Идеальный шторм Через несколько месяцев делить будет нечего
Через несколько месяцев делить будет нечего
В России смена антикризисного таргетирования.
Юрист Шувалов, волею премьера Путина ставший экономистом и возглавивший
правительственную комиссию по повышению устойчивости российской экономики, на
инвестиционном форуме «Россия-2009» представил на суд согласной бизнес-публики
новые приоритеты российских властей в борьбе с кризисом.
«Для нас первый приоритет — макроэкономическая стабильность. Второй —
банковская система», — заявил он.
Так на ровном месте создаются информационные поводы, а комментаторы получают
новую пищу для стёба.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Рассмотрим некоторые макроэкономические показатели и убедимся, насколько
серьезную задачу, возможно, сам того не желая, поставил перед правительством
первый вице-премьер Шувалов.
Перед тем как начать анализ, сделаем важное допущение — Шувалов понимает, о
чем говорит.
ВВП. Предварительные итоги января по версии инвестиционной компании
«ВТБ Капитал» свидетельствуют — ВВП России по сравнению с январем 2008
г. снизился на 4%. (В январе прошлого года ВВП вырос на
6,2%). Такого глубокого падения российская экономика не переживала более десяти
лет — хуже было только в конце 1998
г., когда объем ВВП снизился почти на 9%.
«Это дно!» — так расценили результаты исследования в экспертно-аналитическом
сообществе. «Стабилизация экономических показателей в промышленности налицо.
Сейчас компании с успехом распродают излишки готовой продукции. И это позволяет
снова запускать остановленные цеха и конвейеры», — такой комментарий
прозвучал в самом «ВТБ Капитале».
Бог в помощь.
ВВП принято препарировать по четырем составляющим: расходам домашних
хозяйств (семейных, которых по данным Всероссийской переписи населения 2002
г. насчитывалось 38,3 млн., и несемейных, количеством
14,4 млн)., государственным закупкам (включающим расходы органов
государственной власти всех уровней на покупку товаров и услуг), инвестициям
(расходам на покупку товаров, которые будут использоваться в будущем для
производства других товаров и услуг) и чистому экспорту (разность между
экспортом и импортом). Данные по структуре использования ВВП в 2000-2007 гг. в
таблице.
Таблица
Структура использования ВВП России в 2000-2007 гг. (%)
Структура ВВП |
2000 г. |
2002 г. |
2004 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Расходы домашних хозяйств |
46,4 |
51,3 |
50,1 |
48,6 |
48,7 |
Государственные закупки |
14,9 |
17,7 |
16,8 |
17,1 |
17,8 |
Инвестиции |
18,6 |
20,1 |
20,9 |
21,5 |
24,7 |
Чистый экспорт |
20,1 |
10,9 |
12,2 |
12,8 |
8,8 |
Источник: Росстат.
Для сравнения: структура ВВП США по итогам 2004
г. выглядела так: потребление в процентах к итогу
составило 70%, государственные закупки — 19%, инвестиции — 16%, чистый экспорт
— минус 5%.
В 2009 г.
расходы российских домашних хозяйств по вполне естественным причинам снизятся,
причем, прогнозы падения колеблются от 5 до 15%; инвестиции будут минимальными
— не до жиру; чистый экспорт уже в январе стал отрицательным; и вся надежда в
прогнозах ВВП возлагается на рост государственных расходов.
Если расходы домохозяйств снизятся на 10%, то ВВП страны снизится на 5% (на
расходы домохозяйств приходится приблизительно половина российского ВВП).
Схожая ситуация с инвестициями — если они уменьшатся в два раза, ВВП сократится
на дополнительные 3% (по данным таблицы видно, что инвестиции в структуре
российского ВВП составляют четверть). Чистый экспорт (приблизительно десятая
часть ВВП) при обнулении вычтет из роста ВВП еще 1%, если же он будет отрицательным
(например, те же 10%, что даже очень может быть), то потери составят уже 2%.
Так что 10% снижения ВВП по итогам 2009 года получаются, что называется, с
кондачка. Вся надежда на правительство — на сколько оно увеличит госзаказ на
товары и услуги. Впрочем, правительство больше озабочено другими, более
меркантильными, проблемами.
