На чьей стороне власть?
С ситуацией в Арзамасе, сложившейся в последние дни, нужно разбираться
очень тщательно, потому что когда вникаешь в реальные корни того, что произошло
и что еще происходит (процесс далеко не закончен), оказывается, что движущие
механизмы лежат не на поверхности. То, что бросается в глаза, на самом деле –
не главное.
Наибольшее внимание общества привлекает национальная
составляющая событий. Все случившееся трактуется в СМИ и в интернете как
очередной межнациональный конфликт. Действительно, фактор межнациональных
противоречий присутствует, но он здесь не определяющий, сам по себе он подобную
ситуацию бы не вызвал. Главное, что вызвало эту ситуацию – откровенное
недоверие населения нашим родным российским властям. Конфликт происходит,
прежде всего, между рядовыми жителями Арзамаса и властью, которая воспринимается
как коррумпированная, не заинтересованная в защите интересов населения и не
заслуживающая доверия.
Давайте посмотрим внимательно на требования, которые
выдвигались к властям на народных сходах и на специально организованной встрече
в ДК с участием приехавших чинов из Нижнего (в региональных силовых структурах
прекрасно понимают нерешенность вопроса и наличие серьезных оснований для
народного недовольства). И мы обнаружим, что основным было требование
справедливого суда над убийцами, с тем, чтобы они не избежали заслуженного
наказания и не получили условный срок. То есть, первым побудительным мотивом,
выведшим людей на улицы, было неверие в то, что власть без давления, без
превентивных силовых действий со стороны населения будет защищать законные
интересы потерпевших.
А уже вторым, менее важным мотивом было то, что ситуация
оказалась так или иначе связанной с местной национальной диаспорой (не
среднеазиатской, как поначалу пытались представить, а армянской). С армянской
диаспорой, которая, казалось бы, не доставляет больших проблем, по крайней
мере, в Центральной России. На юге России ситуация иная – там зачастую местные
жители совместно с армянами и другими этническими группами выступают против
заезжих чеченцев, которые беспредельничают. С другой
стороны, были серьезные конфликты в Ставропольском и Краснодарском крае между
местными русскими казаками и армянами, которые благодаря организованности своих
общин просто отжимали у местного населения экономическое пространство,
социальное пространство и не всегда вели себя правильно. Но ситуация в Арзамасе
оказалась для Центральной России одним из тех редких случаев, когда в центре
конфликта оказалась именно армянская община. И это, опять же, показатель того,
что у власти, у тех, кто формирует официальное общественное мнение, имеется
некая успокоенность – есть, мол, хорошие общины и есть проблемные. И армянская
община до последнего времени числилась в «хороших».
К сожалению, жизнь показывает, что если есть организованная
этническая община, ведущая бизнес, основанный на этнических связях, то вокруг
этого бизнеса неминуемо формируется и этнический криминал. И мы прекрасно
видели доказательства этого в данном случае, когда ответом на бытовой конфликт,
далекий от криминальной фазы, по звонку приехали молодые люди с битами, с
ножами, и устроили показательное избиение и убийство русских людей. Это уже
криминал, и криминал этнический, поскольку основан на этнических связях и
связан с интересами этнического бизнеса.
Поэтому формула «они здесь живут столетиями и поэтому у нас с
ними все хорошо» здесь не работает. Когда в дело втягивается этнический бизнес,
он обрастает собственным этническим криминалом и коррупционными связями с
местной властью. Именно эта связка сработала в Арзамасе. В городе прекрасно
знали о том, что между руководством городского управления внутренних дел и
этническими, в том числе армянской, общинами существуют давние «хорошие» связи,
которые иначе как коррупционными назвать невозможно.
Поэтому у людей и сложилось субъективное представление о том,
что правоохранители не будут заинтересованы в объективном расследовании
совершенного преступления и наказании по всей справедливости тех, кто убил
одного русского парня и покалечил другого. То есть, люди вышли с требованием
социальной справедливости, соблюдения законности, обращенным в первую очередь к
своим властям.
Этнический фактор здесь, хоть и присутствовал, но не был
главным. И дальнейшее развитие событий подтвердило ту тяжелейшую ситуацию,
которую власти создали в своих отношениях с народом. Ведь
когда состоялась встреча с жителями города в понедельник, то сам представитель
Следственного комитета Генералов обратился к собравшимся с предложением создать
инициативную группу, общественный комитет, который в дальнейшем мог бы
взаимодействовать с представителями следственных органов, с властями, чтобы был
двусторонний канал информации, позволяющий как-то влиять на ситуацию в городе.
Это показывает, что на самом деле власть не имеет совершенно никаких реальных
механизмов связи с народом. Политические партии здесь вообще не присутствуют,
это ноль. Где депутаты? Нет депутатов – никто не пришел, не предложил своих
услуг, не взялся за урегулирование ситуации. Депутаты избираются не для этого,
а для того, чтобы решать свои бизнес-проблемы
с помощью мандата.
Власть оказывается без механизмов связи с населением,
которое, в свою очередь, чувствует себя абсолютно беззащитным перед лицом
власти и поэтому готово на самые крайние действия, которые понимает как меру
необходимой самообороны. Ведь в городе после неудачной попытки взаимодействия
власти с народом случилось то, что можно назвать этническими погромами. Молодые
люди, неудовлетворенные обещаниями, которые давались со стороны областной и
городской власти, вышли на улицы и направились громить известные им точки армянского
бизнеса в городе, в частности то самое злосчастное кафе «Очаг».
Власть ведет себя по-слоновьи
неуклюже – на следующий день рядом со всеми точками, принадлежащими
представителям этнических диаспор, выставляет милицейскую охрану. Да, в
объяснениях звучат заявления о необходимости каких-то проверок, но горожанами
это воспринимается как полицейская охрана представителей армянской диаспоры от
дальнейших вспышек народного гнева. Власть подтвердила тем самым, на чьей
стороне она находится в этом конфликте. Особенно если учесть, что
госпитализированный молодой человек, товарищ погибшего арзамасца,
лежит без охраны, несмотря на выказанное им беспокойство. Он прекрасно
понимает, что в этой ситуации является, по сути, ключевым, едва ли не
единственным свидетелем, без которого власти останется только развести руками:
«мы все делали по закону, но мы не можем точно выяснить, что произошло, и
поэтому не можем наказать виновных». И эта явная несправедливость трактуется
горожанами совершенно однозначно.
Таким образом ситуация в Арзамасе – не столько конфликт на
этнической почве, сколько конфликт с действующей властью. Этнический фактор
здесь выступает лишь как спусковой механизм и катализатор процесса. И если мы
посмотрим на ту серию межэтнических столкновений, которая прокатилась по нашей
стране летом и осенью, и, по всей видимости, не остановится в обозримом
будущем, то мы увидим в основе многих из них тот же механизм, что и в Арзамасе.
Главная причина этих столкновений – не этнические
противоречия, а противоречия между незащищенным населением и коррумпированной
властью. Если вышестоящая власть (на местную надежды нет) все
же задумается по этому поводу, попытается сделать выводы с тем, чтобы повлиять
на ситуацию, решив проблемы, а не сделать вид, что все хорошо, то можно
надеяться, что кредит доверия властям со стороны населения будет продлен.
В противном же случае, тем более если это будет
связано с попыткой повесить на русских людей ярлык националистов и погромщиков,
мы увидим еще больший раскол между властью и народом. А конфликты будут продолжаться и принимать все более широкий характер. Вполне
возможно, даже без вмешательства этнического фактора.