Кому выгодно?
Сама по себе идея строительства перехватывающих парковок в Нижнем Новгороде неплоха, но дьявол таится в деталях. Главное – какие цели реально, не на словах, а на деле, ставятся перед этой инфраструктурой.
Вообще, во всех крупных мегаполисах перехватывающие парковки используются для того, чтобы разгружать центр города от автомобилей, приезжающих с его периферии и из других городов. Людям предоставляют возможность оставить автомобиль и пересесть на общественный транспорт, прежде всего, на метро.
В Москве перехватывающие парковки имеют реальный смысл, позволяя в значительной степени разгрузить центр города. Но возможным это становится потому, что такие парковки создаются возле станций метро, обычно достаточно отдаленных от центра города. Если возле парковки будет другой общественный транспорт, а не метро, то это означает существенную потерю времени на ожидания и пересадки.
Наличие грамотно размещенных и достаточных по числу машино-мест перехватывающих парковок решает задачу разгрузки центра города и обеспечивает достаточное удобство водителям, которым не нужно искать место для автомобиля или терять деньги на штрафах.
Но какую роль будут играть перехватывающие парковки в Нижнем Новгороде по факту? Если они будут сделаны только для того, чтобы собирать деньги с горожан и сокращать возможность ставить машины там, где их ставят сегодня, это принесет нижегородцам значительные неудобства. Конечно, не всем, а владельцам автомобилей – но они тоже нижегородцы.
Да, плохо, если машины ставят на тротуары или на участки, где должна расти трава, это безобразие, это нарушение закона и интересов других жителей, в том числе детей. Но зачастую автомобилистам просто некуда больше поставить машину.
При строительстве города никто не думал, что однажды в нем окажется столько машин, что их некуда будет ставить. Найти баланс интересов между разными группами населения – это большое искусство. Именно в этом и заключается задача городской власти.
Когда мы слышим о создании в городе каких-либо парковок, надо понимать, что все они будут, скорее всего, платными. Значит, это повлечет дополнительные расходы для автовладельцев. Пока непонятно, какой будет цена, насколько она будет доступной.
И если перехватывающие парковки будут строить там, где есть проблемы с общественным транспортом, я не думаю, что автомобилисты поддержат такое нововведение. Мало кто захочет пересаживаться на переполненный общественный транспорт с непредсказуемым графиком или на такси.
Возможно, строительство парковок в 2021 году связано, в первую очередь, с ожиданием властями большого потока туристов, прибывающих на празднование 800-летия Нижнего Новгорода, и пытаются избежать связанных с этим дорожных проблем. Но эти ожидания могут оказаться преувеличенными.
Бывая в других странах, я сталкивался с широкой распространенностью подземных парковок, особенно в США. На таких парковках за очень умеренную плату оставляют огромное количество автомобилей, и эти сооружения приносят городу большую пользу. Да, это недешевое строительство, но на длинной дистанции оно окупается – особенно если иметь в виду не только экономический, но и социальный эффект.
У нас о подобных сооружениях порой говорят, но дело дальше разговоров не идет, хотя на площади Горького, на площади Минина, площади Свободы они были бы уместны.
Создание перехватывающих парковок в виде закатанных асфальтом участков, конечно, требует меньших затрат. Но как они помогут решить проблему баланса интересов разных групп населения, мне пока не очень понятно.
Что касается концессии с «Мегафоном» на создание сети платных парковок, в основном в центре города, то мы не знаем, будет ли она выгодной всему городу, или же лишь отдельным людям, принимавшим решение от имени города. Это нам неведомо.
Но жизнь показывает, что далеко не всегда соглашения, которые государственные и муниципальные структуры заключают с частными, выгодны обществу. Выгодной эта концессия может быть, во-первых, частной структуре, а во-вторых, отдельным чиновникам.
Это общее соображение. Насколько оно будет актуальным для нашей ситуации, сказать пока трудно. Но я вполне разделяю опасения тех, кто сомневается в целесообразности соглашения с «Мегафоном».
Вообще, зарабатывание денег на общественных благах это путь очень опасный и во многом неправильный. Да, городское пространство может приносить доход. Но за счет горожан. Это выгода для одной стороны за счет расходов и неудобств для другой.
Тут можно вспомнить и о создании платных дорог без обеспечения приемлемой альтернативы, и об охоте эвакуаторных служб на автомобили, хозяева которых оставили их на пять минут в неположенном месте, поскольку нигде поблизости оставить ее нельзя. И частные структуры, на откуп которым отдаются такие сферы, злоупотребляют своим правом.
Идеального решения нет. Но когда решение общественной проблемы возлагается на частника, надо помнить, что того в первую очередь волнует прибыль. А государство должно волновать общественное благо. Баланс интересов найти нелегко, но, как показывает мировой опыт, можно.
Но для этого надо минимизировать коррупционные риски, которые только усложняют ситуацию.