Мировой экономический кризис и изменение типа цивилизации
Людям практических профессий — журналистам, политикам, банкирам, бизнесменам — нельзя не видеть вещи вне исторической перспективы. В своей деятельности они вынужденно сталкиваются с постоянно изменяющейся реальностью, чтобы давать быстрые ответы на быстро возникающие вызовы. И глобальные, структурные изменения возникают в их картине мире как Deus Ex Machina в греческой трагедии.
Это «божество» неожиданно спускается на историческую сцену неизвестно откуда, при этом также неожиданно исчезают прежние общественные и исторические декорации.
Такой подход хорош при решении практических задач — для круга "мелких проблем" он вполне себя оправдывает. Однако когда мы сталкиваемся с событиями большого масштаба, событиями нештучными, имеющими историческое значение, он не работает. Ведь тогда нельзя увидеть истинную суть того, что происходит.
Возрастающие трудности американской экономической системы, продолжающийся уже заметное время постоянный рост цен на энергоносители, и недавно начавшийся мировой рост цен на продовольствие знаменуют собой — нет, не уже свершившийся мировой экономический кризис, — но возможность кризиса, кризиса всей мировой финансовой системы. Последствия кризиса могут быть гораздо более значимыми, чем экономические трудности той или иной отдельной страны, или даже крах американской банковской системы.
Речь идет о возможном перемещении всемирного центра концентрации капитала из одной географической точки в другую, то есть о возможной утрате США позиции ведущей финансовой силы миры. И, соответственно, о появлении вместо нее какой-то другой страны, в другом регионе земного шара.
Подобного рода процессы происходили в истории неоднократно. Можно сказать, что это просто историческая закономерность, исторический закон. Мы не можем вскрыть причины подобной исторической закономерности, но, наблюдая за ходом истории, мы в состоянии сказать, что она действительно существуют — географические перемещения центра капитала регулярно происходили в истории.
Каждый раз это означало не просто финансовые изменения, но изменения типа экономики, которое сопровождалось и изменением культурной и цивилизационной парадигмы, изменением религиозной парадигмы, часто — вообще крахом старого и возникновением нового типа религиозности.
И, если взглянуть на историю человечества в последние полторы тысячи лет, после развала Римской Империи, то мы увидим, что сначала центр экономической активности находился в Византии. Затем он перешел в арабский халифат. Этому перемещению соответствовало явление новой мировой религии и новой культуры.
В связи с циклом увлажнения евразийских степей на какое-то время таким центром стало пространство центральной Евразии. Так возник Хазарский каганат. Затем он ушел с исторической сцены, но вскоре на большей части Центральной Евразии возникала гигантская империя Золотой Орды, которая в связи с усыханием степей утратила свое значение. Затем была Оттоманская империя. Далее этот центр начал перемещаться в Западную Европу. Сначала главной экономической силой выступали итальянские республики. Затем — католические страны, в основном Испания. Затем центр капитала стал перемещаться на Север, в протестантские области, — точнее, можно сказать, что само возникновение протестантизма связано с теми историческими явлениями, о которых мы говорим. Сначала центр капитала находился в Голландии, затем — в Англии. И, наконец, в последние сто лет происходит процесс возвышения Америки, и после Второй Мировой Войны центр мировой экономической деятельности окончательно переместился туда.
В каждом из этих случаев мы имеем дело не только с теми или иными экономическими изменениями, но и с изменениями самого типа цивилизации.
Процесс этот неизбежен, он связан со многими историческими закономерностями, закономерностями развития общества — в данном тексте не место останавливаться на них. Главное, — этот процесс «миграции» экономического центра является неизбежным в исторической перспективе.
Поэтому ставки начинающейся игры очень и очень велики. Речь не просто об интересах тех или иных международных корпораций. Речь идет не об увеличении или уменьшении роли доллара, но о самом типе цивилизации.
С началом господства северно-европейского, а затем американского центра в мир пришла политическая парламентская система, называемая либерально-демократической, всем нам хорошо знакомый тип цивилизации и «облегченной» тип религиозности.
