И я думаю, что эта программа тоже способствовать будет тому, чтобы Нижний Новгород был на культурной карте России узнаваемым. Без этих вещей, думаю я, ничего не получится.

Я резюмирую. Не надо быть голодным или сытым – надо иметь удовольствие от того, чем ты занимаешься. Ролан Барт говорил: «Удовольствие от текста». Должно быть удовольствие от культуры. Не будет удовольствия – не будет ничего. Удовольствие рождает радость и стремление делать то, за что тебе не обязательно заплатят то, что ты ждешь. Должен быть запас энергии. Вот с этим запасом энергии надо делать то, что будет брендировать Нижний Новгород. 

По теме
15.04.2021
Будет ли иметь продолжение попытка создания космодрома в Нижегородской области?
14.04.2021
НОЦ – инструмент реализации научного потенциала нижегородских вузов.
08.04.2021
Участившиеся задержания нижегородских коррупционеров – не уникальная для России ситуация.
07.04.2021
Узбекистан – очень интересное направление внешнеэкономической деятельности нижегородских предприятий.

В хорошем качестве hd видео

Смотреть видео онлайн