Как решить задачу президента
Год назад Владимир Путин высказал мысль, которую некоторые восприняли как руководство к действию. Если президент сказал «страна будет сильной тогда, когда сильным и конкурентоспособным станет каждый ее гражданин», то в России должны быть приняты меры по воспитанию лидеров. К лидерской риторике нового пропрезидентского движения «Наши» недавно официально присоединился министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. (Это произошло на съезде нового движения.) Отсюда вывод – готовящаяся реформа образования по мере возможностей должна способствовать всеобщему лидерству в стране.
Сейчас чиновники вроде бы даже растерялись от массовых возмущений реформой и пока не говорят о ней тоном, не терпящим возражений. Запланированные же изменения обосновывают так: «реформа назрела», «разгрузить систему образования надо», «много проблем в российском образовании»… Стандартное политическое словоблудие и отсутствие четкой аргументации. Почему, например, если необходимо бороться с коррупцией во власти, то принимаются решения о повышении чиновникам зарплаты, а если хотят устранить взяточничество в сфере образования, то придумывают новые поводы дать взятку вышестоящему? Если новая реформа должна «разгрузить» учебный процесс, то, по признанию учеников, они загружены вовсе не количеством предметов, а объемом материала, который требуется усвоить. Этот объем и содержание предмета и есть «Стандарты», которые московские чиновники сами выдумывают и изменяют чуть ли не каждый год.
Так что проблемы в сфере образования не решить теми способами, которые предлагает Андрей Фурсенко. И уж точно не воспитать поколения лидеров.
Вопрос выносится на обсуждение общественности: давайте, мол, вместе подумаем, каким будет образование. При этом, скорее всего, уже решено, каким: берем американскую модель и создаем конкурентную среду. Конкурентоспособность ученика после школы покажет Единый государственный экзамен. По его результатам будет решен вопрос о том, в каком объеме государство будет финансировать учебу студента. С помощью реорганизации вузов выстроится их четкая иерархия. Если попал в учебное заведение первого ранга – ну точно быть тебе лидером, а твой диплом станет пропуском в мир престижной профессии. И в соперничестве друг с другом выживут сильнейшие. И тогда можно будет доложить президенту, что в России созданы условия для рождения… денег в карман, а не лидеров вовсе.
Такое мнение о готовящейся в стране реформе разделяют представители нижегородской школы «Саморазвитие человека». Они находятся в оппозиции к власти с самого начала своего образования в 1971 году. Автором и основателем школы для преподавателей является доктор педагогических наук, профессор, академик Гуманитарной академии РФ Кима Вазина.
– Кима Яковлевна – ученица профессора Георгия Щедровицкого, который за пять дней доказал правительственным чиновникам их некомпетентность, — рассказывает Дмитрий Самарин, преподаватель Нижегородского речного училища. – В 1969 году в СССР возникла угроза взрыва на Белоярской АЭС. К тому времени в Москве под руководством Георгия Петровича уже 10 лет существовал философский кружок, в котором мир рассматривали как деятельность. В нем учили принимать решения. Руководство страны пригласило Щедровицкого, чтобы он провел семинары для двухсот высокопоставленных чиновников, которым предстояло решить проблему на Белоярской АЭС. Через пять дней занятий они признались, что зашли в тупик. Чтобы найти решение, им пришлось отказаться от своих должностных функций. Из этого делаем вывод: весь разросшийся безмерно правительственный аппарат – это искусственное, неестественное образование и ему нельзя доверять принимать законы, от которых зависит судьба страны. Ведь власть не знает и не хочет знать настоящей жизни. За много лет ничего не изменилось: высокопоставленные чиновники не прислушиваются к специалистам,… разве что к PR-специалистам.
Кима Вазина принесла идеи профессора Щедровицкого в сферу образования. В 70-е годы в Нижнем Новгороде тайно действовало и внедрялось в учебные заведения новое методологическое направление. Основным его тезисом можно назвать следующий: каждое действие человека – это выражение общих законов природы, а значит, парадигма образования должна подчиняться технологии саморазвития личности. Развитие ученика – вот главное, чего необходимо достичь на занятиях.
– Чувство было непередаваемое, мы считали себя протестантами, — вспоминает Дмитрий Самарин, который стоял у истоков движения. – Против существующей системы образования с ее насаждениями мало кто осмеливался пойти, а мы шли. Нам хотелось расшатать ту единственную систему и философию, которая господствовала в стране.
Нижний Новгород стал первым городом в России, где неподчинение учителей стандартам подачи материала приняло размеры целой школы. Нижегородские преподаватели проводили семинары в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Екатеринбурге.
По мнению сторонников Кимы Вазиной, если цель реформы образования – способствовать развитию человека, то нельзя подходить к решению вопроса формально. Прежде всего, необходимо позаботиться о способе передачи знания, о его доступности. Ведь если почитать современные учебники для школы, то с некоторыми объяснениями не совладает даже взрослый, умудренный опытом человек. Преподаватели, которые прошли школу «Саморазвитие человека», на казалось бы обычные вещи (будь то геометрическая теорема, закон физики или правило русского языка) смотрят по-другому. Они борются с научным языком учебников и считают, что для ученика гораздо важнее понять, каким образом знание, о котором ему говорят, повлияет на него лично. Нужно стремиться к тому, чтобы на занятиях ученики по чуть-чуть открывали себя, узнавали о себе что-то новое.
Профессор Кима Вазина известна как один из авторов технологии саморазвития человека, которую применяет на своих занятиях с преподавателями. Она придерживается мнения, что воспитание во все времена было и есть дрессировка. «Поэтому если мы хотим воспитать человека так, чтобы он стал лидером и умел принимать решения, необходимо накладывать на него определенные скрепы, ограничения. Когда скрепы снимем, то он уже не сможет вести себя иначе и будет действовать так, как привык», — говорит Кима Яковлевна. Если человек привыкнет постоянно развиваться, то уже ничто не помешает ему стать сильной личностью. «Сильные личности сформируют сильное поколение, а сильное поколение сделает сильной страну», — продолжили бы сторонники президента, которые привыкли даже к такой серьезной теме, как образование подходить формально. Поэтому если реформа будет принята, то, скорее всего, только создаст новые проблемы и не решит старые.
Может, все-таки правительственным чиновникам от образования стоит не на словах, а на деле прислушаться к представителям общественности. Прежде всего, к тем, кто работает с учениками на протяжении многих лет, и кто уже потерял надежду на то, что можно победить глухоту и слепоту российской власти.