Достойный патриарх
Поместный собор Русской православной церкви возвел на патриарший престол
Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского. Автор этих строк рад
такому решению Собора. Изо всех реальных кандидатур эта была наиболее
достойной.
Упреки, обращенные к нынешнему патриарху – дескать, он больше политик и
хозяйственник, чем «молитвенник», имеют оборотную сторону. Кто из русских
архиереев больших «молитвенник», а кто меньший, знает один Бог. А вот для
Церкви нашей и впрямь полезен человек с выдающимися политическими
способностями, т.е. лидер, способный формулировать и проводить в жизнь
независимый политический курс, добиваться полной экономической
самодостаточности церковного организма.
Думается, «новое иосифлянство» — самая адекватная «платформа» для Русской
церкви в наши дни. Это не значит, что следует поступиться благочестием,
нравственностью, древними традициями и заняться одним только стяжательством.
Вовсе нет! Однако перед иерархией стоит необъятная задача – рехристианизации
России и ее ближайших соседей. Ради того, чтобы ее выполнить, стоит повозиться
и с церковной экономикой, и с церковной политикой.
Но помимо всей громадной работы и даже прежде нее, надо залечить раны,
нанесенные Церкви «предвыборной кампанией».
Слава Богу, она прошла. Слава Богу, что больше не будет повода для
безответственной трескотни, для выбрасывания в сеть «компромата» на наших
архиереев и для создания устойчивых фобий у церковного народа. Впрочем, одна
фобия все-таки осталась, и о ней стоит поговорить отдельно.
На протяжении двух-трех последних месяцев в сетевой среде, да и в прессе
муссировалась тема «филокатолицизма» владыки Кирилла, или, в более общем плане,
«экуменизма». Ее «популяризация» приобрела столь значительный масштаб, на нее
бросили такие ресурсы, что определенный результат – хотя и не тот, которого
добивались «постановщики», был все-таки достигнут. Помешать владыке Кириллу
стать патриархом не удалось. Но во многих людях, прежде всего мирянах и даже
священниках, укоренился почти иррациональный по своей природе страх: а ну как и
впрямь поведут Русскую богоспасаемую Церковь на поклон к Ватикану? А ну как и
впрямь признают истиной, равной православию, скажем, ислам? Или какой-нибудь,
прости, Господи, буддизм?
Автор этих строк слышал в послерождественских разговорах с людьми, имеющими
самое прямое отношение к Церкви, в том числе и с иереями, нотки тревоги, даже
отчаяния по этому поводу. На разные лады делались ссылки на биографию владыки
Кирилла: вот, дескать, как долго он работал в ВСЦ и чем, подумайте, мог
проникнуться там!
Полагаю, действительной почвы под этими разговорами нет. Уровень экуменизма
в нашей Церкви, скорее, падал последние годы, чем рос. Особенно если сравнивать
его с советским периодом. Те не очень осторожные шаги, которые были совершены
нашими архиереями в этой сфере, получили объяснение. На летнем Архиерейском
соборе 2008 года было принято определение «О вопросах внутренней жизни и
внешней деятельности Русской Православной Церкви». Там, в пункте 36 сказано
следующее: в процессе межхристианского и межрелигиозного диалога «…наша Церковь
не приемлет попыток «смешения вер», совместных молитвенных действий,
искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции». Что может
быть яснее? Вскоре после этого, в августе, 36-й пункт наложил отпечаток на серьезный
акт во «внешней политике» Церкви. Генеральный Синод Церкви Англии принял
решение допустить женщин к епископскому служению. ОВЦС – т.е. церковный орган,
непосредственно подчиненный владыке Кириллу, — распространил заявление, где
говорится: "В Русской православной церкви с сожалением констатируют, что
решение о возведении женщин в епископское достоинство существенно затрудняет
для православных христиан ведение диалога с англиканами, который развивался на
протяжении многих десятилетий…" и т.п., причем жесткость документа
постепенно нарастает. Какой уж тут «экуменизм»!
Но.
Об этом знают не все. А те, кто знает, все-таки опасаются: вдруг одно было
при митрополите Кирилле, а другое начнется при патриархе Кирилле? Повторяю,
автор этих строк уверен, что никакие «филокатолические» и «экуменические»
тенденции в действиях Русской православной церкви не получат действительной
силы. Хотелось бы лишь одного: очень большой осторожности и даже ощутимой
для нашего церковного народа жесткости в отношениях с партнерами по
«межрелигиозному диалогу».
Миллионы глаз будут сейчас наблюдать за патриархом Кириллом, ожидая его слов
и поступков в этой сфере – самой болезненной для Церкви. Любая мелочь, любой
поспешный шаг, любой пробел в информационной защите Московского патриархата
может вызвать новые потоки необоснованных обвинений, и, хуже того, пищу для
неприятной фобии, столь сильно тревожащей воцерковленных людей.
Мирянин не может требовать каких-либо действий от архиерея, тем более, от
главы Священноначалия. Поэтому все, сказанное выше, представляет собой лишь
самый смиренный совет.
А уж как распорядиться этим советом – решит иерархия и сам патриарх. Что бы
он ни счел правильным, следует проявить повиновение. Ибо воле нового патриарха
Московского противиться непозволительно – не из политических соображений, а из
простого нежелания погубить душу.
Оригинал этого материала
опубликован на ленте АПН.