Модель местной власти как залог успеха региона
Одна из наиболее показательных черт
реального разнообразия российских регионов и отличия их между собой – разница в
подходе к управлению ими. По-моему, в этом и кроется основная причина разницы в
уровне социально-экономического развития территорий, а вовсе не только в
наличии природных богатств в недрах или географического местоположения.
Где-то в регионах годами бушевала
самая настоящая кадровая чехарда, сопровождаемая громкими скандалами,
скоропалительными отставками и даже настоящими бунтами населения на местах.
А где-то главы субъектов РФ не
менялись на протяжении новейшей истории России по два десятка лет – а с учетом
советского прошлого, и больше. Независимо от того, «стоял» ли на дворе
социализм, перестройка или капитализм, как звали очередного главу государства,
какие шоковые терапии, дефолты и кризисы потрясали страну, были прямые выборы
губернаторов или нет — лидер в регионе оставался тот же.
За недавними и нынешними примерами
далеко ходить не надо: Лужков в Москве, Шаймиев в Татарстане, Тулеев в
Кемеровской области, и так далее. Как видите, не важно, шла ли речь о
национальной республике или «обычном» субъекте РФ, столице страны или глубинке
– роль тут играли иные факторы. И заметьте, все эти регионы, во главе со своими
«политическими долгожителями», являлись, как правило, успешными практически по
всем показателям. Причем все «политические аксакалы» славились в разной
степени, но «авторитаризмом».
У Нижегородской области в этом
смысле своя судьба. За те же 20 с хвостиком лет наш регион возглавляет
четвертый по счету губернатор. Причем ни один из них по стилю управления
совершенно не похож на остальных. Почему так произошло и чего нам ждать от
будущего? Для этого прежде всего стоило бы проанализировать разницу в
упомянутых «стилях управления». Возможно, это получится немного субъективно —
но абсолютно «беспристрастными» бывают, как известно, только роботы. И то не
всегда.
Итак.
Борис НЕМЦОВ (образца начала
1990-х).
ДИАГНОЗ – «дилетант,
мечтатель-маниловец».
СТИЛЬ – «демократизм», плавно
перетекающий в откровенные «раздолбайство» и непоследовательность. Но, надо
признать, народу это нравилось. А как же: переименование Горького в Нижний. «Возрождение»
нижегородской Ярмарки. Самопровозглашенный титул города как «кармана России». Внезапное
превращение закрытого военно-промышленного мегаполиса в сверхоткрытый «полигон
младореформ». Обретенная в связи с этим международная известность губернии (благодаря
зарубежным либеральным СМИ) и невиданные ранее визиты в город западных лидеров.
Вчерашний «зэк» в роли близкого друга и советника (типа: кто был ничем, тот
станет всем). Словом, бесконечные популистские акции, которые производили тогда
довольно сильное впечатление на непривычных к этому граждан.
ИТОГ: с легкостью бросил регион
ради предложенного поста вице-премьера РФ, и нижегородцы расценили это как
предательство. «Младореформы» провалились. Традиционное промышленное
производство разваливалось на глазах. Ярмарка оказалась в долгах как в шелках.
Перевод региона в «доноры» обернулся областному бюджету огромными прорехами,
что неизбежно сказалось на уровне жизни граждан.
ПОСЛЕВКУСИЕ: жесткое разочарование
абсолютного большинства населения.
Иван СКЛЯРОВ (образца конца
90-х).
ДИАГНОЗ — аморфность, выразившаяся
в стремлении плыть по течению.
СТИЛЬ — усердно послушный любому
вышестоящему начальству и безынициативный, но «добрый» чиновник советской
закалки (по аналогии с известной дилеммой «добрый – злой следователь»).
Типичный «дежурный» губернатор на один срок. Ничем заметным и значительным в
качестве главы области себя, к сожалению, не проявил. Мишурный блеск «а-ля
Немцов» из региона ушел – а на смену ничего нового и позитивного не пришло,
ретро провинциализма и упадок нарастали, дисциплина подчиненных явно
расшатывалась.
ИТОГ: логично проиграл выборы более
сильному на тот момент сопернику. ПОСЛЕВКУСИЕ: усталость большинства населения
от невнятности власти.
Геннадий ХОДЫРЕВ (образца
начала «нулевых»).
ДИАГНОЗ — «коммунистический
оборотень».
