Конструктор неуверенности
Мне кажется, что не партии договариваются между собой о
распределении округов на выборах в Госдуму и Законодательное собрание
Нижегородской области, все решает кто-то в Кремле, – тот
кто регулирует и конструирует политическую картину в России. Безусловно,
нынешние выборы очень важны. По нескольким причинам.
Первая – полная апатия населения к избирательному процессу (а
власть вынуждена обращаться к населению, должна же она, пусть редко, но легитимизировать себя – ведь у нас не монархия).
Вторая – выборы проходят на фоне экономического спада.
Третья – заканчивается ресурс ура-патриотического накала,
возникшего два года назад в ходе присоединения Крыма, а жизнь в осажденной
крепости становится все более сложной.
Поэтому власть вынуждена конструировать политическое
пространство для того, чтобы получить необходимый результат.
Действительно, даже краткий поверхностный анализ выдвинутых
по одномандатным округам кандидатов может свидетельствовать о наличии неких
договоренностей о распределении округов между четырьмя парламентскими партиями.
В каких-то округах выдвигаются представители только одной партии (в основном,
конечно, «Единой России»), где-то создаются условия для победы представителей
КПРФ, ЛДПР или «Справедливой России».
Что касается непарламентских партий, в частности, «Яблока»,
то на мой взгляд, ситуация складывается таким образом, что Кремль (так я
условно называю центр, где происходит конструирование политического
пространства) весьма снисходительно будет относиться к тому, что «Яблоко» может
получить приличный результат. Мои слова никак не должны оскорблять ни людей,
которые будут голосовать за эту партию, ни самих «яблочников». Увы – таковы условия
политической жизни в нынешней России.
Вышесказанное относится исключительно к выборам в Госдуму.
Что касается выборов в местные органы власти, в региональные парламенты, то
здесь ситуация иная. Главный фактор, который обуславливает их проведение, это видение
политического пространства губернатором (или кругов, которые к нему близки). В
этом смысле заявленная открытая конкурентная борьба на выборах приобретает
вообще мифические черты.
На уровне региона мы можем увидеть попытку усложнения
конструкции за счет других элементов. Но я думаю, что вряд ли наряду с
«Коммунистами России» и «Патриотами России» мы увидим в числе участников
выборов в Законодательное собрание какие-либо другие организации, типа «Партии
Великое Отечество» или же «Родины». (Хотя я бы советовал обратить внимание на
такую странную организацию, которая, казалось бы, ушла в небытие – «Партию
пенсионеров за социальную справедливость», – которая тоже может оказать
некоторое влияние на ход выборов.)
Все это будет свидетельствовать о том, что региональная
власть, не будучи уверенной в победе (или уверенной победе) «Единой России» на выборах в Заксобрание, конструирует партийно-политическое
пространство. Что будет в других регионах, мне трудно сказать.
Еще один очень важный фактор, который, безусловно, исключен
на федеральном уровне, это раскол элит в Нижегородской области, связанный с
попыткой самостоятельной политики городской власти Нижнего Новгорода и с
выдвижением условной «сорокинской группы». Здесь пока
не все ясно, поскольку по некоторым кандидатам, победившим в праймериз «Единой
России», уже можно сказать, к какой группе они относятся, а по каким-то нет. И,
видимо, за них будет вестись какая-то борьба.
Надо сказать, что областная избирательная комиссия ведет себя
не то чтобы странно, но в своей традиции, закрепившейся после того как ее
председателем стал Кузьменко. С одной стороны, она открыта,
с другой – застегнута на все пуговицы. Так, если обратить внимание на
постановление избиркома о заверении списков, то там
говорится, что список заверен, а приложение, где этот список есть, не открыто.
Чем руководствуется комиссия, я не знаю, хотя было постановление об открытии
информации о ходе избирательного процесса. Скрывают они что-то или не скрывают?
На мой взгляд, они закрывают все, что могут закрыть.
В частности, поэтому я до последнего момента не знал, какие в
регионе будут местные выборы. Кажется, в двух муниципальных образованиях основные, еще в полутора десятках – дополнительные. Могу
предположить, что там будет происходить процесс консолидации местных элит без
учета влияния региональной власти – как это произошло в Дзержинске, как это произошло
в Арзамасе. Речь идет, в частности, о Выксе, где главная консолидация будет
происходить не в интересах региона, а вокруг интересов Объединенной
металлургической компании, понятно, что не без влияния центра. Будут ставиться
во главу угла местные проблемы (или интересы местных промышленных групп) при
сохранении видимости поддержки региональной власти.
Этот процесс отделения местной власти от региональной давно
начался – не без влияния глупых решений региональной власти. Я вижу здесь ответ
на попытку излишней централизации на уровне области. Но это естественная
реакция.
Выборы проходят на фоне экономического кризиса, а значит,
пирог, к которому пристроилось большое количество едоков, уменьшается.
Следовательно, конкуренция увеличивается.