Бюджет. Итоги исполнения федерального бюджета за январь этого года
будут провальными — только ФТС по сравнению с январем 2008
г. показала снижение таможенных сборов на 28%. Спасибо
спичрайтерам Путина, избавившим нас от поиска определения сути происходящего —
они назвали сегодняшнюю картину идеальным штормом. В случае с ФТС идеальный
шторм выглядит так: рекордно низкие сборы таможенников обеспечены низкой
нефтяной конъюнктурой, российско-украинской газовой войной, падением цен на
металлы, девальвацией рубля, ростом процентных ставок по кредитам.
Газовый конфликт отразился не только на снижении экспорта природного газа,
но и на падении добычи. По данным ЦДУ ТЭК, добыча природного газа в январе 2009
г. по отношению к январю 2008
г. сократилась на 11,4%. Причем, в период с 10 января по
19 января этого года добыча уменьшилась и вовсе на 23,6%. Будем верить
правительству, неоднократно заявлявшему, что прекращение «Газпромом» поставок
газа в Европу обошлось стране в $2 млрд. Возникает крамольная мысль — может, не
стоило в январе так «быковать»? Но, чур меня, чур.
Интересно проследить динамику снижения экспорта-импорта. В ноябре 2008
г. экспорт сократился на 17%, импорт — на 6%. В декабре
того же года экспорт уменьшился на те же 17%, импорт — на 4%. По всей
вероятности, отставание темпов снижения импорта временное, поскольку уже в
ближайшие месяцы дадут о себе знать эффект от девальвационного шока, курсовая
неопределенность, проблемы с получением, а также стоимость заемных оборотных
средств. Но в любом случае снижение импорта негативно скажется на объемах
таможенных платежей, хоть и снизит давление на курс рубля.
Отметим, что проблемы с исполнением бюджета прогнозировались Минфином,
сократившим на первый квартал этого года несоциальные расходы бюджета на 15%.
Однако исходя из динамики налоговых поступлений предыдущих месяцев,
углубляющейся стагнации в промышленности и уменьшения таможенных платежей,
снижение доходов бюджета по итогам первого квартала составит не менее 20%.
Наверно, макроэкономическая стабильность в трактовке Шувалова — это снижение
доходов бюджета на 15-20%. Вот если бы на 20-25% — тогда это уже бардак. А так все
под контролем.
Инвестиции. Инвестиции — фундамент будущего экономического роста,
поэтому количественное выражение инвестиционной активности также нужно относить
к показателям макроэкономической стабильности. Если, конечно, этот состав
правительства намеревается находиться в своих креслах хотя бы пару-тройку лет.
Хорошо, что в правительстве есть четкое понимание того, что ждать
сколь-нибудь существенного внутреннего инвестиционного роста не приходится, а
потому все усилия нужно направить на привлечение иностранных инвестиций. Но не
из Европы или США, как можно было бы предположить, а из Китая, Японии и стран
Ближнего Востока. Как тут не вспомнить квазилиберальное выступление Путина в
Давосе или смягчение некоторых положений закона «О порядке осуществления
иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое
значение для национальной безопасности Российской Федерации».
Поправки в закон, скорее всего, будут направлены на упрощение процедуры
согласований сделок для добросовестных инвесторов, сокращение списка
стратегических отраслей и увеличение максимально допустимых пакетов акций,
приобретаемых иностранцами. Правда, о дискриминации иностранного капитала,
отсутствии юридической защиты и изничтожении протекционизма в пользу российских
госкомпаний пока ничего не слышно.
И тут крайне некстати мегаподонки из рейтингового агентства Fitch снизили
суверенный рейтинг России, а прогноз рейтинга и вовсе обозначили как
«негативный». Якобы, Fitch не нравится снижение международных резервов, падение
платежеспособности России и проблемы с выплатой внешнего долга российских
компаний. Причем, Fitch уже начало пересмотр рейтингов и прогнозов отдельных
российских регионов и корпораций. Рейтинги «Газпрома» и «Роснефти» пока
устояли, но прогнозы по ним снижены до негативного, а рейтинги Москвы и
Санкт-Петербурга, а также Сбербанка, ВЭБа, ВТБ, Россельхозбанка, Банка Москвы,
РЖД, «Русгидро» и «Сухого» понижены вслед за суверенным. Так мировая закулиса
реагирует на то, что, несмотря на кризис, Россия все равно упорно поднимается с
колен.
