«Хорватизация» ЕС
На март 2005 года Евросоюз планировал определить дату начала переговоров с Хорватией о вступлении в эту организацию. Однако в последний момент Брюссель посчитал, что, поскольку Загреб не выполнил одно из главных условий — не экономических, а политиче-ских! — недостаточно сотрудничает с Международным трибуналом в Гааге (прежде всего это касалось судьбы скрывающегося от гаагских прокуроров хорватского генерала Анте Готовины), надо определение даты переговоров отложить на неопределенный срок.
Это вызвало в Хорватии всплеск крайне негативных для ЕС эмоций: если до этого боль-шинство населения поддерживало вступление, то после получения известия из Брюсселя число сторонников данного шага резко упало. Произошло это по нескольким причинам. Ультра-националисты, считающие А.Готовину национальным героем, принципиально выступали и выступают против его выдачи и отвергают условия ЕС в принципе. Другие посчитали это требование вмешательством во внутренние дела Хорватии и нарушением ее суверенитета. Третьи испытали обиду за то, что «Европа» по прежнему не считает хор-ватов «своими». Вместе взятое все это порождает определенное разочарование в «Евро-пе», которое пытаются использовать как сторонники антиглобалистских взглядов, так и националисты-изоляционисты. Однако правительство и президент Хорватии заявили о продолжении курса на вступление страны в ЕС, о том, что все сформулированные ранее цели и планы хорватской стороны остаются в силе.
Однако, как известно, в июне случилось неожиданное — ЕС оказался в глубоком кризисе, причем вызванном не только отрицательным исходом голосования по вопросу об одобре-нии Конституции ЕС во Франции и Нидерландах, но и глубокими разногласиями между Лондоном, Парижем и Берлином, между «старыми» и «новыми» членами организации, представляющими бывшую Восточную Европу. Аналитики отмечали, что одной из при-чин отрицательного отношения к конституции ЕС стало слишком быстрое расширение этой организации и опасения населения «старых» стран-участниц «польских сантехни-ков», которые могут не только составить конкуренцию за рабочие места, но и существен-но понизить уровень заработной платы. Южные славяне же (не только хорваты, но и сер-бы, босняки и другие) давно известны в Европе как одна из наиболее многочисленных ко-лоний «гастарбайтеров». Не исключено, что на провалы референдумов повлияло и пред-стоящее в относительно близкой или несколько более отдаленной перспективе присоеди-нение не только Хорватии, но и Сербии, и Черногории, Боснии и Герцеговины, Македо-нии и Албании, которые в европейском массовом сознании прочно ассоциируются с «балканизацией» — нестабильностью, межнациональными конфликтами, бедностью и преступностью.
Еще в 2003 году комиссар ЕС по внешней политике Крис Паттен подчеркнул, что для вступления в ЕС балканским странам предстоит пройти долгий путь. «Речь идет не об альтруизме, — заявил он. — Именно в интересах Европы добиваться стабильности и безо-пасности в этом регионе. Если бы мы попытались отвергнуть право народов западных Балкан на вступление в ЕС, мы создали бы новый железный занавес». Отказаться от даль-нейшего расширения ЕС не может по двум причинам. Во-первых, по экономическим и финансовым. Как сказал К.Паттен, Союз инвестировал колоссальные суммы в стабилиза-цию и развитие западных Балкан на период до 2006 года — 4,650 млрд. евро. Во-вторых, по причинам политическим. Два дня спустя после провалившегося саммита ЕС в июне 2005 г. комиссар ЕС по проблемам расширения Олли Ренн заявил, что выступает за продолже-ние деятельности ЕС на Балканах, поскольку в ней не может быть передышки. Дело в том, что ЕС не может позволить себе неудачу на Балканах, к тому же, по словам Ренна, пер-спектива членства в
ЕС является важнейшим мотивом в проведении реформ в странах ре-гиона. Кроме того ЕС несет сейчас ответственность за судьбу двух миротворческих опе-раций — в Боснии и Герцеговине и Косово. Крах этих операций привел бы не только к ут-рате ЕС собственной репутации, но и повлек бы за собой новую дестабилизацию с трудно предсказуемыми последствиями в этом по-прежнему неспокойном регионе Европы.
