Миграционные антиномии: европейский опыт как предостережение России
На позапрошлой неделе во Франции
началась депортация румынских цыган, всколыхнувшая политическую общественность
страны. Французские правозащитники протестовали против этнической дискриминации
и даже расизма, неожиданно получив поддержку от верхов католической церкви и
даже Папы Римского, осудившего подобные начинания французских властей, что
привело последние в известное замешательство. «Новые кочевники», приход которых
еще десятилетия назад предсказывал французский глобалист-футуролог Жак Аттали,
стали «проблемной реальностью» уже сегодня.
Излишне жесткая реакция на действия
французских властей удивительна еще и потому, что при проведении депортации они
стремились максимально учесть интересы «кочующих граждан» Евросоюза. Так,
Францию согласились покинуть 75 человек, согласившихся на условия правительства
– каждому депортированному французские власти заплатили 300 евро плюс 100 евро
на ребенка и оплатили перелет до Бухареста. Тем самым прецедент для продолжения
своеобразного «бизнес-туризма» был создан. Учитывая, что все депортированные-
граждане Евросоюза, можно с уверенностью предположить, что через некоторое
время они наверняка вновь вернутся во Францию, получив возможность вновь
потребовать с французского государства денежную мзду за счет
налогоплательщиков. Поистине,
show must go on!
Еще больший общественный резонанс
вызвала инициатива Саркози о внесении в законодательство поправки,
предусматривающий возможность лишения гражданства и депортации лиц из числа
натурализованных эмигрантов, совершивших тяжкие уголовные преступления. Поводом
к такому решению стали недавние трагические события в квартале Вильнев города
Гренобль, связанные с убийством французского полицейского. «Французское
гражданство принято заслуживать, и нужно продемонстрировать свою способность
быть достойным его» — заявил президент Франции. Саркози полагает сделать
реальной возможность «денатурализации» любого «лица иностранного происхождения»
, которое «сознательно покушается на жизнь полицейского, служащего жандармерии,
и на всякую персону, облеченную публичным авторитетом». Еще дальше президента
Республики пошел министр внутренних дел Брис Ортефе, предложивший лишать
гражданства лиц, повинных в полигамии, насилии над людьми и совершении ряда
других тяжких преступлений. Напомним, что современное французское уголовное
законодательство предусматривает возможность лишения гражданства страны лишь в
исключительных случаях, связанных с такими тяжкими противоправными деяниями,
как терроризм, шпионаж, коррупция и нанесение значительного ущерба «публичным
фондам». При этом лишение гражданства возможно не ранее, чем через десять лет
после его получения. Последствия для лица, лишенного французского гражданства,
весьма тяжелы: лишение права голоса, доступа на публичную службу и возможности
прибегнуть к дипломатической защите со стороны Французской Республики в случае
необходимости.
Либеральная и правозащитная
общественность Франции отреагировала на подобные инициативы вполне определенно,
то есть резко отрицательно. Так, «Движение против расизма и за дружбу между
народами»(MRAP) обвинила президента Франции в желании «поставить под сомнение
фундаментальный принцип равенства граждан». Прозрачно намекая на опыт режима
Виши, в массовом порядке лишившего гражданства французских евреев, «Лига за
права человека» (LDH) усмотрела в заявлении Саркози «рефрен из 1930-х годов,
нацеленный на возбуждение ненависти в отношении французов иностранного
происхождения». В свою очередь, Национальная консультативная комиссия по правам
человека выразила опасение, что заявленные Саркози изменения в законодательстве
могут усилить «неопределенность по вопросу о принадлежности к нации всех тех,
кто сегодня стремится получить французское гражданство». Наиболее же образно
выразился по этому поводу историк иммиграции Патрик Вейль, полагающий, что
«речь идет о некоторой разновидности атомного оружия, предназначенного
разрушать, не будучи использованным». Таким образом, согласно Вейлю, покушение
на принципы толерантности и мультикультурализма в данном случае налицо.
