Как меняются конкретные жизни
Думаю,
что называя в своем отчете за год некие цифры и факты, глава региона
Валерий Шанцев пытался соотнести их с тем, что на самом деле
происходит в регионе. И важно понять, каким образом цифры и факты,
изложенные в отчете губернатора и касающиеся в целом Нижегородской
области, соотносятся с тем, что произошло за отчетный период на земле
нижегородской.
Меня,
как представителя партии «Справедливая Россия», всегда
интересовал именно этот вопрос. То есть каким образом за этот период
изменилась, например, жизнь конкретной нижегородской семьи с
несколькими детьми — двумя и более. Каким образом изменилась жизнь
семьи, в которой есть дети дошкольного возраста — и так далее.
Я
подчеркиваю: не как изменились цифры и проценты, а как изменились
конкретные жизни. Каким образом и кто конкретно является
благополучателем в результате этих образовавшихся захватывающих дух
цифр.
Понятное
дело, что основные тренды этого отчетного периода были озвучены даже
не губернатором Нижегородской области, а руководством страны. В
частности, это — повышение заработной платы работникам бюджетной
сферы, это сокращение вплоть до полной ликвидации очередей в детские
дошкольные учреждения, это сокращение по максимуму безработицы и
увеличение продолжительности жизни — и так далее.
Это
все — общефедеральные тренды, которые, безусловно, в цифрах и фактах
в Нижегородской области выполняются где-то даже больше, чем в среднем
по России.
Но
если говорить о конкретных жизненных историях, с которыми мне
приходится сталкиваться, как депутату Законодательного собрания
Нижегородской области, могу сказать, что до сих пор в регионе не
решается целый ряд жизненно важных для нижегородцев вопросов.
Например,
не решается вопрос по лекарственному обеспечению онкологических
больных — в той степени, в которой это необходимо. И для этих больных
даже высокие цифры модернизации (для, допустим, конкретной семьи,
которая потеряла в минувшем году близкого человека) так и остаются
цифрами.
Я
понимаю, что речь идет о работе всего правительства. И я, например,
горжусь тем, что мы, как регион, лучше, чем другие понимаем, что
количество творческих мероприятий, связанных с детьми, должно быть
больше, чем заявлено в федеральных программах.
Кстати,
позавчера, когда был круглый стол с польскими коллегами, они говорили
ровно о том же. Что мир изменился, и дети, которые включаются не
только в образовательные, но и творческие проекты, растут гораздо
более счастливыми и приспособленными к жизни.
Пока
в цифрах этого не видно. По крайней мере, это является тем, над чем
стоит работать.
Вокруг
чего будет строиться вся политика
В
каком-то смысле эта ситуация сравнима с ситуацией с инвестиционным
климатом в Нижегородской области.
Мне
кажется, что совершенно четко поставленная задача по привлечение
инвестиций и созданию новых рабочих мест была четко и выполнена. Но
отдача от этих действий будет не быстрой — и это также все понимают.
Деньги в бюджет станут поступать уже только после того, как эти
инвестиции заработают реально.
Но
пока, на мой взгляд, нет полного понимания того, что инвестиции в
промышленно-экономический сектор и инвестиции в сектор социальный —
это явления одного и того же порядка.
Пока,
на мой взгляд, то, что связано с социальной политикой и выражается в
очень больших цифрах, и стоит, может быть, нашему бюджету очень
дорого, меньше всего касается вещей, которые могли бы быть
краеугольным камнем социальных инвестиций — например,
инфраструктурных изменений в той же сфере образования.
Тех
сфер, где только сейчас — посредством строительства
физкультурно-оздоровительных комплексов, строительства
физкультурно-оздоровительных объектов в школах, внимания к культурным
объектам — социальная сфера начинает становиться приоритетом
внимания.
А
ведь здесь сосредоточена судьба города.
Мне
кажется, это не столько должно было бы найти выражение в цифрах,
сколько в переживаниях губернатора и членов и его команды о том, что
будет главным в жизни Нижегородской области. И вокруг чего будет
строиться вся политика.
На
мой взгляд, конечно, взят курс на промышленную политику, и движение в
этой сфере очевидно. Но теперь нужно держать курс на социальную
политику именно как на политику — чтобы было видно, что именно для
нас сейчас является приоритетом.
Мне
кажется, что это уже озвучено. И если наше правительство
действительно озаботится тем, чтобы наши, например, детские сады не
стали всего лишь «камерами хранения» для детей, а
продолжили бы развиваться как важный элемент нашего настоящего
дошкольного образования — это будет здорово. И тогда наши показатели
именно в этом аспекте будут выше и лучше общероссийских. Хотя, я еще
раз повторюсь, они и сейчас уже лучше и выше.
А
что касается, например, моих ожиданий от будущего — они связаны в
первую очередь с моей профессиональной деятельностью.
Мне,
например, не хватило мнения губернатора (а мы понимаем, что от него
очень многое зависит в определении не только экономических, но и
политических, а также социальных приоритетов), например, по отношению
к вектору культурного развития нашего региона.
