





Губернатор поднимется над проблемами нижегородцев
Что требуется для того, чтобы губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев мог держать под контролем все процессы, происходящие на вверенной ему президентом территории, чтобы ни один житель региона не чувствовал себя обделенным его вниманием? Как поступить, чтобы не оставить нижегородцев на произвол судьбы, если для решения насущных проблем требуется непосредственное присутствие губернатора в российской столице или в другой точке земного шара? Ответ на эти вопросы озвучил недавно сам глава области: в скором времени будет заключен договор с Казанским вертолетным заводом о покупке МИ-8 МТВ-1, для дальних же перелетов будет приобретён самолёт кампании "Универсал-Круиз".
Любопытно, что приобретение летательных аппаратов для губернатора на средства областного бюджета не будет тормозиться всяческими формальностями вроде тендеров и аукционов. Вернее, аукцион планировался, но за слишком малым числом участников — по одной заявке на лот — мероприятие было отменено. Однако работу конкурсной комиссии нельзя признать бесполезной, поскольку в результате рассмотрения имеющихся предложений она рекомендовала заключить договора с вышеуказанными производителями.
Во что же обойдется нижегородцам возможность гордо показывать пальцем в небо, объясняя маленьким детям и гостям из других регионов: "Это наш губернатор полетел, Валерий Павлинович!"? Суммы уже названы — на приобретение вертолета выделено 137,5 миллиона рублей, самолет же обойдется бюджету области в 850 тысяч долларов (примерно 23 миллиона рублей). То есть, всего 160 миллионов рублей — и мобильность нижегородского губернатора значительно вырастет.
Стоит, однако, сопоставить эту цифру с другими. Скажем, детское стационарное отделение Нижегородского противотуберкулезного диспансера вынуждено собирать жалкие крохи, участвуя в акции "Белые цветы": помещение, где находятся дети, давно в аварийном состоянии, кровати и стулья разваливаются, а средств на ремонт и закупку мебели в областном бюджете нет. Нет их и на то, чтобы обеспечить противопожарную безопасность нижегородских школьников — для того, чтобы учебные заведения могли открыться первого сентября, требуется всего лишь девять миллионов рублей!
То есть, приоритеты областной власти в расходовании бюджетных средств вполне понятны. Что важней для нижегородцев — скорость передвижения губернатора по территории области (притом, что в современном мире существует такая техническая новинка, как телефон), или решение хотя бы одной из множества социальных проблем? Все ли у нас в порядке с детским питанием в школах? Все ли проблемы решены с льготным проездом пенсионеров?
По данным Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (Нижегородстат), уровень смертности в регионе превышает рождаемость в 2,1 раза. В 2006 году естественная убыль населения у нас составила 33,7 тысячи человек. Нижегородская область занимает первое место среди регионов Приволжского федерального округа по уровню смертности, а также по уровню смертности детей до одного года.
Директор областного департамента здравоохранения Юрий Тарасов сообщил недавно, что ежегодно от сердечно-сосудистых заболеваний умирают около 7000 нижегородцев-мужчин трудоспособного возраста, и в целом показатель смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы в Нижегородской области на 30 процентов выше, чем в других регионах ПФО. Также, по словам Юрия Тарасова, очень высокой у нас остается материнская смертность, некоторого снижения которой добились в 2005 году, но этот результат закрепить не удалось. Так неужели 160 миллионов рублей не могут быть потрачены на улучшение здоровья жителей Нижегородской области?
Небезынтересно сравнить подход нижегородского губернатора по завоеванию воздушного пространства с подходом других государственных чиновников. Так, например, Сергей Кириенко в бытность полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе, закончив летные курсы, получил сертификат и получил право самостоятельно пилотировать вертолет. Часовой полет арендуемого им вертолета марки "Робинсон Р-44" обходился Управлению делами президента России в сумму, не намного превышающую 100 долларов. Для сравнения — полет обычного Ми-8 требует затрат почти на порядок больших.
Есть и "летающие" губернаторы — Валерий Шанцев будет не единственным в своем роде. Но, скажем, обладающий внушительным состоянием, полученным во время работы в "Норникеле" губернатор Тверской области Зеленин приобрел вертолет за более скромную сумму в 100 миллионов рублей — и на свои личные деньги. Немалые затраты на содержание вертолета и топливо также не стоят жителям Тверской области ни копейки.
Однако не все руководители регионов имеют одинаковые финансовые возможности. И здесь главное — определить приоритеты. Объясняя необходимость покупки вертолета, Шанцев заявил, что "время губернатора стоит дорого". Хотелось бы понять, какие вещи губернатор считает дороже своего времени — и есть ли такие. Но, похоже, если нижегородцы задумаются над этим, рейтинг губернатора вряд ли поднимется вместе с ним на заоблачные высоты.
