Куда упал рейтинг Путина?
Проблема 2012
Любому интересно заглянуть в будущее. Каким оно будет? И
будет ли?
Мистики скажут, что последний вопрос особенно актуален в
преддверии осени 2012-го года, когда заканчивается пресловутый календарь Майя и
наибольшие спиритуалы ожидают конца света. Политологи
с черным чувством юмора ответят, что будущего не будет, потому что нынешней
российской власти не выгодно, чтобы оно наступило.
Однако руководство страны, «коллективный Путин», как его
называют аналитики, не могут не понимать, что качнувшийся рейтинг Владимира
Путина заставляет что-то предпринять. Рейтинг – как индикатор. Если он упал –
власть должна совершить такие действия, чтобы он поднялся, причем поднялся
реально, а не на бумаге. И эти действия должны показать людям, что у
руководства есть представление о том, каким должно быть российское будущее – и
как это будущее приблизить.
Если же падение рейтинга, как говорит часть аналитиков,
знаменует закат нынешней властной команды – тем более интересно знать: куда же
упал рейтинг, к чему приведут страну последующие изменения?
Предлагаем вам варианты прогноза о будущем
о России.
Россия и они
В последние сто лет когда в
России хотели знать как Россия, образно говоря, «выглядит», всегда смотрели,
как в зеркало, на Запад. Западное мнение всегда рисовало нашу страну беспощадно
и нелицеприятно – что для тех, кто принимает критику без особых эмоций, всегда
было полезно. Поэтому первый взгляд, пытаясь разглядеть будущее России, бросаем
на Запад и мы.
Одним из наиболее авторитетных источников футуристических
прогнозов политологического плана всегда был Национальный совет по разведке
США. Почитать, что думают американские аналитики о наших проблемах и путях их решения по меньшей мере любопытно.
По мнению экспертов Национального совета по разведке США,
Россия сегодня все еще находится на переломном моменте истории. На рубеже 2020
года, очень многое будет зависеть от того, чем закончится нынешняя борьба
политических сил.
Россия сегодня стоит перед огромными объективными
проблемами управления. Среди них, по мнению зарубежных
аналитиков, следующие.
Политическая инфраструктура и политическая культура
по-прежнему очень слабы. «Демократическая
трансформация» постсоветского времени не была доведена до конца.
Политическая элита и бюрократия на всех уровнях все более
контролируют политические процессы: эта тенденция реально усилилась. В
перспективе лишь немногие политические партии и отдельные деятели будут
привержены демократии западного типа.
Рыночные реформы не завершены. Самые трудные решения,
такие как реформы ЖКХ, структурные и банковские реформы, оставленные в свое
время на второй президентский срок Владимира Путина, теперь оставлены и на
третий. Россия все еще сильно зависит от добывающих отраслей промышленности,
следовательно, — от цены на нефть.
Существенные демографические проблемы остаются прежними –
это продолжительность жизни ниже восполняемого уровня, причем идет неуклонная
убыль населения.
Россия и мир
В 2020 году отношения России с окружающим миром будут
оставаться двойственными и противоречивыми. Она будет определять свои интересы
путями, которые не всегда гармонизируют с интересами ведущих европейских стран,
но возврат к военной и идеологической конфронтации с Западом даже виртуально уже
невозможен.
В международных отношениях Россия станет близко
идентифицировать себя с Европой и, возможно, даже свяжет себя с ней каким-либо
видом формального договора или соглашения. Станет ли это членством в Евросоюзе,
будет зависеть в равной мере от ЕС и от российской политики.
В качестве члена ВТО Россия намного глубже интегрируется
в мировую экономику, хотя в отдельных секторах и регионах, возможно, сохранятся
протекционистские настроения. Многие в России (возможно, даже большинство) даже
после включения России в ВТО будут сопротивляться включению ее в эту глобальную
международную организацию, где Россия не будет ведущим звеном, даже несмотря на возможные экономические выгоды.
Основной проблемой российского руководства будет проблема
примирения региональной по масштабам экономики с глобальными политическими
амбициями «быть Великой державой». Ключевыми внешнеполитическими нашей страны
партнерами к 2020 году будут оставаться США и ЕС, а также Китай и Индия.
Россия останется главной державой Евразии и сохранит свой
интерес к сотрудничеству в рамках СНГ. Связи в области политики и безопасности
со странами СНГ скорее всего будут носить характер
асимметричных коалиций. Связи же России со славянскими государствами бывшего
СССР (Украина и Белоруссия) могут быть несколько сильнее. Даже если Украина
будет иметь успех в своем желании вступить в Евросоюз (а Россия сделает все,
чтобы этого не допустить), социальные, инфраструктурные и экономические связи
останутся достаточно сильными. Возможна некая форма федерации, даже союз с
Белоруссией.
Государства Кавказа и Закавказья (Азербайджан и Грузия)
будут стремиться остаться на большей дистанции от России, однако
состоятельность Грузии как государства все еще может оставаться под вопросом.
Армения же наиболее близка к тому, чтобы стать близким и стабильным соседом при
сохранении собственной идентичности.
Центрально-азиатские государства, скорее всего, будут
политически удаляться от России, сохраняя свою идентичность и некоторые
экономические связи для поддержания стабильных отношений с Россией, но также
выбирая и другие альянсы (особенно с США и другими основными региональными
игроками).
Россия и мы
Сегодня Владимир Путин пытается
продолжить свою работу по совершенствованию основных законов и по проведению
административной реформы. Развитию реформ и хорошему управлению угрожает
децентрализация власти как на региональном, так и на
федеральном уровне.
К 2020 году важные институты
демократии (такие как выборы) будут существовать и на федеральном, и на
региональном уровне, но российская политическая система останется авторитарной
по европейским стандартам. Более глубокая демократизация — правовая сфера,
развитие парламентаризма, политических партий, гражданского общества — будет
фрагментарным и слабым. Соблюдение прав человека и гражданских свобод
по-прежнему будет носить условный характер. Здесь возникнут существенные
региональные различия: в одних регионах гражданские свободы будут относительно
соблюдаться, в других — окажутся под серьезной угрозой.
В условиях отсутствия
масштабных внутренних потрясений (таких как серьезные экономические проблемы),
федерация будет сохраняться. Парадоксально, но именно политическая
недоразвитость может быть фактором стабильности: будет наблюдаться отсутствие
политических групп, заинтересованных в подстрекательстве к беспорядкам. Россия
сохранит свое место в составе Совета Безопасности ООН.
Роль военной силы будет
занимать более весомое место в официальных определениях национальной
безопасности, чем в Европе, но нет сомнения в возможности возврата к советским
уровням военных расходов.
Стержневым элементом военного
планирования останется возможность использования стратегических ядерных сил.
Чечня, скорее всего, все еще
останется запутанным клубком проблем на ближайшее будущее. Другие региональные
конфликты на территории стран СНГ будут зависеть от множества факторов, но
Россия не является держателем всех козырных карт и не торопится (в основном по
тактическим соображениям) играть даже теми картами, которые у нее имеются.
Россия переместится ближе к
НАТО. Не исключена даже просьба с ее стороны о вступлении в эту организацию.