Форматы взаимодействия
Говоря о сложившейся системе взаимоотношений между
губернатором и местными средствами массовой информации, надо сравнивать
ситуацию, сложившуюся в Нижегородской области, с тем, как обстоят дела в этой
сфере в других регионах. За последние 6 лет мне выпало побывать в большинстве
субъектов РФ, удалось пообщаться со многими региональными журналистами, целевой
аудиторией, поэтому мне есть, на что опираться при сравнении. Укажу несколько
отличий. Нижегородскую область можно назвать «открытым» для прессы регионом:
здесь наблюдается очень доброжелательное отношение ко всем видам СМИ, в том
числе и традиционным.
Информационная политика региона складывается во многом в
зависимости от того, как его глава относится к СМИ, воспринимает их роль. Так,
есть места, где на местную прессу вообще не делают никакой ставки, буквально не
обращая на нее внимания. В результате все живут и работают сами по себе – что
руководство субъекта, что местная пресса. Так, например, случилось в Пермском
крае при прежнем губернаторе, который едва ли не во всеуслышанье
заявлял, что приоритетным направлением в этой сфере для него является
взаимодействие с федеральными СМИ, а местные его не интересуют. Хотя, если
задуматься, именно местная, локальная пресса формирует медиа-пространство.
Могу сказать, что за время пребывания на Нижегородчине
у меня сложилось твердое ощущение, что сама личность губернатора положительно
влияет на взаимоотношения власти и СМИ. Заметно по-настоящему
доброжелательное отношение к прессе, причем это не только мое мнение, так как
со мной солидарны и коллеги из других регионов. Так, с 18 по 22 мая этого года
во время круиза по Волге из Москвы в Нижний Новгород состоялась международная
конференция «Российская журналистика XXI века: контент
и форматы современных СМИ. Формула доверия». Я участвовал в ней наравне со
многими другими моими коллегами. Первая часть этой конференции проходит на
самом корабле, затем ее участники приезжают в Нижний, им показывают город, после
чего кто-то остается там, другие же едут в районы области. В этом году в
конференции принимали участие представители прессы из самых разных регионов. И
многие, даже самые недоверчивые, в один голос по итогам поездки отмечали, что
Нижегородская область предстала как действительно один из самых открытых и
лояльных прессе регионов. Конечно, уровень этот далек от, скажем, Британии, но
прессе в России и так приходится очень сложно, она сталкивается не только с
технологическими, но и общественными проблемами.
Пожалуй, ключевое слово, которым можно охарактеризовать
отношение власти к СМИ в Нижегоросдкой области, – это
«мягкое». Об этом же мне говорили и мои коллеги. Так выходит тогда, когда высок
авторитет губернатора, когда он самодостаточен,
вследствие чего ему не нужен дополнительный пиар. Шанцев даже сам один раз
попробовал себя в роли журналиста, выступив в качестве интервьюера. Это была
попытка объяснить обществу, что из себя представляет
журналистика, какова ее роль в обществе.
На самом деле, есть масса способов выйти на контакт с
аудиторией — те же пресс-конференции являются очень простым для этого
инструментом, однако есть субъекты РФ, главы которых не используют даже его,
попросту не идя на сближение с прессой, а то и вовсе игнорируя ее. Или выполняя
эту функцию формально: отвечая заученными заранее подготовленными фразами на
заранее присланные вопросы.
Что касается возможности давления на прессу в области, тут
мне трудно что-то сказать, так как для этого надо находиться внутри всей этой
сферы, знать специфику. Своего рода игра, давление, манипуляция в случае с
прессой всегда имеют место быть, однако не обязательно их затевает власть. Это
может быть и общество, и большой бизнес. Нередко пресса сталкивается с
подобными ситуациями на муниципальном уровне, где управленцы, как правило, хуже
владеют ситуацией и вследствие этого менее компетентны.
Еще один важный показатель – за последние годы у вас не было
крупных скандалов, связанных со СМИ. В других субъектах они были. При этом у
вас регион с активным населением. Скажем так, это не Тамбовская область, не в
обиду ей будет сказано. При этом отсутствуют шумные противостояния, а это
свидетельство того, что все противоречия устраняются путем переговоров.
В заключение могу сказать, что серьезная аналитическая
журналистика в нынешних условиях не может выжить без поддержки государства.
Иначе есть риск развития «желтой» прессы, таблоидов, прочих негативных явлений.
У вас в области положительный опыт поддержки СМИ явно нарабатывается.