Международные резервы. Раз уже речь зашла о макроэкономической
стабильности, резервы России тоже нельзя оставить без внимания. На 1 февраля 2009
г. по данным ЦБ объем международных резервов страны
составил $387 млрд., из которых собственно резервы Банка России составили $166
млрд., средства Резервного фонда — $137 млрд., Фонда нацблагосостояния — $84
млрд. О судьбе резервов Центробанка чуть дальше, а Резервный фонд, призванный
«сглаживать колебания доходов бюджета в период неблагоприятной сырьевой
конъюнктуры», и Фонд нацблагосостояния предназначенный для покрытия дефицита
бюджета Пенсионного фонда России, финансирования добровольных пенсионных
накоплений и кредитования строительства олимпийских объектов, по всей
вероятности, обнулятся уже в следующем году. Кроме того, $40 млрд. из Фонда
нацблагосостояния будет конвертировано в рубли и передано на поддержку
банковской системы.
Теперь о резервах Центробанка. По официальной версии их осталось $166 млрд.
Много это или мало? Для всех, читающих этот материал — архимного. Для родного
правительства и ЦБ, которые совместными усилиями умудрились всего за 3 месяца
(ноябрь-декабрь 2008 г.
и январь 2009 г).
сжечь в валютной топке, профинансировав отток капитала из страны, $153 млрд. —
ничто.
Любопытны планы правительства в части сохранности резервов. На прошлой
неделе наконец-то удалось прояснить ситуацию с прогнозом совокупной суммы
резервов к концу этого года. Главный правительственный ориентир — не менее 70%
от февральских размеров или $271 млрд. (с учетом суверенных фондов). Таким
образом, за оставшиеся 11 месяцев правительство планирует расстаться со $116
млрд. Учитывая аппетиты политической и экономической элиты — едва ли
правительство удержится в им самим установленных рамках.
Реальный сектор. Данная группа, согласно воззрениям правительственных
экономических гуру на макроэкономическую стабильность, смотрится слегка не к
месту, но, отдавая должное экономической теории, посмотрим, что творится и
здесь.
Итак, за ноябрь-декабрь 2008
г. опять же согласно официальной версии промышленное
производство в России снизилось на 22,1%. Многие крупные российские предприятия
(перечислять их места не хватит) в январе проработали всего несколько дней и
вновь вернулись в стагнационный анабиоз. Может, для кого-то это и «стабилизация
экономических показателей в промышленности», но для людей вменяемых
происходящее — общенациональная промышленная катастрофа.
Вернемся к вопросу аппетитов. На прошлой неделе стало известно, что
госкорпорация «Ростехнологии», получившая в прошлом году промышленные госактивы
стоимостью до $20 млрд, обратилась в правительство с просьбой о выделении более
$7 млрд. в форме денежных средств ($4,1 млрд) и госгарантий ($3,1 млрд). для
поддержки более чем 420 своих предприятий. По курсу ЦБ — это чуть 262,7 млрд.
рублей. Заметим, что общий объем кредиторской задолженности предприятий
госкорпорации — около 600 млрд рублей.
Второй пример — менеджмент ГАЗа попросил правительство предоставить ему
госгарантии по кредитам и дать поручение ВЭБу купить облигации компании на 20
млрд рублей. По итогам января 2009
г. производство автомобилей на ГАЗе снизилось по
сравнению со среднемесячными показателями прошлого года в 4,8 раза. У ГАЗа
самый высокий долг среди российских компаний автопрома: 40 млрд рублей, из
которых 30 миллиардов — краткосрочная задолженность. Добропорядочный ГАЗ, помня
о хамстве американских автопроизводителей, прилетевших за помощью в Вашингтон
на частных самолетах, загодя представил антикризисную программу. В 2009
г. ГАЗ планирует снизить себестоимость производства на
20%, а административные расходы — на 48%. Судя по тому, что в предыдущие годы
ГАЗ о таких пустяках даже не задумывался, ориентиры снижения представлены
исходя из долларовых цен на «Волги», «Газели» и прочую гордость российского
автопрома.
