Как спасти русский народ: уроки Махатмы Ганди
Имя
Махатмы Ганди, казалось бы надёжно «присвоено» либералами. Однако – это –
очевидная нелепость. На деле Махатма Ганди является самым успешным
националистом XX столетия. При этом – наиболее творческим и оригинальным.
Сочетавшим идеологию модерной нации с глубоко консервативными этнорелигиозными
представлениями. Ганди явил собой удивительное для «века прогресса» сочетание
следования традициям с высочайшей креативностью.
Махатма
изучал и использовал элементы самых разных учений. Но, в отличии от своих
современников, он не следовал им догматически. Он успешно комбинировал и
создавал новое. Соответствующее духу и традициям Индии и сложившейся ситуации.
Ганди
наглядно показал, что национализм совсем не связан «намертво» с чем-то
«марсовским и военным». Не связан с насилием и агрессией. И действительно,
террор и милитаризм – это террор и милитаризм. А национализм – гораздо шире и
глубже.
Конечно,
нередко утверждают, что Ганди был утопистом и чисто пропагандистской фигурой.
Британская Индия распалась в течение нескольких десятилетий на Индию, Пакистан
и Бангладеш. Были войны между Индией и Пакистаном. Не прекращается конфликт
вокруг Джамму и Кашмира. В Индии действовали исламистские, сикхские и
тамильские сепаратистские группировки. Самого Ганди убили более радикальные и
менее креативные единоверцы. Его однофамильца – премьера взорвала тамильская
террористка-смертница.
И всё же
Махатме удалось превзойти самого себя. Создать мощный духовно-идеологический
фундамент. Благодаря которому вообще существует Индия в современных границах. И
не просто существует, а является могучей и уважаемой державой. Без этой
традиции на месте Индии осталось бы с десяток недогосударств. Враждебных друг
другу и никчёмных.
Суть и
пафос гандизма – в объединении неоднородного и, казалось бы, несоединимого.
Порой враждебного. При сохранении всех особенностей и специфики. Объединение и
солидарность без унификации и шаблонности. Защита общих интересов при
сохранении особенностей.
Подобные же
принципы, к стати, являются краеугольным камнем традиционной русскости. На них,
например, держалась солидарность земель Киевской Руси. Воспетая в «Слове о
полку Игореве». На них вообще строилась русская государственность и единство
великорусского народа вплоть до прихода к власти большевиков. Русские были по
ментальности и образу жизни, быть может, ещё более разными, чем индийцы времён
Ганди. Но их объединяла Православная вера и священная фигура Государя.
Конечно,
успех Ганди и гандизма – явление вполне конкретноисторическое. И обусловлен
массой обстоятельств. Индусы имели сильнейшие и разветвлённейшие коллективы
выживания. Объединённые в сети разного уровня. За долгие века пребывания в
составе исламских Делийского султаната и державы Великих Моголов, а потом под
британским колониальным владычеством они чётко осознали своё единство в
противоположность завоевателям. Одновременно под влиянием тех же британцев в
стране была создана разветвлённая инфраструктура, европейски образованные слои
населения. Которые, в том числе, овладели европейскими практиками политической
борьбы, оставаясь носителями индийской культуры. При этом Британская Империя
стремительно либерализировалась и левела. Распространяла метропольные практики
на колонии. Поэтому «условия для работы» Ганди и гандистов были достаточно
травоядными. И, самое главное, был сам Махатма Ганди, великий и уникальный
человек.
У нас,
понятное дело, не Индия первой половины XX века. Да и Махатмы Ганди у нас,
вероятнее всего, нет. И нет смысла носить набедренные повязки и следовать
принципам индуизма. А вот проявлять на практике национальное чувство, широту
взглядов и креативность очень даже стоит.
Есть у нас
националисты, либералы, коммунисты, православные, баптисты, родноверы, казаки,
панки, гопники и просто русские люди. И все они могут быть очень хорошими
русскими.
Чтобы быть
хорошим русским, совершенно не обязательно заниматься политикой. Для этого
достаточно быть надёжной опорой родных и друзей, обеспечивать свою семью и
помогать другим русским.
Плох тот,
кто утверждает, что «настоящие люди», «настоящие русские» — это только носители
одного с ним мировоззрения. А все остальные так, недочеловеки. Такой человек
разрушает русский народ. На деле – он самый худший и отъявленный русофоб. Если
даже позиционирует себя радикальным националистом.
Пусть себе
совки и антисовки, белые и красные, православные и родноверы остаются сами
собой. Пусть продолжают выяснять друг с другом отношения.
Но в
дополнения к этому необходимо ещё кое-что. Нужны собственно русские действия.
Они не могут быть идеологическими. Но только человеческими. Например, помощь
пострадавшим от стихийных бедствий, помощь пострадавшим от этнического
криминала или свёртывания социальной инфраструктуры (закрытие больниц, роддомов
и пр). И для этого должны объединятся все русские. Как это было во время
наводнения в Крымске.
Могучим
борцунам друг с другом для этого желательно заключить «олимпийское перемирие».
Чтобы не тратить силы по посту. Или даже временно создать координационный
центр. И только после завершения кампании вновь начинать ритуальные бодания
вокруг фигуры давно умершего Сталина и пр..
Как,
например, поступали жители разных древнерусских земель для отпора кочевникам.
Вообще,
сохранить русскую идентичность в наших условиях разрушения государственности
можно только таким способом. И ни каким иным.
Оригинал материала опубликован на ленте АПН.