С утратой США позиции центра концентрации капитала, с перемещением этого центра в иную географическую точку — в мир должны прийти и новые цивилизационные парадигмы.
Соответственно, люди, которые стоят за старыми парадигмами, за существующей сегодня господствующей цивилизационной системой — относятся к этому серьезно, и будут отстаивать "старое", т.е. существующее ныне положение вещей всеми возможными способами.
А изменения мировой тектоники ныне происходят не так, как в прошлые эпохи.
Дело тут не в пресловутой глобализации.
Процесс глобализации — не новый процесс, он неоднократно происходил в истории человечества. Собственно говоря, распространение мировых религий — распространение христианства, распространение эллинизма — также является процессом глобализации. По тем изменениям, которые они вызвали в обществе, по степени изменения привычного уклада жизни для рядовых членов общества — это были не менее, а в какой-то степени — и более драматические процессы, чем те, что мы имеем сейчас.
Однако современный мир действительно имеет два серьезных отличия. Первое отличие заключается в скорости этих изменений. Если раньше центр капитала находился в одной точке в протяжение нескольких столетий, то сейчас эти процессы ускорились и речь идет — в случае, например, Америки — об одном веке.
Второе принципиальное отличие связано с изменение информационной ситуации, с революционным ускорением и облегчением передачи информации — сегодня любая точка в мире находится практически рядом с нами.
Византийская империя не только не имела никакого представления о тех силах, которые возникают на Аравийском полуострове, но, даже бы и если имела, — не могла отследить их в режиме реального времени и, тем более, не могла предпринять какие-то действия, которые блокировали бы возникновение ислама и создание арабского халифата.
Сейчас ситуация противоположная. Аналитики, соответствующие структуры, силовые ведомства, службы планирования могут отследить событие с самого его возникновения. При наличии соответствующей парадигмы и соответствующей перспективы они могут распознать те процессы, которые могут привести к будущим изменениям — и блокировать их развитие.
И, похоже, — если судить по результатам, — такая блокировка действительно производится.
Если мы посмотрим на то, чем являлся современный мир пару десятилетий назад, то мы увидим несколько точек, которые, потенциально, могли стать в мировом масштабе центрами концентрации капитала и экономических инноваций.
Это страны Юго-Восточной Азии, Китай, Россия-СССР, — его территория составляла пространство собственно исторической Евразии и, наконец, Западная Европа.
В этот список не включены Япония и арабские страны с их колоссальными финансовыми ресурсами — потому что эти силы достаточно жестко и полно включены в американскую финансовую модель. Крах американской финансовой модели означает прекращение их существования как мощной финансовой силы. Поэтому они является теми силами, которые в исторической перспективе не могут заменить Америку, и поэтому заинтересованы в ее существовании как центра концентрации капитала.
Если мы посмотрим на те процессы, которые прошли за последние 20 лет, то увидим, что многие потенциальные "мировые центры" выведены из игры.
В первую очередь, это касается России.
Я не считаю, что Россия полностью утратила этот потенциал. Я бы сказал, что еще 10 лет назад Россия им обладала. Если бы перестройка пошла по другому пути и страна получила бы импульс дальнейшего быстрого экономического и социального развития, — ситуация была бы совершенно иной. Но ныне потенциальная возможность перенесения мирового экономического центра в Россию фактически ликвидирована. Экономическая мощь и перспективы, которые были у Советского Союза, — практически перестали существовать.
Впрочем, у России остался геостратегический, геополитический потенциал, который невозможно уничтожить, — и Россия, пока чисто теоретически, может стать таким новым мировым центром.
Что касается Китая, то его экономическое развитие происходит неравномерно — города и крупные центры тихоокеанского побережья очень сильно отличаются от материкового Китая, деревень, которые продолжают жить почти так же, как жили при Конфуции. Однако такая экономическая структура не может быть устойчивой. При этом китайская экономика сильно зависит от иностранного капитала, — точнее, капитала хуацяо, китайской диаспоры.