Наконец, все как-то подзабыли, что процесс слияния «Норникеля»,
«Металлоинвеста», «Ростехнологий» и, возможно, «Русала», «Мечела» и «Евраза»
никто не сворачивал. В случае успешного объединения государство будет вынуждено
компенсировать госбанкам выданные «национальным горнорудным чемпионам» кредиты
на сумму не менее $10-12 млрд.
Таким образом, только эти три примера иллюстрируют насущную потребность в
отстыковке от международных резервов почти $20 млрд. Иначе наступит
макроэкономическая нестабильность.
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
С банками все проще: 3 февраля премьер Путин объявил о докапитализации
некоторых российских банков на общую сумму в 1,2 трлн. рублей.
Больше всех получит приятный во всех отношениях Сбербанк — 500 млрд рублей.
ВТБ докапитализируют на 200 млрд., ВЭБ — на 100 млрд рублей. Оставшиеся 400
млрд рублей уйдут на помощь частным банкам.На совещании в Белом доме был
представлен список из 81 системообразующего банка и два варианта их поддержки
либо помогаем 4-5 банкам, либо 30 банкам. Надо полагать, места в заветной
тридцатке будут заниматься по результатам закрытых аукционов.
Участниками аукционов считаются Альфа-банк, Газпромбанк, Еврофинанс
Моснарбанк, АКБ «Национальный клиринговый центр», Московский кредитный банк,
Райффайзенбанк, «Уралсиб», НОМОС-банк, Промсвязьбанк, МДМ-банк, «Петрокоммерц»,
Россельхозбанк, Росбанк, Ханты-Мансийский банк, «КИТ Финанс», Челиндбанк и
другие. Опустим рассуждения о бюрократической заинтересованности в получении
бюджетных ресурсов тем или иным банком, но выскажем недоумение тем фактом, что
в списке присутствуют банки, частично или полностью принадлежащие иностранным,
в том числе оффшорным собственникам. Занятно также, что руководители некоторых
банков тут же сообщили, что были бы не против обменять бюджетные вливания на
значительные пакеты акций в своих кредитных организациях (блокпакеты и более),
но тот же Шувалов всех расстроил, сообщив, что поддержка будет оказываться на
условиях «15 на 15» (15% от капитала вносят акционеры, 15% добавляет
государство).
Хватит ли банкирам денег? Да банкирам всегда мало. Не успели утихнуть
последние шепотливые рассуждения, как тут же стали слышны возгласы, что на
санацию даже 30 банков потребуется более 2 трлн. рублей, из которых Сбербанку
необходимо предоставить как минимум 930 млрд рублей. Так что 1,2 трлн. — сумма
радужная, но явно недостаточная. Все правильно — куй железо, не отходя от
кассы. Через несколько месяцев делить будет нечего.
Если уж заглядывать на несколько месяцев вперед, то необходимо представить
последние вести с банковских фронтов Казахстана, где в этом году после оказания
финансовой поддержки размером $4 млрд. (а казахстанская экономика более чем в
12 раз меньше российской) все четыре крупнейших казахстанских банка — БТА,
Казкоммерцбанк, «Народный банк» и «Альянс-банк» — были национализированы. В
ходе проверок банков, в частности, обнаружилось, что в последние месяцы они
выдавали высокорисковые кредиты, до половины всех кредитов предоставлено
резидентам оффшорных зон, а в последнее время начались задержки выполнения
платежных поручений клиентов.
Не вдаваясь в детали происходящего в Казахстане, скажем лишь, что через
непродолжительное время нечто подобное начнет проявляться и в российском
банковском секторе. По-другому, к сожалению, и быть не может: достаточно
взглянуть на эффективность предыдущих антикризисных мер российского
правительства.
Похоже, один из немногих оставшихся активов правительства — это кредит
доверия населения. Предоставленный на условиях срочности, возвратности и платности.
Беда в том, что правительство так и не осознало, что в данном случае оно
является не кредитором, а заемщиком.
Margin calls не за горами.
Оригинал этого материала
опубликован на ленте АПН.