Игра по правилам и без
Теория игр – теория выбора наиболее выгодного поведения при
столкновении противоречивых интересов. Любая стратегия основана на наиболее
эффективном использовании наличных ресурсов с целью достижения сложной цели.
В современных условиях, когда в окружающем нас мире, все
больше набирают обороты процессы глобализации, транснациональные корпорации в
значительной степени определяют модель и структуру текущей мировой экономики и
общественного устройства. Некоторые такие компании в своей стратегии опираются
на внедрение инновационных технологий, создавая уникальные продукты и тем самым
формируя новые рынки. Ярчайшим примером такой корпорации является, ставшая
культовой, компания Apple.
Есть корпорации, заинтересованные в чужих производственных базах, иностранных
сырьевых ресурсах, которые согласно современным канонам, прежде всего принимают
финансовое долевое участие в тех или иных проектах, или опять же делятся
собственными технологическими разработками, а далее участвуют непосредственно в
производственных процессах (например объединенная нефтяная компания ТНК-ВР, или
автопроизводители Renault-Nissan и ВАЗ). Но куда проще
и дешевле, пойти старым проверенным захватническим методом: эксплуатации
природных и человеческих ресурсов и стремления к монополизации мировой торговли
ими. Кажется, в этом случае пальму первенства надежно прибрала к рукам компания
Saint-Gobain.
Именно опыт концерна Saint-Gobain
и методы ведения бизнеса этой старейшей и крупнейшей мировой корпорации из
Франции по завоеванию нашего региона, мы и предлагаем Вам рассмотреть.
Объектом вожделения французского концерна является
Гомзовское месторождение гипса – одно из наиболее значительных месторождений
гипсового сырья для производства строительной продукции в мире и наилучшее по экономическим
и горно-геологическим особенностям его
отработки в России.
Риски: негативное отношение населения Павловского района к
проекту будущего карьера, негативные последствия для окружающей природной среды
в результате эксплуатации карьера, строящаяся ферма по разведению гусей в
границах ориентировочной санитарно-защитной зоны будущего карьера.
Средства достижения цели: финансовый ресурс (годовой оборот
компании свыше 40 млрд. евро); административный ресурс (тесное взаимодействие
с чиновниками Нижегородского областного
правительства и депутатами ОЗС); информационный ресурс (пропаганда и
информационное освещение через специально созданный Общественный совет и
лояльные печатные и электронные СМИ); силовой (использование специализированных
частных охранных структур и специально обученных советников по безопасности в
необходимых ситуациях).
Для более точного описания стратегии действий и
использования тактических приемов этой компании, ниже приводятся аналитические
материалы автора по данной теме:
Большая
французская игра на Нижегородской Земле;
Компрадорская
идеология в действии;
Учитывая приведенные в вышеуказанных заметках
обстоятельства, напрашивается вывод, что выбранная стратегия Saint-Gobain
является высокоэффективной. Расчет менеджмента компании понятен: то, что
работало триста и сто лет назад – должно сработать и сейчас. Но все-таки вышла
незначительная неувязочка! Дело в том, что в любой игре задействовано несколько
участников, интересы которых не совпадают, а поведение взаимосвязано. Если игра ведется честно и по правилам, то
достижение компромисса между
участниками возможно, а каждая из сторон добивается нужного для себя результата
при определенных самоограничениях. Если же
один из участников регулярно нарушает правила, то игра теряет смысл, а
последствия становятся непрогнозируемыми. Пристально наблюдая за методами игры
компании Saint-Gobain, возникает
небеспочвенное ощущение, что французы значительно перегибают палку. Фермеры
считают, что Saint-Gobain чрезмерно использует
административный и силовой ресурс, уж не говоря о том, что давление на суд – за
пределами каких-либо правил.
В октябре 2012 года Saint-Gobain
сменил руководителя российского подразделения компании. Возможно, новое
руководство будет вести более адекватную политику, а стратегия будет
скорректирована.
А ответ на лживые, по мнению фермеров, заявления
«Сен-Гобена», представители КФХ
«Родник» дают следующие комментарии:
1. Дорога
от деревни Гомзово к фермерским землям существует с 1992 года. Это отражено в многочисленных землеустроительных
документах и подтверждено решением Павловского городского суда. «Росавтодор» не
отвечает за проселочные дороги, следовательно, никакой информацией обладать не
может. А вот как проселочную дорогу общего пользования, которая и является
предметом спора, удалось включить в землеотвод
ЗАО «Комаровское», руководитель которого Захаров в свое время продал землю
французам, не ясно. Это отдельный повод для разбирательства – только уже
надзорных и правоохранительных органов. Собственно, как и сама сделка по
продаже земель сельскохозяйственного назначения директором ЗАО «Комаровское»
французам для добычи гипса вызывает ряд
вопросов на предмет ее законности и соблюдения интересов многочисленных пайщиков этого хозяйства.
2. У
КФХ «Родник» есть вся необходимая организационно-техническая документация для
осуществления деятельности по разведению и выращиванию гусей. Имеются
достаточные ресурсы, в том числе и финансовые, для реализации проекта
гусеводческой фермы. Нет только возможности проезда к своей земле, потому что
«Сен-Гобен» перекрыл дорогу и проезд к фермерским землям.
3. Все
же исходные данные для проектирования карьера и получения разрешений на
добычную деятельность были поданы представителями «Сен-Гобен» без учета
фактически и юридически существующих рядом с карьером фермерских земель. Как
это получилось? Простая забывчивость или подлог? Суд и надзорные органы разберутся
и в этом.
4. По
словам руководителей КХФ «Родник», представители «Сен-Гобен» стали шантажировать и угрожать фермерам после того как Павловский Городской суд
принял решение в пользу гусятников. В компании заявляют, что этот факт имеет
под собой реальную основу и доказательственную базу, что тоже может являться
отдельным предметом для разбирательства компетентных органов.
5. Что
касается возможных налогов от карьера, то складывается ощущение, что
«Сен-Гобен» сознательно вводит общественность в заблуждение: гипсовый камень
(продукция, получаемая в результате разработки карьера) очень дешевое сырье и
налоги с его добычи вряд ли превысят один миллион рублей в год. Относительно
завода по производству гипсокартона ни у кого никаких претензий нет, и
конкретно эта постройка к спору отношения не имеет, хотя стоит отметить, что
это два отдельных предприятия. Что же касается налогов с будущей гусиной фермы,
то по бизнес-плану они должны составить порядка шести миллионов рублей в год.
Шестикратную разницу можно высчитать и без калькулятора.
6. В
КХФ «Родник» считают, что чиновники беззастенчиво вмешались в спор двух
хозяйствующих субъектов, заняли сторону иностранной копании с ее «приоритетным
для области проектом», оказывая, таким образом, бесценную услугу французам, всевозможными
способами прессингуя российских нижегородских фермеров.
И последний, но не по значению,
тезис, которым поделились фермеры, состоит в том, что ни в период коллективизации, ни при плановой экономике, ни в условиях стихийного или даже цивилизованного
рынка, не все и не всех можно купить! Во все времена были и остаются честные
добропорядочные граждане, готовые отстаивать свои права и бороться за себя и
свою землю в интересах своих земляков и своей страны!