





Лодки и лошади
Вероятность представления
кандидатуры Валерия Шанцева «Единой Россией» в Москву, а потом из Москвы в регион
очень высока. У «Единой России» очень короткая кадровая скамейка. Шанцев –
человек, который за долгий период времени показал себя и в Москве, и в Нижнем
Новгороде масштабным политиком, и «Единая Россия» таких людей в своей обойме
имеет не много. (Я не затрагиваю здесь вопрос о том, позитивно или негативно
воспринимают его жители или представители элит.)
Первый этап к переназначению связан
с выдвижением кандидатур от регионального отделения «Единой России» (можно
говорить: «партии, победившей на выборах и т.д.», но ведь это положение было
сделано именно под «Единую Россию», так что будем говорить прямо) и предложением
этого списка в администрацию президента. На этом этапе ситуация у Валерия
Павлиновича непростая, я имею в виду его отношения с региональным отделением
«Единой России». Здесь могут быть и вопросы, и разного рода интриги, закадровые
ходы, подъезды с черного хода в администрацию президента, игра с разными
кандидатурами, — в общем, все то, чем партия власти много раз уже «радовала»
избирателей.
Что же касается второй составной
части – рекомендации президента законодательному собранию региона кандидатуры
Шанцева, — а это должно случиться до конца июня, — то здесь вероятность
повторного внесения его кандидатуры на должность губернатора достаточно высока.
Эти подковерные войны, которые ведутся сегодня в регионе в борьбе за власть
различными группировками в «Единой России», для федерального центра не так
важны, не так актуальны. Сегодня федеральный центр заинтересован только в одном
– чтобы в регионах все было спокойно и тихо, поскольку положение «Единой
России» и руководства страны очень шаткое, и не дай бог что-то будет
раскачивать ситуацию еще сильней. Поэтому из Москвы идут постоянные пассы,
какие-то послания с требованием не допустить «раскачивания лодки», «смены
лошадей на переправе» — эти заклинания власть любит повторять от выборов к
выборам, опасаясь, что народ в конечном счете взбунтуется и сбросит руководство
страны в целом.
Поэтому второй этап процедуры
переназначения должен пройти для Шанцева значительно проще, — если он пройдет
первый. Ну а третий этап, голосование в Законодательном собрании – его исход
нетрудно предположить. Кого бы ни представил президент сегодня в любой
законодательный орган, вопрос с назначением будет предрешен усилиями
проправительственных фракций и депутатов.
Можно говорить о плюсах и минусах деятельности
Шанцева на посту губернатора Нижегородской области за почти пять лет. Мы,
коммунисты, постоянно указываем на ошибки и недочеты в работе правительства,
прежде всего в бюджетной политике. Но сейчас я хотел бы сказать о другом.
Принципиально что-либо в регионе в
связи со сменой главы исполнительной власти измениться не может. Принципиальные
изменения в регионе происходят после изменения состава законодательных органов,
когда «Единая Россия» получает меньше мандатов, чем ее оппоненты в совокупности
(я уж не говорю «меньше, чем КПРФ»). В этом случае возникает совершенно другая
ситуация с формированием бюджета как социально ориентированного, направленного
на развитие региона, а не на потребу конкретным элитам, олигархам (если они
есть в регионе), бюрократии, живущей за счет областного бюджета.
А от смены кадров в исполнительной
власти (это мы видим и на местном уровне) ничего принципиально не меняется. Будет
от «Единой России» в виде очередного десанта спущен из Москвы один кандидат или
другой – не имеет значения. Не имеет значения и откуда он приедет – из Калининграда,
из Владивостока, или же это будет коренной житель Тоншаевского района
Нижегородской области. От этого ничего не изменится, поскольку сегодня сознана
совершенно железобетонная конструкция исполнительной власти снизу доверху. Принципиально
что-то в жизни региона может измениться только если изменится состав
депутатского корпуса в Законодательном собрании, поскольку именно оно
утверждает бюджет, именно оно его меняет в соответствии с ситуацией, принимает
ключевые нормативные документы, которые определяют жизнь региона.
Сегодня мы имеем перевернутую
ситуацию с перекосом в сторону исполнительной власти. Но это именно потому, что
в Законодательном собрании большинство имеет «Единая Россия», которая
добровольно соглашается в отношениях с губернатором с положением «пасынка». Я
выступаю за то, чтобы соотношение этих двух ветвей власти изменилось, и чтобы
население, граждане могли влиять на решения властей. Причем не только просьбами
в ходе «прямых линий» или обращений к главе региона через интернет, — нужно,
чтобы такое воздействие оказывалось через депутатский корпус, через систему
избирательных наказов, через законодательную инициативу, идущую от граждан.
Тогда ситуация в регионе действительно будет меняться в интересах большинства, а
не той или иной элиты, причем, не важно – московской или нижегородской.