В любом случае, как полагают
французские правоведы, стремление Саркози выделить в отдельную категорию
«французов иностранного происхождения» означает фактический отказ от одного из
ключевых положений Конституции Франции, устанавливающих обязанность государства
«обеспечивать равенство перед законом всех граждан вне зависимости от
происхождения, расы или религии». Противоречат инициативы Саркози и духу
недавно подписанной французской стороной Конвенции Совета Европы,
предусматривающей, что «всякая практика лишения гражданства должна быть
исключена». Подобная неоднозначность и «проблемность» инициатив Саркози с точки
зрения сложившейся французской политико-правовых реалий позволяют предположить,
что попытки их реализации на практике столкнуться со многими и многими
трудностями.
Можно вспомнить в этой связи, что и
недавняя дискуссия о «французской идентичности», инициированная союзным
президенту премьер-министром Франсуа Фийоном, также не принесла лидерам страны
ощутимых дивидендов и результатов. Попытки Саркози возродить «правый
республиканизм» из-за отсутствия должной поддержки гражданского общества
приводят к скатыванию к сугубо полицейским мерам, изначально обреченным на
малопопулярность в собственной стране и на отторжение со стороны европейского
сообщества.
Со сложным вызовом подобного рода
столкнулся не так давно и президент Австрии Хайнц Фишер. Той самой
консервативной Австрии, где удивительным образом еще местами сохраняются
традиционное крестьянство и консервативный патриархальный дух, сделавшие
возможной шокировавшее остальную Европу голосование жителей земли Каринтия за
праворадикальную «Партию свободы» ныне покойного Йорга Хайдера. Начало интриги
положила австрийская миграционная полиция по формальным основаниям решила
депортировать из страны студентку Аригону Зогаи, что вызвало массовые акции
протеста со стороны либерально настроенной оппозиции. Так, митинг против
миграционной политики коалиционного правительства «правоцентристов» из
Австрийской народной партии и «праворадикалов» из «Партии свободы», прошедший 1
июля этого года в Вене на Площади героев, собрал более 40 тысяч человек.
При этом известную твердость в
определении судьбы мигрантов проявила министр внутренних дел Мария Фектер,
подчеркнувшая при этом, что, по ее мнению, «австрийская полиция все же менее
расистская, чем это кажется жителям страны». В то же время президент страны
Хайнц Фишер в складывающейся ситуации продемонстрировал растерянность и
бездействие, ограничившись заявлением о нежелании «даже комментировать
возможность ее (высылаемой Аригоны Зогаи) возвращения после добровольной
депортации». Таким образом, внятности и последовательности в вопросах
миграционной политики
Но возможно ли в современных
условиях ожидать чего-то иного? Европейская модель интеграции показала свою
неадекватность при столкновении с вызовами со стороны «новых мигрантов», не
желающих играть даже по относительно либеральным правилам, устанавливаемым для
них европейскими государствами.
Впрочем, никакой иной модели и не
способно предложить стареющее общество «массового потребления» с практически
разрушенным институтом семьи, когда демократически избираемому правительству
необходимо обеспечивать благосостояние и комфорт ушедших на пенсию граждан.
На этом фоне большим вопросом
остается способность сформировать и проводить в жизнь сбалансированную
миграционную политику уже самой России, переживающей сегодня, наряду с
«демографической ямой», состояние глубокой социальной и политической апатии,
усугубляемой обвальной деградацией квалифицированных рабочих кадров с
отсутствием реальных перспектив эффективного противодействия ей в ближайшем
будущем.
Так или иначе, пример развитых
европейских стран, имеющих политические и правовые механизмы для регулирования
миграционных процессов, но не имеющих соответствующих социального спроса и
политической воли для решения этой задачи, может быть весьма поучительным для
многих россиян.
Оригинал этого материала
опубликован на ленте АПН.