Со
спортивным вектором мне, например, все понятно. А ведь потенциал
именно в культурной сфере у нас тоже достаточно высок. И определиться
с тем, что для нас является главным, нужно.
И
для того, чтобы не только и не столько решать вопросы точечного
сохранения культуры, а для того, чтобы было понятно: вот это
находится под контролем; у нас есть план, план, который касается
развития культуры — мест, связанных с театральной деятельностью,
концертной деятельностью и так далее — нужна четко определенная
программа развития.
Потому
что у меня есть такое ощущение, что этот вопрос возникал на страницах
печати с завидной периодичностью — вопрос об отношении правительства
области лично губернатора к проблемам, связанным с развитием
культурного потенциала Нижегородской области — но все это еще только,
может быть, впереди.
Парламент
— место для дискуссий
И
еще, конечно, мне представляется важным момент дискуссии по
общественно важным вопросам, дискуссии как собственно в обществе, так
и в парламенте региона.
К
сожалению, большая часть дискуссии по отчету губернатора о работе за
год случилась не в публичном пространстве, а в кулуарах.
Безусловно,
и эта дискуссия была полезна. Потому что у каждого депутата есть свои
наказы избирателей, есть какие-то видения или даже мечты, связанные с
развитием той или иной территории. И все это было отражено в
вопросах, обращенных к губернатору. И депутаты получили ответы на эти
вопросы.
Но
наш нижегородский губернатор — сильный политический лидер. И, я
думаю, ему было бы полезно отточить свое политическое мастерство в
некоей настоящей парламентской дискуссии.
Я
считаю, что в данном случае, когда мы обсуждаем достоинства доклада
губернатора (а это третий губернаторский доклад в моей депутатской
практике) мне показалось, что соответствие заявленных целей и
полученных результатов действительно очень высокое.
Не
все оценили этот доклад таким образом. Фракция Коммунистической
партии Российской Федерации (КПРФ) отказалась голосовать по поводу
годового доклада губернатора за 2012 год, имея свое мнение по его
поводу. Мнение и о том, как должно происходить развитие области, и о
том, как этим развитием должны заниматься областные власти.
Можно
ли вслед за фракцией КПРФ согласиться, что власти нижегородского
региона не вполне используют свои возможности, свои ресурсы для того,
чтобы это развитие осуществлять?
Я
считаю, что если мы говорим о том, что областные власти где-то что-то
в чем-то не доработали — это одинаковый упрек и правительству области
во главе с губернатором, и Законодательному собранию области.
Потому
что ждать от правительства региона, что оно будет само себя ругать за
ошибки да еще и само эти самые ошибки в своей работе находить — это,
по меньшей мере, наивно.
Я
считаю, что Законодательное собрание Нижегородской области, особенно
если мы говорим о таких мощных фракциях, как фракция КПРФ да, в
принципе, и нашей фракции тоже, должно тоже с себя спросить: а что,
собственно, мы делали в течение года с точки зрения решения
каких-либо вопросов, внесения каких-либо поправок?
Внесение
поправок в бюджет происходит практически на каждом заседании
Законодательного собрания каждый месяц. И никто не мешает нам,
депутатам, серьезно занимаясь анализом потенциальных или уже
совершенных ошибок или каких-то обсуждений различных вопросов,
настаивать на своем.
Я
помню, к примеру, дискуссию, которая у нас разгорелась по поводу
местных налогов или развития территорий — эти дискуссии возникали
периодически, понятно, что это один из острых вопросов, которые
требуют обсуждения. Я прекрасно помню и все сложности, которые
возникали при обсуждении жилищно-коммунальной сферы.
И,
кстати, я думаю, что именно поэтому губернатор представил свое
видение проблем сферы ЖКХ на заседании Государственного совета.
Потому что когда депутаты включаются активно и профессионально в
обсуждение той сферы деятельности, в которой они являются экспертами
и подключают экспертов там, где их работа этого требует — решение
получается абсолютно правильным.
Наша
фракция задавала губернатору вопросы, связанные с поддержкой
образования, культуры и с подобными трендами в этом направлении — и
это было связано с тем, что мы работали с правительством области по
конкретным направлениям, с конкретными людями, работали по конкретным
ситуациям — и на основе этого уже вносили какие-то предложения. И
сейчас будем это делать.
Но
это все, я еще раз говорю, — работа обоюдная. Ждать, что
правительство само себе будет ставить невыполнимые задачи — по
меньшей мере наивно.
Если
государственное устройство требует взаимодействия и исполнительной, и
законодательной ветвей власти, значит и ответственность за работу
власти, включая обе эти ветви, должна быть равной.
Это
то, что я высказывала и в пространстве непубличного обсуждения. Мы на
фракции приняли вот такое решение: когда каждый из нас в процессе
работы скажет, что я здесь, и здесь, и здесь сделал все, что мог, но
не услышал ответа — тогда можно говорить о том, что нас не слышат.
