На фоне пирамид
Полтора миллиарда рублей невыплаченных налогов, пени и
штрафов, взысканных с ТНС-Энерго после вмешательства Следственного Комитета, впрочем,
как и восемьсот миллионов рублей из этих средств, поступившие в бюджет
Нижегородской области, — это очень большие деньги.
Но, вряд ли этот возврат средств после уклонения от уплаты
налогов можно назвать системным явлением.
Разумеется, с одной стороны, это отражение неких проблем в
российской экономике. С другой стороны – частный случай. Ведь не со всех сейчас
стребуешь эти налоги, поскольку ситуация сегодня критичная (хоть и казалась
таковой уже давно).
Что касается энергетиков, то у них, безусловно, деньги есть.
Несмотря на рост неплатежей, живые деньги от населения и предприятий, объем
производства которых (как нам рассказывает нижегородская статистика) вроде бы
растет.
Отмечу следующее обстоятельство. С компании вдруг стали
требовать выплаты всех положенных налогов, раньше почему-то на недоплату
внимания не обращалось. С чего бы «ТНС Энерго» не платить раньше?
Дело в том, что такого рода компании имеют массу разнообразных
отношений с органами власти и различных добровольных и не очень обременений,
как правило, выполняя деликатные поручения, финансируя некие проекты и
вкладывая деньги в какие-то фонды. И подобные «ТНС Энерго» в таком случае
считают себя вправе недоплачивать что-то по официальным каналам, лишая части
положенных выплат бюджеты разных уровней. До поры до времени такие неформальные
договоренности сохраняются в силе, пока ситуация с наполняемостью бюджета не
становится критической. И тогда обо всех договоренностях забывается, и компания
сталкивается с серьезными наездами налоговых органов и, как следствие,
необходимостью делать отчисления в бюджет в полном соответствии с требованиями
закона.
Поэтому хотя такая ситуация и носит системный характер, но
складывается она в каждом регионе по-своему. Каждый губернатор сам выстраивает
отношения с такими компаниями. Я уверен, что бывший кировский губернатор Никита
Белых не коррупционер и не взяточник, однако, он не отрицает, что вменяемые ему
400 тысяч евро, он получил. А вот для каких целей… Восстанавливать храмы?
Строить дороги? Помогать хоккейной команде, или что-то другое? Таким нуждам в
каждом регионе несть числа.
В целом количество «серых» схем под нажимом «силовиков,
вероятно, будет уменьшаться, но я не думаю, что подобные «ТНС Энерго»
организации перейдут на исключительно «белые» отношения с властью. Вокруг
каждой такой компании стоят «семеро с ложкой» — губернатор, мэр, администрации,
налоговики, силовики, — и с кем из них она решится иметь такого рода
непрозрачные отношения, сказать сложно.
Очень важный вопрос – сколько представителей «ТНС Энерго» на
этих выборах идет во власть – в Законодательное собрание, в Государственную
Думу. Будет ли у нее достаточное число представителей в этих органах, чтобы
если не защищать ее от операций по возвращению утаиваемых доходов, то хотя бы
вовремя информировать о них, позволяя минимизировать потери.
Крупный бизнес, способный вот так единовременно выплатить
полтора миллиарда рублей задолженностей, вынужден оценивать оправданность
привычных «серых» схем, и иногда просто от них отказываться.
Что делать с возвращенными в бюджет Нижегородской области 800
миллионами рублей? Я не возьмусь советовать что-либо депутатам или
правительству региона. У нас система трат уже давно устоялась. Мы не умеем
вкладывать деньги в проекты, которые могут вернуться в бюджет в виде доходов.
Мы, по-прежнему, продолжаем тратиться на строительство «хеопсовых пирамид».
Я сомневаюсь, что правительство Нижегородской области обладает
ясным представлениям о том, какие отрасли экономики нужно поддерживать. Все,
что правительство умеет делать – это говорить о том, что эффективно находит
федеральные деньги для создания крупных инфраструктурных проектов,
целесообразность реализации которых проверить в ближайшее время невозможно
(Подозреваю, на этом и живет огромное количество чиновников).
Не вижу также у нашей власти способности помочь малому
предпринимательству. Несмотря на все разговоры и меры, малое
предпринимательство тухнет и дохнет. Атмосфера доверия в стране такова, что,
сколько ни вкладывай в поддержку малого и среднего бизнеса, все это не приведет
к результату. Требуются коренные изменения политического характера,
принципиально другие методы и средства.
В Нижегородской области хорошо научились «давать деньги», а
вот оценивать эффективность этих расходов совершенно не умеют, поскольку
главным арбитром является, как правило, одно лицо. А оно (это лицо) и ставит
задачи, и дает поручения, и оценивает результаты. Поэтому, на первый план
всегда выходит не эффективность, а интересы групп конкретных чиновников. В этих
условиях, как человек, оценивающий возможность каких-либо изменений, я скорее
пессимист.