Сейчас по всей Европе, не исключая и страны-кандидаты в ЕС, практически все политики задаются вопросом: что такое июньский кризис ЕС? Тяжелый кризис идентичности? Идентичности ЕС или Европы? Кризис институтов или кризис идеи? Кризис системный или функциональный? Кризис учреждений или кризис доверия? Требуется изменение в работе механизма или надо поставить вопрос об отношении граждан к самой европейской идее? Преодолен ли конфликт неолиберализма и социального государства?
Не стал исключением и премьер-министр Хорватии Иво Санадер. В статье, опубликован-ной в правительственной газете «Виесник», он подчеркнул, что высказываемое некото-рыми политиками мнение о необходимости перерыва в расширении ЕС затрагивает не только Хорватию, но и о соседнюю с ней часть Европы. Для Хорватии вопрос о приеме в ЕС имеет значение как с точки зрения ее геостратегического положения, так и глубоких общественных преобразований после обретения государственной независимости. Описы-вая достижения «европейской идеи», премьер-министр, в частности, заявил, что европей-ская идея привела отношения европейских государств и России к миру и беспрецедент-ному в современной истории сотрудничеству. Уверен, продолжил премьер, что Евросоюз превозможет нынешний преходящий кризис, и для Хорватии останутся открытыми двери для участия в великом европейском проекте. Хорватия необходима ЕС точно так же, как и ЕС необходима Хорватии.
Но в своей оценке перспектив Хорватии И. Санадер исходит не только из выводов анали-тиков. Им и его соратниками движет вполне конкретный расчет — опереться на Германию, в особенности после возможного прихода к власти партии христианских демократов и ее руководителя, которого все прочат в новые бундесканцлеры, Ангелы Меркель. По мне-нию загребского еженедельника «Национал», И. Санадер исходит из того, что их с А.Меркель связывает и личная дружба, и идеологическая близость: их партии идеологи-чески относятся к правому центру и принадлежат к Европейской народной партии. А. Меркель даже участвовала в рекламе в поддержку И. Санадера и ХДС (Хорватский демо-кратический союз) перед парламентскими выборами в Хорватии в 2003 г. В хорватском ХДС надеются на более активную позицию Германия в отношении поддержки вступления Хорватии в ЕС. Чтобы прорвать блокаду со стороны Великобритании и скандинавских стран, нынешнее правительство Хорватии намеревается заключить союз с Германией как с крупнейшим европейским государством. В то же время аналитики предостерегали от излишних надежд на новое руководство Германии. По их мнению, не надо ожидать, что А. Меркель — явная противница приема Турции — смогла бы «обменять» изменение своей позиции на прием Хорватии. За прием Хорватии и против приема Турции высказывается и нынешний канцлер Герхард Шредер. В этом оба соперничающих политика едины. Вот слова Г. Шредера: «Я думаю, что Хорватия — это страна, которая экономически — если бу-дут выполнены упомянутые ранее условия, — и политически принадлежит ЕС. Не призна-вать этого — нерациональная и бесчестная политика. Позиция А. Меркель такова: «Было бы полным абсурдом из-за того, что у французов и голландцев возникли проблемы с ЕС, отказать Хорватии во вступлении. Эта возможность даже не рассматривается».
Тем не менее, дата начала переговоров ЕС с Турцией уже назначена на октябрь 2005 г., но без определения сроков их окончания. В ЕС подчеркивают также, что сам факт начала этих переговоров вовсе не означает их успешного заверения. Это решение ЕС вызвало в Хорватии новую волну эмоций. Не исключено, что оно было принято в том числе для то-го, чтобы стимулировать власти в Загребе к выполнению условий ЕС.
Начнутся ли переговоры ЕС с Хорватией до конца 2005 года? Это одновременно и внут-риполитическая проблема Загреба. Экономическое положение становится тревожным: растут безработица, растет государственный долг. Поддержка правительства И. Санадера в Саборе слабеет. Оппозиция не откажется от досрочных выборов с тем, чтобы, наряду с властью, перехватить у ХДС и знамя партии, добившейся вступления в ЕС, присоедине-ния к Европе — исторической мечты хорватского национального движения с середины ХIХ в.
Хорватия должна была последовать за Болгарией и Румынией, которые стоят на один шаг ближе к ЕС, и их прием планируется на 2007 г. Многое определяется соперничеством Бер-лина, Парижа и Лондона, с июля 2005 г. занявшего место председателя ЕС. Но если Т. Блэр, только что выиграв парламентские выборы, может не опасаться за свое политиче-ское будущее, то его оппоненты, в том числе и относительно дальнейшего расширения ЕС, Ж.Ширак и Г.Шредер стали «хромыми утками». Французский президент проиграл референдум по Евроконституции и многие требовали его ухода в отставку, а германский канцлер был вынужден пойти на досрочные выборы, исход которых далеко не ясен. «Шредер и Ширак будто в ослеплении стремились к расширению ЕС. Сейчас должны присоединиться Болгария и Румыния, потом Турция и в конце балканские страны. Таковы были их планы, и при этом они не спрашивали, что думают об этом европейцы», — писала газета «Штуттгартер цайтунг».
