«Купно заедино»
Национальная
идея пропагандистскими методами не строится
Появление
праздника День народного единства было продиктовано осознанием
некоего исторического вакуума, который образовался в современном
идеологическом поле. Появление этого памятника могло бы стать
основанием для заполнения этого вакуума и — кто знает? — могло бы
стать и неким основанием, идеологическим фундаментом для нынешней
системы государственности. Это — первое. Второе. Это — попытка
придать свой смысл тому, как бы власть видела формы организации
народа. И здесь возникает понимание необходимости некоей
национальной идеи.
Правда,
при этом отсутствует понимание того, что такие вещи как создание
национальной идеи не могут рождаться чисто пропагандистскими
методами.
Речь
в целом идет о том, что в течение ХIХ-ХХ
веков Россия испытала великие потрясения, которые создали вот этот
самый идеологический вакуум. Логичной и правильной со стороны
госвласти кажется попытка создания праздника, который бы вакуум
заполнил. При этом понятна мысль назвать этот праздник Днем народно
единства.
Особенно
важным для власти является тот смысл, который власти очень любят
упоминать. Это содержание кажется им включенным во фразу, которую
якобы произнес Козьма Минин: «Купно заедино».
В
этой фразе, не в самой по себе, а в том, что частным повторением
власти словно бы навязывают ее современному народу, видно желание и
стремление власти создать впечатление, что подчеркивая единство себя
и власти, народ якобы поддерживает власть в ее стремлении установить
новую государственность. Но народ пока безмолвствует.
На
мой взгляд, это идет, наверное, в правильном направлении. Только я не
понимаю, откуда возникли попытки найти основание этим идеям именно в
событиях 1612-го года.
Ведь
эти события неоднозначно трактуются историками.
Уместно
было бы, вообще-то говоря, обсудить это все с российским обществом и
в российском обществе: что, собственно, вообще тогда было. Либо это
была гражданская война, где одна сторона общества победила другую,
либо это была интервенция, либо же это было нечто другое.
По-прежнему
одним из недостатков идеи поиска основы для новой государственности и
одновременно — поиска некоей новой национальной идеи в Смутном
времени является, что мы слишком просто трактуем события 1612-го
года. И связываем их исключительно с военными успехами изгнания
польско-литовских захватчиков и т.д. Хотя среди польско-литовских
захватчиков было немало русских. И не надо забывать, что половина
населения Москвы того времени, если не более, включая видных иерархов
Русской православной церкви, присягала Сигизмунду, точнее —
королевичу Владиславу.
В
этом смысле события 4 ноября 1612-го года, конечно, висят в воздухе,
поскольку в этот день, как говорят историки, ничего не происходило. А
если мы вспомним старый фильм «Козьма Минин» 1956-го
года, то там эта дата была приурочена к 7-му ноября. Таким образом мы
сегодня видим уже вторую попытку использовать те события для создания
такого сквозного понимания истории, создания основы к пониманию
преемственности государственности. Что для нынешнего положения
существующей власти, когда она теряет свою собственную легитимность,
создает иллюзию такого большого исторического пути, который прошла
Россия.
Но
на самом деле люди — и я прежде всего имею в виду не столько
представителей власти, сколько народ и интеллигенцию — не делали
попыток до конца осознать этот исторический путь.
Время
таких объединяющих нацию праздников еще, безусловно, придет. Но,
может быть, это будут даты, не связанные с событиями 1612-го года.
То, что было сделано сегодня, было сделано скоротечно,
безосновательно. И все, что сейчас происходит, воспринимается именно
как попытка заменить действительно очень важные, необходимые народу и
стране основания, какими-то пропагандистскими приемами. И это очень
печальный факт. Это ничем, я думаю, не кончится. Скорее всего, эти
попытки не будут иметь никакого продолжения.
Колоссальный
пример самоорганизации народа
Что
касается конкретно Нижнего Новгорода в контексте всех этих
исторических событий, то, безусловно, для нас очень важно имя Козьмы
Минина и осознание роли нижегородцев в этих исторических событиях. Но
нужно ли их приурочивать именно к 4-му ноября?
