Глупость или диверсия
С нарастанием негативного отношения к электросамокатам в Нижнем Новгороде и других крупных городах России после целого ряда инцидентов, в которых пострадали как пешеходы, так и те, кто пользуется этими средствами, мы сталкиваемся вслед за Европой.
Перед коронакризисом очень серьезные скандалы из-за электросамокатов были, например, в Германии, в Берлине. Имели место случаи, когда толпа била самокатчиков, которые наехали на детей и женщин. Или, напротив, толпа дралась с полицейскими, которые пытались арестовать пьяного самокатчика.
Было создано целое общественное движение, которое боролось с самокатами, отстаивая права пешеходов. А защитники самокатов указывали на то, что велосипедов гораздо больше, чем самокатов, но люди к ним привыкли, и поэтому не протестуют.
Дело здесь не столько в самокатах, сколько в необходимой инфраструктуре. Так, в Копенгагене на душу населения не меньше самокатов, чем в Берлине, однако проблем они не создают, поскольку там очень развита инфраструктура велодорожек, и не происходит столкновения интересов пешеходов и тех, кто использует средства индивидуальной мобильности.
Отличие в восприятии велосипедов и электросамокатов отчасти объясняется тем, что на первых хоть и можно разогнаться до приличной скорости, но нужно крутить педали, и необходимость прикладывать физические усилия чуть больше дисциплинирует людей, чем использование электрической тяги.
Еще один момент. Компактность самоката создает некую иллюзию у управляющего им: «всех объеду, везде проскочу». Но люди, которых он объезжает, движутся не всегда равномерно и прямолинейно, порою обходят какого-нибудь человека или препятствие, или могут повернуться – и водитель самоката не успеет среагировать.
Рецепт здесь один. Если появилась категория участников городского движения, передвигающихся на самокатах – и она будет расти, – значит, нужно разводить потоки пешеходов, велосипедистов (самокатчиков) и автомобилей.
Что бы ни говорили о необходимости выгнать всех самокатчиков на проезжую часть, это не может быть решением. Если у велосипеда колеса большие и выбоины на асфальте для него не фатальны, то человек на самокате с небольшими колесами может легко или перевернуться или, объезжая такую выбоину, попасть под машину. Поэтому надо разделять потоки.
То, что в парках делают велопешеходные дорожки (садик Пушкина, «Швейцария»), это, на мой взгляд, или глупость, или диверсия. Если по парку идет семья, компания бабушек или группа мамочек с колясками – они занимают всю эту дорожку. И несущийся велосипедист или человек на самокате должен объезжать их по самому краю или пытаться просочиться между ними. И ему плохо, и им плохо. И это идеальный случай, когда все друг с другом вежливы и столкновений не произошло.
На Верхневолжской набережной прогулочная зона, пешеходы любуются видами – и здесь же едут велосипедисты и самокатчики. И это притом что и самокатов еще не так много, и туристический поток еще не очень силен ввиду продолжающейся пандемии. А что будет, когда вакцинация станет действительно массовой и когда на юбилей Нижнего приедет множество туристов, которые захотят и пешком пройтись, и проехаться на самокатах – а тротуар не такой уж и широкий.
В то же время в историческом центре Нижнего Новгорода, где в основном и ездят на самокатах, вдоль обочины проезжей части – сплошная череда припаркованных машин, так что по краю дороги тоже не проедешь. И ладно еще, если тебе нужно доехать из одной точки в другую. А если ты едешь с целью посмотреть город? Ехать в потоке автомобилей и вертеть головой это очень небезопасно.
Новое средство передвижения появилось, а пользоваться им неудобно, некомфортно и небезопасно – и для человека, и для окружающих.
Электросамокат – хорошее изобретение, и надо думать, как сделать, чтобы всем было удобно. Ведь и на такое количество автомобилей, которое мы видим сейчас, город не был рассчитан, но возникшие проблемы пусть не решены, но некая осмысленная политика на этом направлении уже появилась. Теперь надо осмыслить реальность и выстраивать разумную политику в отношении велосипедов и самокатов.
Вообще ПДД гласят, что по тротуару на велосипеде может ездить ребенок до 14 лет. А, например, все курьеры с коробами за спиной должны ездить по проезжей части. Но пока человек не находится на проезжей части, он внимания гаишников не привлекает, а больше ему никто ничего сказать и не может. С одной стороны, нарушение, с другой стороны, без наказания.
Если посмотреть глазами курьера, то ехать по проезжей части при нашем трафике не очень хорошо. А велодорожек нет, по крайней мере, как системы. Чуть-чуть в парке, чуть-чуть на набережной. А добираться до них и обратно как-то нужно.
Следует подумать также не только об обычных пешеходах, но и о мамах с колясками, и об инвалидах – доступная среда расширяется, но пока не системно. Для тех же слабовидящих – где-то есть обозначения, позволяющие понять, куда можно идти, куда нет. А где-то обычные тротуары без тактильной разметки (дай бог, чтобы без ям и выбоин, о которые и здоровый человек может споткнуться).
Да, деньги к юбилею дали поздно, поэтому власти стараются сделать что-то большое и красивое, а то, о чем я сейчас говорил, надо будет осуществлять в рамках нацпроекта «Комфортная городская среда». Но прежде надо сформировать политику, поставить цель, иначе мы так и будем точечно решать текущие задачи.