Если бы переговоры начались до 1 июля, то их темп определял бы премьер-министр Люк-сембурга Ж.-К. Юнкер, сторонник приема Хорватии до 2009 г. Теперь же их будет опре-делять Т. Блэр, которого подозревают в том, что он выступает за то, чтобы Хорватия была принята в ЕС лишь вместе с Сербией и Черногорией, а также Македонией около 2112 г. Сам британский премьер-министр заявил в Брюсселе: «Мы будем уважать свои обяза-тельства по отношению к Хорватии». Что не означает принятия конкретных сроков всту-пления страны в ЕС.
Вопрос о вступлении Хорватии в ЕС в 2009 г. в индивидуальном порядке или в 2112 г. вместе с остальными постюгославскими государствами означает для страны не только по-терю трех лет. Если будет осуществлен второй вариант, это будет означать, что в ЕС по-прежнему рассматривают постюгославское пространство как единое целое, как группу го-сударств, которых можно в той или иной форме объединить вновь. Загреб изначально противился и противится подобному проекту, в котором видит призрак восстановления Югославии. Это проявилось и на встрече государств Юго-Восточной Европы в Софии во второй половине июня. Проводивший эту встречу директор второго — экономического — рабочего стола Пакта стабильности Бернард Сноу выступил за создание «экономического блока государств Западных Балкан». В ответ на вопрос корреспондента «Виесника» о том, не приведет ли это к созданию некоего «западнобалканского пакета», в котором Хорватия вынуждена будет ждать тех, кто стоит в очереди после нее, Б. Сноу сказал: «Решение об этом принимается не в рамках Пакта стабильности, а в рамках ЕС. Но Еврокомиссия все-гда подчеркивала, что Хорватии полезно участвовать в деятельности региональной орга-низации. В то же время ЕС каждую страну оценивает индивидуально, а не в пакете».
Следующий шанс испытать судьбу Хорватии представится 18 июля, когда Совет минист-ров ЕС будет анализировать выполнение Хорватией предъявленных ей условий. О.Ренн заявил, что три-четыре месяца — достаточный период, чтобы добиться прогресса, который бы привел к полному сотрудничеству в том случае, если Хорватия обладает политической волей и способностью это сделать. Еврокомиссар опроверг распространившиеся в Хорва-тии спекуляции относительно того, что страна является жертвой некой «секретной пове-стки дня», что предполагает ее ожидание других стран Юго-Восточной Европы (то есть прежде всего Сербии и Черногории). О.Ренн, впрочем, и дальше верит в то, что Хорватия сможет стать членом ЕС до 2009 г.
Несмотря на благожелательное отношение Ренна, заседание 18 июля будет нелегким для хорватской стороны. Неутомимый прокурор трибунала в Гааге Карла дель Понте еще в середине июня заявила в Нью-Йорке, что она по-прежнему озабочена тем, что хорватские власти еще не выполнили свои обязательства относительно определения места нахожде-ния, ареста и выдачи обвиняемого А.Готовины. По ее мнению, потребуется еще несколько месяцев, чтобы убедиться, что власти Хорватии предприняли все возможное для выпол-нения этих условий. По сообщениям хорватских СМИ, Хорватия может лишить воинских званий уже осужденных в Гааге генералов Т. Блашкича и М. Норца. К ним должен при-соединиться и скрывающийся А. Готовина. Отказ от лишения звания А. Готовины может нанести сильный урон имиджу страны в глазах еврочиновников. Однако вряд ли это ста-нет достаточной компенсацией в том случае, если обвиняемый так и не будет выдан три-буналу. Перед возможными досрочными выборами И. Санадеру придется решать непро-стую дилемму, что принесет ему больше голосов: начало процесса вступления в ЕС ценой выдачи национального героя или же риск вступать в ЕС вместе с Сербией и Черногорией, Боснией и Герцеговиной, Македонией и Албанией, но в белоснежных ризах хорватского патриота.
Оригинал этого материала опубликован на «Политком.ру».