СТИЛЬ: формально «старый
обкомовский», реально — «сделаю все, как жена решит». Выиграл выборы на
контрасте с по-человечески симпатичным, но мягкотелым Скляровым – однако на
следующий же день приостановил членство в КПРФ, а дни спустя и вовсе вышел из
партии. Хотя большинство избирателей голосовало за него именно как за
коммуниста. То есть он предал своих электоральных сторонников даже не годы
спустя, как тот же Немцов, а моментально. И тем самым восстановил против себя
население. А затем взбунтовалась и региональная элита. Ведь то, что регионом на
самом деле управляет не Ходырев, а де-факто супруга Ходырева, стало вскоре
известно практически всем. А ее в избирательных списках «не стояло». В
результате Ходырев перессорился чуть ли не со всеми и вся вокруг, своим
поведением катализировал объединение разномастной, но беспрецедентно крепкой
региональной фронды, и в пылу политической борьбы упустил из виду заботу о
благополучии региона.
ИТОГ: федеральный Центр предпочел
не вносить кандидатуру Ходырева на переутверждение в ОЗС, понимая, что ни к
чему хорошему это бы не привело. ПОСЛЕВКУСИЕ: острый гастроэнтерит политической
этимологии.
Валерий ШАНЦЕВ (с середины «нулевых»
и по сей день).
ДИАГНОЗ – «крепкий хозяйственник».
СТИЛЬ – «просвещенный
авторитаризм». Да, что есть, то есть: рафинированным демократом и прозападным
либералом (впрочем, как и классическим коммунистом) Шанцева при всем желании
никто бы из вменяемых экспертов не назвал по определению. Да и пришел он в регион
не в результате прямых выборов, которые на тот момент были отменены по всей
стране, а в качестве «назначенца» и компромиссного «варяга со стороны», чтобы
(с точки зрения московского Кремля) вышло «ни нашим, ни вашим». Однако спустя
уже довольно непродолжительное время Шанцев умудрился зарекомендовать себя в
качестве «своего, местного» — поскольку есть все-таки у нас в обществе
целесообразная привычка судить не по месту рождения или прежней прописке, но по
деяниям. А «деяния» за 7 лет вообще-то налицо: колоссальное увеличение
областного бюджета, кардинальный рост внешних и внутренних инвестиций,
инновационный прорыв, жилищный строительный бум, массовое введение в
эксплуатацию ФОКов по всему региону, завершение печально знаменитых
долгостроев, усиливающаяся год от года социальная поддержка населения, et
cetera. И все это подтверждено объективными фактами и цифрами.
ИТОГ и ПОСЛЕВКУСИЕ еще только
предстоит когда-то осознать и проанализировать.
Собственно, в данный период времени
перевесом доказательного «позитива» губернаторство Шанцева и ознаменовано. Не
зря же действующий глава Нижегородской области, бьет, что называется, все
прежние рекорды, особенно в последнее время, по признанию его заслуг на,
подчеркиваю, общероссийском и даже международном уровнях: от официальных
правительственных наград и до лидерских мест в престижных рейтингах. Видно, что
пашет, не только сохранил интерес к работе, но и наращивает темп. Феноменальная
активность и инициативность даже для 20-летних парней…
Вышеперечисленное, разумеется,
отнюдь не означает, что все проблемы в регионе уже решены. Или что у Шанцева не
было недочетов или ошибок в работе. Конечно, были — и за них он иногда
справедливо подвергался вполне жесткой критике (огульные анонимные наветы в
расчет, естественно не берутся). Но главное – Шанцев не страдает синдромом
самолюбования, он умеет слышать оппонентов и делать соответствующие выводы. Что
закономерно идет во благо и ему, и региону.
Кроме того, Шанцев за свои почти 7
губернаторских уже может по праву именоваться «региональным аксакалом» в среде
нынешних глав субъектов РФ. Это вам не «один срок», и тем более не «досрочное
освобождение» от обязанностей, как в России часто бывало.
И вот здесь самое время вернуться к
изначальному вопросу о «политическом долгожительстве» на одном посту. Шанцев с
первых дней появления в регионе заявлял, что воплощение в жизнь сколько-нибудь
грандиозных губернаторских планов требует, по меньшей мере, два губернаторских
срока, и он намерен их отработать. Он знал, о чем говорил. И опыт его коллег по
данной сфере деятельности этот тезис подтверждает.
Полагаю, Нижегородская область
после стольких лет полярных по сути «экспериментов» над ней, вплоть до августа
2005 года, заслужила, наконец-то, относительно долгий период спокойствия и
стабильности – которая, помимо прочего, априори является залогом успеха
поступательного и надежного социально-экономического развития. Что мы, хуже
других регионов? Спорим, что нет.