Хлеба и покемонов!
Игра «Покемон го» стала
интернет-мемом. Шутки про покемонов стали частью арсенала уважающего себя
блоггера. Дескать, людям современности не нужна белая горячка, чтобы ловить
чертей. Покемонов вполне достаточно.
Собирающиеся
на площадях и скверах толпы, желающие поймать «редкого покемона», вызывают
ехидное внимание со стороны СМИ, давая игре дополнительную рекламу.
Конспирологи уже обсуждают, как будет устроена следующая «оранжевая революция».
В кабинете Эрдогана материализуется «редкий покемон» — и миллионная толпа
мгновенно покончит с правителем.
Однако
игра даёт возможность поговорить и о серьезных вещах. Например, о социальных
последствиях появления дополнительной реальности, которая сейчас возникает.
Элиты
Запада, похоже, приняли решение реализовать на практике ту модель «общества
будущего», про которую дети 80-х читали в книжках вроде «Незнайки в Солнечном
городе» или смотрели в кино вроде «Гостьи из будущего» или «Назад в будущее».
Что там
было обещано? Повсюду автоматы с мороженным. Летающие автомобили. Мгновенное
перемещение в пространстве и космические полёты. Автомобили, руководимые
автопилотами.
Про полёты
в космос и мгновенное перемещение в пространстве-времени решено пока забыть.
Почему – отдельный большой вопрос.
Но
поставить на улицах городов автоматы, торгующие мороженным, можно уже сегодня.
Это проблема, технически решаемая. Точно так же, как возможно сделать и
автомобили на автопилоте. Ведь современные таксисты зачастую не знают маршрута,
пользуясь навигатором. Так почему бы не совместить навигатор и автопилот,
сделав автомобиль автоматическим? Технически реализуемо. Ведь летают же на
автопилоте самолеты. Больше того, эксперименты с такими автомобилями на Западе
уже идут.
Иначе
говоря, западными элитами принято решение не дожидаться прихода в мир
предполагаемых сверхтехнологий – вроде бессмертия, мгновенного перемещения в
пространстве или освоения иных планет.
Решено
сделать ставку на уже имеющиеся технологии, ибо многое из того, что было
обещано в фантастической литературе, представляет собой лишь комбинацию или
усовершенствование уже существующих вещей. Например, автоматический киоск с
мороженым имеет аналог в нашей реальности, просто за прилавком такого киоска
стоит продавец. То же самое можно сказать про автоматическое такси. Такси с
навигатором уже есть, просто их водит человек.
Дополнительная
реальность, как это ни странно – тоже технология, которая уже была. Только
раньше эта реальность жила в телевизоре. Надевать телевизор на голову, чтобы
смотреть сквозь него на мир, в голову не приходила.
Но даже из
моего детства я помню охотников на «лису». В данном случае имеется в виду
передатчик, за которым бегали люди, занимавшиеся спортивным ориентированием.
Чем это отличается от охоты на «редкого покемона»? Да в сущности, ничем.
Телевизор
плюс «охота на «лису» — вот вам и охота на покемонов.
Возможен
вопрос – а зачем нужно строительство общества, сошедшего со страниц
фантастических книг?
Во-первых,
потому что у людей в последние десятилетия возникло ощущение, что будущее
затормозило. Что мы зависли в безвременье, в котором настоящее устарело и
кажется почти прошлым, а будущее все не наступает.
Во-вторых,
для банального повышения качества жизни. Люди, живущие в обществе с
«дополненной реальностью», не становятся богаче. Но качество жизни резко
повышается. Ведь они получают «суперспособности», как у супергероев американских
комиксов. Например, способность видеть редкого покемона. Или способность
считывать информацию с дороги или деревьев. Такие люди, ощущая причастность к
будущему, не станут богаче, но станут счастливее.
В-третьих,
«дополнительная реальность» примирит с существованием глобальный плебс, который
сейчас возникает. Повсюду в мире люде недовольны распределением вершков и
корешков, разделом жизненных благ между богатыми и бедными. Элиты выступают за
глобализм, но народы ничего от глобализма не получают, кроме падения уровня
безопасности, вала миграции и преступности, снижения жизненного уровня.
С этой
точки зрения дополнительная реальность может стать аналогом системы социального
обеспечения.
Говорят, в
античных обществах государство устраивало общественные обеды, к которым могли
присоединиться самые бедные жители полиса. Иначе говоря, с голода им помереть
не давали. Это и есть социальная система.
А теперь
представьте ловлю покемонов будущего, где за поимку покемона платят. Поймал с
утра покемона – позавтракал. Нет, не покемоном. Просто вам заплатили 300
рублей, и вы купили кофе и круассан. Или представьте себе человека, который
охотится на покемонов для других людей.
В этом уже
сейчас нет ничего невозможного – игровые валюты, все эти «мешочки с золотом»,
за которые можно купить «дракона», уже существуют и, больше того, могут
конвертироваться в реальные деньги. Любая современная игра «монетизируется» за
счет взносов игроков, покупающих виртуальные «дома» и «вооружение». Раз так,
всё это стоит денег уже сегодня, а значит, возможен и труд внутри игры и оплата
внутри игры. Ничего невозможного. Больше того, скорее всего, это уже есть,
просто пока не носит массового характера.
Иначе
говоря, дополнительная реальность, окутывающая весь земной шар, превращающая
его в одну большую компьютерную игру, имеет шансы превратиться в глобальную
социальную среду. Плебс античности требовал хлеба и зрелищ. Новый плебс,
который на наших глазах рождается из хипстеров, будет требовать хлеба и
покемонов.
Представим,
что сама жизнь человека превращается в компьютерную игру. Встал вовремя – 100
баллов. Почистил зубы – 50 баллов. Вовремя приехал на работу – 200 баллов.
Человек, ловящий покемона в дополнительной реальности, неизбежно сам становится
частью игры. Но почему бы тогда не сделать и саму его жизнь игрой? Вопрос лишь
только в монетизации, то есть связывании игровой экономики с экономикой
реальной. Если за действия в игре можно будет получать реальные деньги и
покупать реальные товары, значит, дополнительная реальность и реальность
обычная сольются в одно.
Это и
будет вожделенный «коммунизм», мир «человека играющего», воспетого еще
Стругацкими.
Так что за
невинной игрой в покемонов стоит трансформация социальной реальности, которая
может ожидать нас в ближайшие годы. Если удастся саму жизнь человека превратить
в компьютерную игру, наделить его способностями супермена в дополнительной
реальности, а затем слить в одно экономику реальную и экономику виртуальную,
наш мир сильно изменится.
Нет, люди
не станут ангелами, да и всеобщее изобилие вряд ли настанет. Но это будет
совсем иное, новое общество, общество суперменов «дополнительной реальности». В
котором история закончится, чтобы вновь начаться – на ином качественном
уровне.
Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.