Культура, Кобзон и другие иллюзии
Что сказал Кобзон
«Нижегородская губерния всегда
удивляла меня своим высоким уровнем человеческих и духовных ценностей», —
заявил журналистам народный артист СССР Иосиф Кобзон, когда на днях побывал в
Нижнем Новгороде.
«В вашем регионе развита и
культура, и народные художественные промыслы. Я провел здесь замечательные дни:
посетил Арзамас, Саров, Дивеевский монастырь. Сейчас в Нижнем Новгороде
проходит музыкальный фестиваль имени Сахарова — замечательное, масштабное
мероприятие, в котором принимает участие множество талантливейших музыкантов.
Обидно только, что такие события не проходят в городах России и в Нижнем
Новгороде в частности регулярно», — отметил певец.
Что ж, в последнее десятилетие у
нас в регионе было принято гордиться культурой, впрочем, как и всем другим:
усвоив тренд «третья столица России» Нижний Новгород с легкостью усвоил и
другой, казалось – происходящий из первого тренд: « столица культурная». Как
минимум «культурная столица Поволжья».
Те, кто живет в Нижегородской
области (в отличие от Иосифа Давидовича Кобзона), знают, что тренд «культурная
столица Поволжья», вообще-то, связан непосредственно с Сергеем Владиленовичем
Кириенко, который в свое время покинул наш регион – а вместе с ним покинули его
и многочисленные амбиции, правомерные и неправомерные, которыми было принято
оперировать в его присутствии.
Уехал в Москву – ушла и сама тема.
О чем тут, казалось бы, говорить.
Однако хочется ведь быть лучше
других — тем более пусть и не в самом престижном и не самом
финансово-экономически весомом, однако таком почтенном значении — в культурном.
И состязаться здесь, на этом самом
культурном поле нам придется даже не с Москвой, которую, напыщенную и
накачанную деньгами, победить, конечно, в чем-либо трудно. Состязаться за
звание «культурной столицы» пришлось бы с Санкт-Петербургом, который реально и
носит этот неофициальный титул — «культурная столица России». Ну а если Москву
победить в чем-либо трудно, то Санкт-Петербург сегодня победить и вовсе почти
невозможно.
Три аргумента в защиту провинции
Собственно говоря, очень трудно
свыкнуться с одной очень простой и по-своему грустной мыслью: вообще-то, в
культурном отношении Нижний Новгород – это обычный областной провинциальный
город. Он, конечно, не хуже других, но других и не лучше.
Очень важное обстоятельство,
которое определяет во многом нашу нижегородскую культурную жизнь – то, что
Москва (по российским меркам) находится практически рядом. И очень и очень
многие талантливые люди уезжают реализоваться именно в столицу, в Москву.
Они-то как раз думают, что кроме как в Москву им некуда деваться.
Потому что, говорят эти непатриотично
настроенные скептики, находясь в Нижнем Новгороде, реализоваться талантливому
человеку весьма трудно. Желая хоть чем-либо выделиться, обычно ищешь по сусекам
любое лыко, которое могло бы лечь в строку. И заставить подкрепить амбиции —
правомерные либо не очень — мало-мальски убедительными аргументами.
Если мы начнем рыться по сусекам
нашего культурного пространства, то, по большому счету, найдем только три
момента, которыми мог бы гордиться наш город в плане культуры. И все эти три
момента очень различны.
Во-первых, у нас есть писатель
Захар Прилепин, который живет и продолжает жить в Нижнем Новгороде. Во-вторых,
у нас есть фестиваль искусств имени Андрея Дмитриевича Сахарова.
В-третьих, у нас в Нижнем Новгороде
есть Центр современного искусства, то
есть то, что мы все называем «Арсенал». Именно это, то, чем занимается этот
центр, и является, собственно, современным искусством.
Пиар, еще раз пиар и правда
Как ни грустно об этом говорить,
что слишком часто все попытки создать в Нижнем Новгороде хоть какое-то подобие
настоящего современного искусства были обречены. Потому что на пути творческих
людей слишком часто вставали чиновники.
Мы помним ситуацию с нижегородским
Театром юного зрителя, когда режиссер Владимир Золотарь поставил несколько
спектаклей, которые провоцировали зрителей – но одновременно и будоражили,
заинтересовывали, заставляли работать зрительскую мысль и зрительское
воображение, — эти спектакли всколыхнули общественность.
Но косные генералы от искусства
рассудили не так, как зрители. И не так, как рассудили творческие люди. Вот в
итоге и получилось, что инновационного режиссера да и всю его театральную
труппу «съели». Эта невеселая картинка, собственно, очень ярко и образно может
иллюстрировать все отношение нижегородского начальства к современному
искусству.
И сегодня в нижегородском Театре
юного зрителя новый главный режиссер. Возможно, более лояльный и более
послушный, чем прежний.
Что, конечно, более важно «для
искусства».
Так что сегодня, говоря о Нижнем
Новгороде как о межрегиональном бренде, даже как о международном бренде,
следует, прежде всего, иметь в виду бренд «Захар Прилепин».
Именно он, этот бренд, отличает
нашу провинциальную культуру среди другой провинциальной культуры, которой так
полна наша бескрайняя страна. Например, Саратов более глубок в плане
театральных решений, но мы тоже чуть-чуть продвинулись вперед, поскольку у нас
есть Захар Прилепин.
