





Кубанцы. Какие они?
Славянское
население Кубани долго формировалось во многом на основе миграции. Очень часто
– за счёт миграции, непосредственной организуемой государством. Это и создание
казачьих поселений, а позже – заселение в них красноармейцев во время
расказачивания. Одновременно очень многие приезжали и приезжают на Кубань в
поисках сытой и свободной жизни. На Кубани многие люди с украинскими
этнографическими корнями и говором приняли русскую идентичность. А после
смешались с выходцами из других русских и украинских регионов, тесно
интегрировавшись с ними. Первоначально тяжелые условия жизни сменились одними
из самых комфортных в стране. А сама Кубань находится на геополитическом
перекрёстке между западом и востоком, югом и севером.
Всё это
предопределили специфику кубанцев.
Кубанскость
– это промежуточность и незаконченность. Стабильная промежуточность и
незаконченность. Этим кубанцы близки к украинцам. Которые так же находились в
таком состоянии веками. Однако украинцы предпочли самостийность, а кубанцы –
слияние с русскими. Однако слияние не полное, на уровне субэтноса с заметной
спецификой. Во многом заключающейся в не полностью исчезнувших фрагментах
украинскости. Был проект и отдельного кубанского народа, сочетавшего русскость
и украинскость. Но и в этот проект почти никто по настоящему не вложился. То же
характерное стремление к свободе и самодостаточности, но обязательно под
«зонтиком» империи. При схожем отношении к местной и региональной власти.
Обязательное присутствие в своём мире необходимого вышестоящего чужого.
Для
кубанского менталитета характерны индивидуализм, инструментализм,
консерватизм и ограниченность.
Индивидуализм – последовательно эгоцентричная модель мира.
Кубанец последовательно осмысляет себя как центр мира. Для людей это вообще
характерно изначально. Но на кубанца относительно мало действуют факторы,
блокирующие этот принцип.
Инструментализм – рассматривание всего и вся как инструментов
для обеспечения собственных интересов и собственного мира. Опять-таки, крайне
характерно для всех людей. Однако у людей так же нередко возникало желание
пожертвовать многим ради чего-либо, во что бы то ни стало что-то уничтожить, от
чего-то избавиться и отгородиться.
А вот
такой радикализм кубанцам никогда не был свойственным. Характерное отношение к
власти и религии: лояльность при в целом отсутствии желания полностью вложиться
в эти ценности, отстаивать их не смотря ни на что. Характерно отношение казаков
к иногородним «уроды, но в хозяйстве пригодятся». В хозяйстве пригодится…
Таково отношение кубанца к православию, разные петербургско — московской
власти. Так же это то, что защищает его индивидуальность, в том числе – от другого
кубанца.
Консерватизм – кубанец довольно легко принимает инструментальные изменения,
которые можно как-то использовать. Но болезненно реагирует на то, что может
изменить его жизнь и его самого. Этим и вызвано неприятие советской власти
эпохи её становления и неприятие её падения. Это опять-таки характерно для
людей как таковых. Но для людей так же нередко бывает характерно тяга к
уничтожению старого мира, прежнего себя. Кубанцам это не особенно свойственно.
Пишущая публика любит порассуждать о «идеоцентричности» менталитета русских или
украинцев. Вот к кубанцам это никак не относится.
Ограниченность – есть небольшой компактный мир, в котором кубанец желает быть
свободным и независимым. Это даже не Кубань в целом, а его дом, близкие люди,
селение. До всего остального ему особо нет дела. Но чужого кубанец опасается и
предпочитает быть отделённым от него обширной нейтральной зоной. Роль этой зоны
играют или играли государство, казачье войско, религия и идеологии. Нейтральная
зона – не своё, но нужное.
Поведение
кубанских казаков во время Гражданской войны – это в чистом виде коллективная
самооборона – оборона своего ограниченного мира. Которая не была подкреплена
сколь-нибудь массовой и чётко сформулированной идеей, дающей направление
движения и в пространстве, и во времени. Например, идея отдельного кубанского
казачьего народа не была широко распространена в среде простых казаков. А в
умах идеологов путалась с украинофильством.
Для Кубани
характерно многовариантность толкования одного и того же явления. Песню могут
называть кубанской или украинской. Кубанец одновременно принимает новое и
сохраняет элементы старого. Вот это уже характерно в целом для русских.
Поэтому
Кубань никогда не становилась очагом, из которого исходила политическая или
социальная напряженность. Экономика Кубани чаще всего была в относительном
порядке. И социально-политическая активность кубанцев была реакцией на чужую.
Широко
известно, что кубанцы индивидуалистичны, практичны, предприимчивы и
трудолюбивы, консервативны, осторожны и лояльны к общепринятому. До революции
казачество отличалось развитыми военными традициями и традициями
самоорганизации, имело собственную ментальность и специфику образа жизни.
Кубанцы
понимают свою особость в рамках русского народа. Жители других регионов – тоже.
И, видимо, кубанский субэтнос существует. Но это субэтнос именно кубанцев:
потомков казаков и приезжих разных волн. А не субэтнос кубанских казаков.
Казаки выполняют роль культурно-исторического символа субэтноса, уже общего для
них и всех остальных кубанцев. И кубанцы, и приезжие, ростовчане,
ставропольчане, москвичи, северяне и пр. признают существование кубанской
специфики. Существенной специфики, отделяющих их от прочих кубанцев, у казаков
уже не прослеживается. Если иметь в виду быт и социальную психологию, а не
форму и оргструктуру.
Описанные
выше элементы ментальности являются плодом совместного творчества и казаков, и
приезжих. Представление о ценности личной и групповой автономии при
одновременной необходимости сильной властной «крыши» разных уровней,
консерватизм – казачьи «изобретения». При этом в разработку индивидуализма
огромный вклад внесло население более поздних волн миграции.
Оригинал материала опубликован на ленте АПН.