Я
думаю, это бессмысленно. Может быть, речь идет, точнее, должна идти,
не о праздновании 400-летия освобождения от захватчиков, а о
праздновании событий, которые послужили началом возникновения
нижегородского ополчения, а это события 1611-го года? На самом деле
мы еще недооценили, что произошло четыреста лет назад, потому что все
внимание обращается на военные успехи да на «купно заедино».
Тут
и Русская православная церковь вылезла, объясняя подвиг Козьмы Минина
исключительно тем, что он был глубоко православным человеком. Ну, не
знаю…
Мы
при этом, вообще говоря, забываем опять-таки о многом. Например, что
происходило в Ярославле, где рождалась новая государственность и
выходили новые приказы. Все забывают, как был организован этот поход.
При этом не вспоминаются совершенно необходимые обстоятельства этой
организации.
А
ведь это был впечатляющий, колоссальный пример самоорганизации
народа. Когда и бояре спрятались в кусты и отвалились от этого
процесса, когда и Русская православная церковь в лице многих своих
иерархов, представителей и деятелей фактически выступила предателем
национальных интересов. А народ — нет.
Вот
об этом как-то не говорится. Все «купно заедино». Ясно,
что им интересно все «купно», да все «заедино».
Что мы якобы все вместе. Чтобы мы, народ, словно бы оправдали своим
присутствием и своим мнимым единством их бесчинства. И так было на
протяжении веков.
Основной
ценитель действий власти — власть
Насколько
оправдано и обосновано стремление нижегородской власти увязать
какие-то свои успехи с этой датой? К 4-му ноября власть вовсю
рапортовала, что у нас строится кремль, что реставрируются памятники
архитектуры, что построена новая станция метро и открывается новый
ФОК. Это попытка привязаться к значимой дате или власти действительно
ведут какую-то планомерную работу?
Безусловно,
нижегородские власти ведут планомерную работу. У нас ведь никакая
работа не может быть проведена без элементов показухи — причем я
использую это слово в самом его дурном значении.
Ведь
кто оценивает эту работу? Народ? Население Нижнего Новгорода и
Нижегородской области? Скорее всего, основной ценитель этих действий
— центральная власть и даже конкретный человек, которого мы знаем как
зовут. Потому что в той централизованной системе, которая существует
сегодня в России, только такая оценка позволит получить и
дополнительное финансирование, и участие в каких-то конкретных
программах, и т. д. И т. п.
То
есть все, что построено, — небезосновательные вещи, они полезные.
Центральная власть выступает главной целевой аудиторией в подобных
проектах, занимая доминирующее положение. В этом смысле, безусловно,
региональная политика совершенно понятна и объяснима.
Понятно
также и существующая как таковая традиция, тянущаяся еще с советских
времен, приурочивать всевозможные достижения к каким-то датам.
А
вот, думаю, будет у нас после этой даты метро закрыто или нет? Чтобы
его потом еще доделывать. Дай Бог, чтобы такого не было, но я и не
удивлюсь, если и будет.
Что
же касается достройки Нижегородского кремля, не знаю, насколько это
самоценная вещь. Ведь тут такая проблема. Насколько эстетически ценен
этот провал? Ведь его не достраивали не только и не столько потому,
что в советские времена на его застройку не хватало денег. Может
быть, с эстетической точки зрения и имело бы смысл сохранить этот
провал, я не знаю.
А
вот что касается сохранения исторической части города Нижнего
Новгорода, тут, безусловно, существует множество спорных вещей и
моментов. Не говоря уже о том, что историческая часть города сплошь и
рядом разрушается в угоду новым торговым центрам и подобным объектам.
Даже строительство и создание широких проспектов и разъездов, конечно
же, тоже разрушает историческую часть города.
Безусловно,
можно отметить энергию нынешнего руководства во главе с Валерием
Шанцевым, их
безусловную
целеустремленность. Мы видим, как реализуются его взгляды на эту
политику.
Но
получим ли мы что-нибудь еще дополнительно от федеральных властей в
результате собственных своих усилий —
трудно
сказать. Ситуация с финансами в стране очень неопределенная.