Двойное дно
Где результат?
Почему возникло представление, что заниматься разработкой
стратегии развития города должен исключительно глава
города, а не глава городской администрации?
Когда структура городского управления была
переформатирована в двуглавую, сразу было ясно, что
два человека на должности градоначальника ужиться не смогут, потому что при
двух центрах влияния у каждого из них слишком узкая сфера деятельности.
Управление городом – это прежде
всего его развитие.
Необходимость и убирать улицы и в то же время строить ФОКи и заниматься стратегией предполагает не только наличие
определенных функций, но и определенной сферы ответственности.
Попытка делить сферы ответственности по какому-то не претворимому в жизнь теоретическому принципу разделения на
две части, — это, на самом деле, достаточно нелепо.
У нас данность, есть два человека, которые стоят во главе
города. Так пусть каждый из них занимается тем, что он считает важным, что он
считает нужным, что он считает необходимым, что он считает соответствующим
своим амбициям и своему типу темперамента и соответствующим своим устремлениям
– политическим устремлениям в том числе.
Поэтому мне, честно говоря, совершенно не важно, кто
будет заниматься – и кто занимается, если это происходит, — развитием города.
Мне, как и любому жителю города важен результат. Результата я пока не вижу.
Маленькая политика большого города
Может быть, это обывательский взгляд – мне
иногда хочется его подключить, не смотря на то, что я журналист, аналитик и так
далее, — но мне, как человеку, который живет в центре города и каждый день
вынужден пробираться сквозь снежные завалы, пробки, отвратительным образом
запущенные дворы, становится до боли смешно и неприятно, когда говорят о
каких-то нью-васюковских идеях.
Когда я слышу о форуме 2000 философов,
который собираются провести в Нижнем Новгороде, мне опять становится смешно,
потому что большинство вузов, которые сейчас в Нижнем Новгороде находятся, не
способны справиться с тем статусом, который на них возложен. Они теряют
статус научных центров.
Их составляют те люди, которые подрывают какой-либо
научный и образовательный авторитет Нижнего Новгорода. Люди, которые, как
говорят, приезжают в Нижний Новгород, чтобы учиться в его чудесных вузах, скоро
перестанут сюда приезжать, потому что уровень взяточничества и то количество
денег, которые сейчас берут за год обучения в нижегородских вузах, сейчас
зашкаливает за всякие пределы.
При этом все лучшие преподаватели сейчас или уезжают из
города или вовсе отказываются от педагогической практики.
Могу сказать как человек, который учился в инъязе: про свою альма матер я знаю достаточно много и от некоторых вещей, которые
я знаю, мне хочется плакать.
В общем итоге ощущение такое, что каким бы образом не
перекраивалась сегодня власть, нет главного: нет, как говорил недавно на
Нижегородском экспертном клубе журналист Вадим Андрюхин,
того патриота города, который бы воспринимал успехи города как свои личные
достижения.
Наверное, только в этом залог успеха –
когда политик считает, что основное для него – сделать город таким, чтобы про этого
политика потом вспомнили, чтобы о нем потом говорили, чтобы он в рейтингах,
которые у нас сейчас так любят тиражировать и цену которым мы прекрасно знаем,
— чтобы в реальных рейтингах (если бы существовали какие-то настоящие рейтинги,
при этом имеющие федеральное значение) его деятельность по праву была
оценена высоко.
Пока же среди местных политиков идет борьба за сферы
власти, распределение капиталов, распределение площадок, битва за то, кто
первым скажет о каком-то начинании – и все.
Это на самом деле превращается в какой-то грандиозный
цирк и этот цирк очень провинциален. Это – не современная политика. Это
политика маленького городка, в котором нечего делать кроме
как раскручивать себя и бороться за какие-то смешные ценности, которые
на самом деле, я бы сказала, являются иллюзорными.
Политический
подход в ущерб профессиональному
Кого бы можно было привлечь к разработке стратегии
города? В разработке стратегии развития города должно участвовать экспертное
сообщество, а не политики. Это должен был бы быть некий экспертный совет. В который входили бы представители самых разных институтов.
Это могут быть в том числе и люди из столицы, из
Москвы, это могли бы быть люди, которые когда-то жили и работали в Нижнем
Новгороде, а потом уехали с тем, чтобы работать в каком-либо другом месте.
Это должны быть люди различных профессий и
специальностей: и экономисты, и обязательно социологи, это должны быть люди,
связанные с культурой, это должны быть специалисты, связанные с различными
направлениями развития – с транспортной системой, с промышленностью, люди,
которые занимаются озеленением городов и так далее.
В Нижнем Новгороде на сегодняшний день накопилось такое
огромное количество проблем, что при решении их необходим на самом деле не
какой-то политический подход, а подход сугубо профессиональный. Вот
профессионалы по всем тем проблемам, который сейчас в Нижнем Новгороде
существуют, распределившись по каким-то рабочим группам, занятым разработкой
различных направлений, должны работать над каждой из этих проблем.
Это, возможно, взгляд несколько утопический, я хорошо это
понимаю.
Но, на мой взгляд, говорить о стратегическом развития
Нижнего Новгорода и выстраивании каких-то многолетних перспектив и горизонтов,
мне кажется, неправильно, — до тех пор, пока не будут решены конкретные
хозяйственные бытовые проблемы.