Китайское правительство разработало программу реконструкции и выравнивания экономического потенциала страны, которая и должна была в значительной степени финансироваться инвестициями хуацяо, — зачастую, в регионы, выходцами из которых они являются. Однако финансовый кризис, поразивший Юго-Восточную Азию в июле 1997-го года, сорвал эту программу. Ведь большая часть хуацяо проживала в этом регионе, и этот обвал боле всего ударил именно по ним. Соответственно, программа модернизации материкового Китая была сорвана — и возможности Китая были очень серьезно подорваны.
Сейчас, спустя десять лет, последствия кризиса полностью ликвидированы, правительство КНР вновь взялось за оздоровление экономической структуры страны — и, вполне вероятно, можно ожидать новых глобальных потрясений.
В рамках обсуждаемой темы важно отметить, что и Российский дефолт августа 1998-го года — был следствием обвала финансовой системы ЮВА.
Остается Европа как наиболее реальный кандидат на роль нового ведущего экономического центра, нового мирового центра концентрации капитала. Процессы создания и укрепления евро, процессы европейской интеграции показывают, что в Европе имеются силы, готовые принять этот исторический вызов.
Однако также есть силы, не заинтересованные в такой роли Европы. Они имеют возможность воздействовать на происходящие там процессы.
Эта возможность заключается в факторе иммиграции из Третьего мира, и в факторе исламского фундаментализма.
Мусульманское Косово, Албания, которая становится центром исламского криминала; многомиллионная арабская диаспора в странах Европы (Франции, Германии, Англии); стремительная исламизация Европы; рост среди этой диаспоры самого радикального фундаментализма; наводнение континента выходцами из третьего мира (уже сегодня в Англии строится больше мечетей, чем церквей), — все это создаёт напряжение в европейском обществе, тем самым, затрудняя его развитие. Однако — и это главное — все вышеперечисленные процессы подобны фитилю — их нетрудно полностью вывести из-под контроля европейских правительств. И если это «фитиль» зажжен, он приведет к взрыву, способному радикально дестабилизировать положение в Европе, и, тем самым, ликвидировать претензии европейского сообществ на то, чтобы претендовать на роль Америки.
Однако эта игра может вестись в обе стороны.
И те силы, которые заинтересованы в переносе экономического центра мира из Америки, сами могут принимать меры для дестабилизации американской финансовой системы. Возможно, способствовать выводу капитала с территории США, — особенно перспективен в этом смысле капитал, не укорененный в американской экономике, или могущий легко найти "запасные площадки" — в первую очередь, это "этнический" капитал — еврейский и китайский. В случае удачи этой стратегической линии на перевод капитала в другую историческую точку, "закат Америки" был бы существенно ускорен. Впрочем, это всего лишь один из возможных способов «приближения краха Америки», и подробный их разбор выходит за рамки темы нашей статьи.
Однако, в любом случае данные методы — силовое или полусиловое решение — не способны предотвратить окончательный перенос центра капитала, центра экономической активности из американского континента в другую точку.
Это исторический процесс — процесс, который ведет не только к изменению типа финансовой системы, а к изменению всей парадигмы цивилизации.
Предотвратить этот процесс можно только, изменив те исторические и социальные законы, по которым человечество жило на протяжении последних нескольких тысяч лет. Сегодня задача это — в принципе — может быть выполнена.
Мы видим очевидные процессы, которые многими воспринимаются как процессы размыва основ традиционной цивилизации": насаждение по всему миру ценностей, в корне противоречащих представлениям, которыми веками жило человечество, всем традиционным ценностям основных мировых религий. Нельзя исключить, что эти процессы могли бы привести к изменению локальных исторических законов и к тому, что центр капитала, центр цивилизации останется на американском континенте на достаточно долгий исторический период.
Если такой процесс и идёт — то в его реализацию должны быть вложены колоссальные интеллектуальные и физически силы, и его успех абсолютно не очевиден. Но, стоит подчеркнуть, это был бы единственный способ сохранения мирового экономического центра там, где он ныне находится, на длительный период. Но, в любом случае — этот кризис таки или иначе должен произойти. Вопрос лишь в одном — произойдёт ли он через 10, 15, 20 или 50 лет.
Оригинал этого материала опубликован на ленте АПН.