Интеллектуалов – много!
Среди культурных событий прошлого года стоит выделить выставку «Жизнь Живых, которая шла достаточно долго и была посвящена отношениям города с разного рода его частями, структурами, населением, с населяющими его существами. Это очень сложный и многоаспектный проект. И мы поняли, что людям интересно говорить о своем городе сложным образом. Интересно рефлексировать, интересно смотреть, как художники рефлексируют над урбанистическими проблемами, как они размышляют над вопросами экологии, вопросами среды. Люди начинают думать о своем городе, отталкиваясь от произведений искусства. Это очень интересное наблюдение, которое не раз нашло подтверждение в книге отзывов.
Это была масштабная выставка с использованием предметов из музейной коллекции Государственного центра современного искусства, на ней были представлены очень крупные имена, произведения художников мирового класса, мастеров из учебников. Были работы Яниса Кунелиса, работы подлинные Родченко. И одновременно были работы, которые художники сделали специально для этой выставки. Великие и еще не великие, знаменитые и еще не знаменитые. Для нас было очень важно показать это «в одном флаконе», показать это вместе и показать, как развивается тема – общая для всех, но по-разному интерпретируемая.
Из тенденций, которые стоит продолжить и в наступившем году, одна связана с развитием нашей публики – наш зритель развился чрезвычайно, у нас очень серьезная посещаемость. Мы почти дотянули до 150 тысяч человек. Это правда много, и это очень большой плюс нашему городу. Это значит, что интеллектуалы, люди, для которых искусство интересно, которые умеют взаимодействовать с искусством, – их много. И мы, конечно, должны повышать интеллектуальную планку. Мы поняли, кто наш зритель.
Кроме того, мы поняли, что этого зрителя интересует искусство тех стран, тех культур, которые от нас далеко и о которых мы знаем, в общем, немного. Беспрецедентный интерес вызвала, например, выставка десяти корейских художников. Люди приходили постоянно, группами (не толпами – современное искусство не для толп), мы все время видели, что приходят по два, три, пять человек – молодые люди, которые сразу обсуждают, дискутируют на выставке.
Мы очень серьезно думали о новогодней программе, нам было важно, чтобы выставки, которые открываются перед праздниками, не походили друг на друга. Мы обращались к аудитории разных возрастов, чтобы они были интересны одновременно и для взрослых, и для детей. И таким образом мы решили несколько разных задач.
Одна выставка посвящена детской книжной иллюстрации. Нам всем хочется, чтобы дети читали больше, чтобы детское чтение развивало, и художники в этом детям очень сильно помогают, особенно современные художники. Книжная иллюстрация понимается ими по-новому, они делают ее разными способами, и на выставке все это можно увидеть.
Другая выставка, небольшая, но развивающая, отчасти связана с краеведением, гораздо больше с искусством, и с таким замечательным событием, как Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года. Это был особый год, когда Нижний на три месяца стал российской столицей, когда все ехали сюда, любовались выставкой. Одним из самых обсуждаемых и заметных тогда стал павильон «Крайний Север», который сделал художник Константин Коровин. И сделал он его так, что предсказал некоторые новые жанры искусства. Все это можно было бы считать тотальной инсталляцией, все это было наполнено какими-то объектами, сопровождалось перформансами (это мы сейчас бы так назвали – раньше таких слов не говорили, хотя существо при этом не меняется). Коровин был подлинным новатором.
Что интересно, на этой выставке демонстрируются макеты павильона «Крайний Север», которые сделали молодые современные архитекторы в Московской архитектурной школе, в МАРШе. Сделали так, как если бы они сегодня были Константином Коровиным, как если бы им сегодня пришлось оформлять такой павильон. Это любопытный ход мысли, это перекличка эпох. Кроме того, там рассказывается, как делался этот павильон 120 лет назад.
Еще одна эффектная экспозиция, автор ее Таня Кандиани, художница из Мексики. Вспомните – когда вы были на выставке мексиканского искусства? Это еще один из проектов, который отсылает нас далеко и с большим познавательным эффектом, потому что Таня Кандиани – художница технологии. Она работает с современными технологиями – сложными, компьютерными. В нашем центральном ризалите находится ее орган – изумительные трубы, которые звучат. Это орган. На котором можно играть. Причем, вы вроде бы изображаете музыку, а выходит текст литературного произведения. Это была чрезвычайно сложная технологически эффектная и очень любопытная выставка для тех, кто любит сайенс-арт, кто любит научное искусство.
Наконец весь второй этаж занимает экспозиция пронзительно душевной ноты, автор ее Леонид Тишков, известный художник, его работы мы уже не раз показывали. Называется выставка «Взгляни на дом свой». И посвящена она разным проектам художника. Главная тема – это тема фантазии и памяти, в том числе памяти художника о его матери. Проект, который он сделал после ее смерти, посвящен светлому сыновнему чувству, когда детство и образ матери сливаются в один такой прекрасный фантастический мир, как у каждого из нас, потому что детство – фантастическое время. И выставка адресована и детям, и взрослым.
Источник – интервью «Столице Нижний».