И если в Нижегородской области есть
свои великолепные художники — Наталья Панкова, Сергей Сорокин – это не так
важно с точки зрения пиара.
Аполодисменты!
Есть еще один всплеск в истории
культуры: история рок-музыки.
Двадцать лет — и даже почти тридцать лет — Нижний
Новгород мог дать миру хоть что-нибудь интересное в плане истории рок-культуры,
— и что же он дал? Кто славу стране своей делал?
А было так, что незаметный в
российском масштабе город Дзержинск дал миру Чижа.
Чиж был, конечно, сам по себе,
самородком, уникальным явлением. Нашей общей бедой было то, что мы,
нижегородцы,не смогли создать своей школы, своей рок-школы, подобной той, что
существует в Москве, в Санк-Петербурге, в Екатеринбурге.
Думаю, опять-таки в значительной
степени сыграла свою роль близость к Москве: все хотели карьерного взлета, до
которого и ехать-то, казалось недалеко. Он совсем рядом, какие 400 километров в
плацкартном вагоне на поезде. И потому все ехали в столицу взамен того, чтобы
стараться реализоваться у себя, на своем месте.
Почему же за 20 лет существования
русского рока из всех провинциальных городов России только Екатеринбург
оказался интересен всей стране?
Стоит, кстати, вспомнить, что
нижегородский музыкант и автор-исполнитель Вадим Демидов оказался именно тогда,
20 лет назад, совсем-совсем на пороге всесоюзной славы. Он и его группа
«Хроноп» записали целых два диска на фирме «Мелодия», в 1989-м – 1990-м годах.
И это тогда считалось очень круто —
записать диск на фирме «Мелодия».
Однако с тех пор в отношении
нижегородских групп ничего за 20 с лишним лет не изменилось. Разве что стоит
вспомнить коллектив Uma2rman, который действительно добился всероссийской
известности. Правда, не создал ничего выдающегося собственно в музыкальном смысле.
Под музыку Вивальди
В каком-то странном смысле наша
нижегородская современная культурная ситуация напоминает прежнее название
нашего славного города. «Горький». С одной стороны — связь с культурой
оказывается самой прямой, самой непосредственной, самой близкой — ведь это имя
города — не что иное, как фамилия (для любителей точности во всем уточню —
псевдоним) одного из величайших русских писателей ХХ века, Максима Горького.
Однако с другой стороны — связь эта оказывается какой-то и взаправду горькой…
Так может и не стоит питать
излишних иллюзий? Может быть, стоит развести их, как Алла Пугачева — тучи,
руками и там, под волшебным, манящим, но ложным покрывалом Майя откроется
истинная реальность? Пусть неприглядная, пусть невзрачная, пусть горькая, наконец,
зато — истинная, зато — своя?
Ведь положа руку на сердце: то, что
делает центр современного искусства — безусловно, уникально и замечательно. Но
— как местное явление культуры, имеющее колоссальное значение — для нашего
региона.
Положа руку на сердце: при всей
своей масштабности и всей своей неподдельной прелести Международный фестиваль
искусств имени Андрея Дмитриевича Сахарова «Русское искусство и мир», который в
двенадцатый раз только что проходил в Нижнем Новгороде с 3 по 16 июня (и
который, между прочим, за две недели работы посетило более 15 тысяч
человек) все-таки не является для
русского искусства чем-то уникальным.
Этот фестиваль велик — но и велик
он прежде всего потому, что проходит именно в русской провинции, которая, прямо
скажем, не слишком избалована искусством высокой пробы.
А еще его считают своим долгом
почтить своим присутствием именитые исполнители из столиц — из столицы
фактической (Москвы) и столицы культурной (Санкт-Петербурга).
Под музыку Вивальди печалиться
давайте… А впрочем — почему печалиться? Зачем изобретать на ровном месте свою
несуществующую передовитость в то время как у нас есть своя неподдельная
уникальность?
Алексей Максимович Нижний Новгород
Может быть, ну их, амбиции?
Может быть, прав оказался Иосиф
Кобзон, только мы недостаточно внимательно вслушивались в его слова. Может
быть, не поддержать наши собственные иллюзии хотел мэтр — а стремился помочь
нам обрести самое себя?
Ведь что сказал мэтр советской и
российской эстрад?«В вашем регионе развита и культура, и народные
художественные промыслы».
Вероятно, неслучайно в одной фразе
тут оказались сопряжены с культурой народные промыслы. Возможно, Хохлома и
семеновская ложка вкупе с матрешкой — это и есть наше все, которым единственным
мы можем по-настоящему гордиться?
Неслучайно же мудрый Иван Скляров,
будучи нижегородским губернатором, придавал такое большое значение народным
художественным промыслам Нижегородской области? И был резон в том, что регион
отмечал тысячелетие хохломской ложки, народные промыслы нашли свое место в
структуре правительства Нижегородской области, а специальные центры по продаже
наших промыслов создавались в городах страны?
В любом случае вполне определенно
можно сказать одно: для того, чтобы обнаружить в себе выдающееся и уникальное,
вовсе не обязательно прыгать выше головы и вылезать из собственной кожи. Порой
бывает достаточно просто посмотреть вглубь самого себя — и найти там то, что не найдешь больше нигде на Земле. А может быть — и на Небе.