Говорить
вообще хорошо — но должны быть и факты. Это касается и фракции КПРФ.
Были
принципиальные вопросы, по которым действительно решения не было
принято, но вопросы были поставлены. А были сюжеты, когда даже
вопросов не было поставлено. И наивно слышать их сейчас, когда
задавать их уже поздно, а тем более — пытаться получать на них
ответы.
Мне
кажется, что отчет губернатора был в данном случае адресован всем — и
тем, и другим. Хотите улучшать работу — давайте сформулируем свои
вопросы вовремя и будем искать на них ответы.
Вызов,
который приняла партия «Справедливая Россия» — это
участие в законодательной работе на уровне Федерации. Мы сейчас к
этому готовы. Мы понимаем ответственность и связь всех ветвей власти
в условиях вертикали власти.
Ведь
регион в данном случае — это всего лишь часть федеративной политики.
Нужно уметь отстаивать свои интересы. Конечно, это — амбициозный
проект — а почему нет? Ведь все от нас зависит.
Социальная
политика, закрепленная в законе
Есть
частности в годовых планах развития региона и, соответственно, в
годовом губернаторском отчете, о которых говорит та же фракция КПРФ.
Например, коммунисты говорят, что содержать
физкультурно-оздоровительные комплексы разорительно. Содержать один
ФОК стоит в год 40 миллионов рублей, количество ФОКов год от года
растет — растет, и, следовательно, бюджетная нагрузка. Где выход из
сложившейся ситуации?
Отвечая
вопросом на вопрос: а вот почему мы говорим, что мы, как фракция, не
будем считаться по мелочам, а говорим о необходимости принятия закона
о социальной политике? Именно потому, что закон о социальной политике
должен учитывать все главные направления развития.
Если
мы говорим, что главными для нас направлениями является то, что в
каждом селе должна быть библиотека или сельский клуб — это одна
история. И это тоже не будет бесплатно. Если же мы говорим о том, что
мы людям отдадим деньги и они пусть как хотят, так и их и тратят —
это уже другая история. А если мы говорим, что пока у нас есть
возможность через спорт людей как-то объединить и отвлечь от
алкоголизма, от преступности — то давайте пропишем это в законе.
Кстати
сказать, в этом смысле мы предлагали всем фракциям сотрудничать.
Тогда легче будет не только и не столько отдельные статьи расходов
оценивать, а можно будет говорить о явлениях и фактах в целом.
Здесь
есть аналогия с жизнью отдельной семьи. Я ведь не случайно сказала,
что для фракции партии «Справедливая Россия» важна жизнь
отдельно взятой семьи.
Попробуйте
договориться, кому из членов отдельно взятой семьи больше нужны
деньги — на музыкальную школу старшему, на каратэ младшему или на
бальные танцы средней?!
По
стоимости — это все задачи разные. И нужно понимать, что именно для
нас является главным.
Если
мы хотим воспитать олимпийскую команду по каким-то видам спорта — это
один разговор. У нас для этого есть тренеры.
Я,
между прочим, один из ФОКов начала поддерживать с тех пор, когда
начала понимать, что некоторые ФОКи во главе угла стали ставить некую
профилизацию. Когда не просто чиновники от физкультуры, которые,
естественно, не понимают, зачем это нужно, занимаются этим, а люди,
которые развивают конкретный вид спорта. Есть, конечно, и
универсальные комплексы, но тем не менее.
Вот
если мы это сделаем приоритетом, то давайте не пожалеем ресурсов для
этого. Это будут и человеческие ресурсы, и обучение, и подготовка
тренерского состава — но давайте поставим себе задачу через какое-то
количество лет увидеть не купленную профессиональную команду, о
которых тоже много говорили коммунисты и на которые тоже тратится
много средств из бюджета, но команду свою, созданную своими силами.
В
художественной гимнастике, в биатлоне, в пятиборье, в волейболе, в
баскетболе — давайте сделаем в этих и других видах спорта собственные
команды, которыми Нижегородская область будет гордиться, которые
будут Нижегородскую область всячески продвигать и привлекать сюда
федеральные ресурсы, в том числе — и для строительства спортивных
сооружений.
Тогда
это будут не просто расходы, это будут инвестиции. И тогда грядущий
закон о социальной политике — это будет закон об инвестициях в
социальное развитие, а не просто констатация размазывания средств.
Иначе
дискуссия о расходовании социальных средств будет оставаться
беспредметной.
Определиться
в приоритетах, конечно, очень сложно, но на мой взгляд — необходимо.
Именно
тогда разговор о том, почем сделали так, а не иначе, почему расходы
пошли в эту сторону, а не в другую, будет честным, а не беспредметным
— у нас есть закон, в соответствии с которым и следует поступать.
Ровно
так, как это сейчас происходит в сфере промышленной политики: мы
помогаем тем-то и тем-то в соответствии с законом. И здесь, в сфере
промышленной политики, когда с этим определились, пошло дело!
Медленно, но пошло.