





Кубанцы. Какие они?
Славянское население Кубани долго формировалось во многом на
основе миграции. Очень часто – за счёт миграции, непосредственной организуемой
государством. Это и создание казачьих поселений, а позже – заселение в них
красноармейцев во время расказачивания. Одновременно очень многие приезжали и
приезжают на Кубань в поисках сытой и свободной жизни. На Кубани многие люди с
украинскими этнографическими корнями и говором приняли русскую идентичность. А
после смешались с выходцами из других русских и украинских регионов, тесно
интегрировавшись с ними. Первоначально тяжелые условия жизни сменились одними
из самых комфортных в стране. А сама Кубань находится на геополитическом
перекрёстке между западом и востоком, югом и севером.
Всё это предопределили специфику кубанцев.
Кубанскость – это промежуточность и незаконченность. Стабильная
промежуточность и незаконченность. Этим кубанцы близки к украинцам. Которые так
же находились в таком состоянии веками. Однако украинцы предпочли
самостийность, а кубанцы – слияние с русскими. Однако слияние не полное, на
уровне субэтноса с заметной спецификой. Во многом заключающейся в не полностью
исчезнувших фрагментах украинскости. Был проект и отдельного кубанского народа,
сочетавшего русскость и украинскость. Но и в этот проект почти никто по
настоящему не вложился. То же характерное стремление к свободе и
самодостаточности, но обязательно под «зонтиком» империи. При схожем отношении
к местной и региональной власти. Обязательное присутствие в своём мире
необходимого вышестоящего чужого.
Для кубанского менталитета характерны индивидуализм,
инструментализм, консерватизм и ограниченность.
Индивидуализм –
последовательно эгоцентричная модель мира. Кубанец последовательно осмысляет
себя как центр мира. Для людей это вообще характерно изначально. Но на кубанца
относительно мало действуют факторы, блокирующие этот принцип.
Инструментализм –
рассматривание всего и вся как инструментов для обеспечения собственных
интересов и собственного мира. Опять таки, крайне характерно для всех людей. Однако
у людей так же нередко возникало желание пожертвовать многим ради чего-либо, во
что бы то ни стало что-то уничтожить, от чего-то избавиться и отгородиться.
А вот такой радикализм кубанцам никогда не был свойственным.
Характерное отношение к власти и религии: лояльность при в целом отсутствии
желания полностью вложиться в эти ценности, отстаивать их не смотря ни на что.
Характерно отношение казаков к иногородним «уроды, но в хозяйстве пригодятся». В
хозяйстве пригодится… Таково отношение кубанца к православию, разные
петербургско-московской власти. Так же это то, что защищает его
индивидуальность, в том числе – от другого кубанца.
Консерватизм – кубанец
довольно легко принимает инструментальные изменения, которые можно как-то
использовать. Но болезненно реагирует на то, что может изменить его жизнь и его
самого. Этим и вызвано неприятие советской власти эпохи её становления и
неприятие её падения. Это опять-таки характерно для людей как таковых. Но для
людей так же нередко бывает характерно тяга к уничтожению старого мира,
прежнего себя. Кубанцам это не особенно свойственно. Пишущая публика любит
порассуждать о «идеоцентричности» менталитета русских или украинцев. Вот к
кубанцам это никак не относится.
Ограниченность – есть
небольшой компактный мир, в котором кубанец желает быть свободным и
независимым. Это даже не Кубань в целом, а его дом, близкие люди, селение. До
всего остального ему особо нет дела. Но чужого кубанец опасается и предпочитает
быть отделённым от него обширной нейтральной зоной. Роль этой зоны играют или
играли государство, казачье войско, религия и идеологии. Нейтральная зона – не
своё, но нужное.
Поведение кубанских казаков во время Гражданской войны – это в
чистом виде коллективная самооборона – оборона своего ограниченного мира.
Которая не была подкреплена сколь-нибудь массовой и чётко сформулированной
идеей, дающей направление движения и в пространстве, и во времени. Например,
идея отдельного кубанского казачьего народа не была широко распространена в
среде простых казаков. А в умах идеологов путалась с украинофильством.
Для Кубани характерно многовариантность толкования одного и того
же явления. Песню могут называть кубанской или украинской. Кубанец одновременно
принимает новое и сохраняет элементы старого. Вот это уже характерно в целом
для русских.
Широко известно, что кубанцы индивидуалистичны, практичны,
предприимчивы и трудолюбивы, консервативны, осторожны и лояльны к
общепринятому. До революции казачество отличалось развитыми военными традициями
и традициями самоорганизации, имело собственную ментальность и специфику образа
жизни.
Кубанцы понимают свою особость в рамках русского народа. Жители
других регионов – тоже. И, видимо, кубанский субэтнос существует. Но это
субэтнос именно кубанцев: потомков казаков и приезжих разных волн. А не
субэтнос кубанских казаков. Казаки выполняют роль культурно-исторического
символа субэтноса, уже общего для них и всех остальных кубанцев. И кубанцы, и
приезжие, ростовчане, ставропольчане, москвичи, северяне и пр. признают
существование кубанской специфики. Существенной специфики, отделяющих их от
прочих кубанцев, у казаков уже не прослеживается. Если иметь в виду быт и
социальную психологию, а не форму и оргструктуру.
Описанные выше элементы ментальности являются плодом совместного
творчества и казаков, и приезжих. Представление о ценности личной и групповой
автономии при одновременной необходимости сильной властной «крыши» разных
уровней, консерватизм – казачьи «изобретения». При этом в разработку
индивидуализма огромный вклад внесло население более поздних волн миграции.
Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.

