Копосовская дубрава еще не полностью защищена
Борьбой за сохранение Волжской поймы мы занимаемся с 2015 года. Как только стало известно, что участок площадью 100 гектаров планируют перевести из зоны рекреации в зону застройки, мы стали проводить публичные акции – пикеты, митинги, сборы подписей. Кроме того, мы занимались и юридическими документами, необходимыми для возвращения территории рекреационного статуса.
Решение о смене зонирования было принято в 2015 году, только через год, в конце 2016 года, это было закреплено в генплане Нижнего Новгорода. Практически сразу после этого, в феврале 2017 года, мы подали документы на возвращение рекреационного статуса территории в городскую администрацию, поскольку тогда полномочия по генплану имел муниципалитет.
И только сейчас, к осени 2019 года, эта процедура вышла на финишную прямую. За это время полномочия вновь перешли на областной уровень, и нам пришлось работать уже с региональными структурами.
Процедура смены зонирования состоит из нескольких этапов. Сначала документы рассматривает имеющая соответствующие полномочия комиссия по землепользованию, потом проходят публичные слушания, потом их результаты рассматривает комиссия по землепользованию и принимает положительное (как в данном случае) или отрицательное решение. Далее остается, чтобы было опубликовано постановление правительства Нижегородской области.
В этом октябре комиссия подвела итоги публичных слушаний, которые состоялись в мае 2018 года – то есть, спустя полтора года. Решение принято положительное. Остался технический момент – постановление за подписью губернатора о смене зонирования.
Технически процедура не очень сложная. Она не занимает много времени у заявителей: подали документы, комиссия рассмотрела, муниципалитет проводит публичные слушания, комиссия подводит итоги, издается нормативный документ. Теоретически всю процедуру можно было пройти к концу 2017 года. Но она затянулась на два года, поскольку не было политического решения. Сейчас оно принято, и это можно только приветствовать. Это с одной стороны.
Но с другой стороны, мы бы хотели показать пример другим гражданам, которые будут защищать свою рекреационную территорию (для этого мы публикуем все документы и даем необходимые советы) по аналогии с нашим случаем. И мы сталкиваемся с тем, что почти на любом этапе процедуры может произойти остановка – и на месяц, и на несколько лет. И активные граждане не могут с уверенностью сказать, когда будет решен их вопрос.
Не хватает четко обозначенных законом сроков: столько-то на рассмотрение документов, столько-то на принятие решения. Документы зависают по необъяснимым причинам. Единственный этап, где есть жесткие сроки, это проведение слушаний. А комиссия может рассматривать документы сколь угодно долго – до принятия политического решения.
Вот сейчас оно принято – и нам обещают, что процедура завершится в течение нескольких дней. Надеемся, что так и будет. Причем, предыдущее зеркальное решение о смене зоны рекреации (Р) на зону застройки (Ж) лежало на подписании год.
Но Волжская пойма это не только 100 гектаров. Между Волгой и Копосовской дубравой находится три участка – 100 гектаров, 35 гектаров и еще один, уже имеющий статус рекреационной зоны. Мы хотим, чтобы вся эта территория имела такой статус и находилась под защитой экологического законодательства, будучи включена в городской перечень и областной реестр озелененных территорий.
Тогда Копосовская дубрава будет действительно защищена. Ведь любое вмешательство в жизнь этой части поймы приведет к нарушению единой экосистемы, что отразится на состоянии памятника природы – Копосовской дубравы.
Если бы было принято решение о застройке этой части поймы, пришлось бы предпринимать какие-то масштабные компенсирующие меры – строить дамбу, засыпать подтопленную территорию и т.д.
Здесь найдено немало краснокнижных растений и птиц. И с точки зрения закона любые действия, ведущие к их исчезновению, недопустимы.
Однако, как выяснилось, у коммерческой организации «Нерудресурс 52» свои планы на участок поймы 35 гектаров. Эта компания получила федеральную лицензию на добычу полезных ископаемых и собирается добывать песок на территории 40 гектаров – то есть, к 35 гектарам добавив еще 5 гектаров от соседней рекреационной территории.
Предполагается извлечь здесь порядка 9 миллионов тонн песка. Нескончаемый поток машин будет вывозить отсюда песок. На заседании рабочей группы руководитель этой организации сказал: «Когда добудем эти 9 миллионов тонн, останется огромная воронка, из которой мы сделаем что-то вроде озера, благоустроим берега – и будет вам пляж.
Эти планы идут вразрез с нашими предложениями сделать территорию рекреационной. Так что вопрос повис в воздухе. Если вести здесь пескодобычу, это нарушит единую экосистему.
С одной стороны, власти услышали наше мнение. С другой стороны, есть «Нерудресурс 52» с федеральной лицензией. И решения, которые удовлетворили бы тех или других, – взаимоисключающие. Или сохранять экосистему, или добывать песок.
Мы готовимся к публичным слушаниям по участку 35 гектаров и надеемся, что «Нерудресурс 52» отступится от этой территории: песок можно добывать где угодно, зачем лезть на примыкающую к памятнику природы территорию?