Начался новый цикл смены политэлиты
Вторая половина 2005 года была наполнена важными для Нижегородской области политическими событиями. Среди них – выборы в местные органы власти как репетиция региональных выборов, смена губернатора и полпреда. Что означают эти изменения? Как отразятся их последствия на жизни в области в новом году? Политические итоги 2005 года в интервью «АПН-Нижний Новгород» подводит политолог Марат Баширов:
Марат, какие наиболее важные, на Ваш взгляд, политические события произошли в 2005 году в России и в Нижегородской области?
В России главное событие – введение новой системы назначения губернаторов. И второе – возникновение тенденции на возвращение в государственную собственность энергетических активов: то, что происходит с «Газпромом» и «Роснефтью», попытки и проекты поглощения различных нефтяных и газовых активов в стране, которые были или полугосударственными, или полностью частными.
В Нижегородской области, конечно, необходимо отметить начало смены политической элиты (был заменен губернатор), и этот процесс еще не завершен. Можно говорить о том, что этот новый цикл смены элиты завершится только после выборов в Заксобрание.
Я бы отметил также не очень удачное выступление партии «Единая Россия» на местных выборах. Имеются в виду в первую очередь выборы в городскую думу Нижнего Новгорода. Той группе, которая олицетворяла руководство «Единой России» в области, не удалось провести на пост председателя нижегородской гордумы своего кандидата – Мелешкина. Некая неурегулированность во взаимоотношениях в руководстве «Единой России» налицо.
Не факт для меня, что Люлин сохранит свое положение председателя Заксобрания и лидера «Единой России». Но об этом можно будет говорить только по итогам выборов в Заксобрание – если он проведет их удачно, значит, останется; если нет – то, очевидно, будет поставлен вопрос о его снятии.
Вот основные итоги.
Прошло пять месяцев со дня вступления в должность губернатора Шанцева. Можно ли сейчас оценить его работу, назвать какие-то положительные или отрицательные изменения, связанные с его деятельностью?
Он ничего не испортил. Это самый главный результат. Система, которая работала при Ходыреве, была достаточно устойчива. Работали люди, которые на самом деле были профессионалами, и многое из того, что было заложено при Геннадии Максимовиче, сейчас просто дореализуется Шанцевым.
Станет ли он полноценным губернатором Нижегородской области – опять таки можно будет сказать только после выборов в Законодательное собрание. Все будет зависеть от того, как он и его команда сыграют на этих выборах. Удастся ли им закрепиться в отделении партии «Единая Россия», в целом в Заксобрании, — покажут выборы.
Если у Шанцева это не получится (то есть у него не будет своей фракции, своей группы среди депутатов), то положение его будет менее устойчиво. Нельзя забывать, что фракция победившей партии сейчас имеет право представлять, выдвигать губернатора. И совершенно нельзя исключать следующий факт: если вдруг депутаты посчитают, что Шанцев работает недостаточно хорошо, они имеют право поставить вопрос о смене губернатора. Вот в чем главная опасность для Валерия Шанцева в настоящее время.
Насколько реальна такая опасность?
Если ему не удастся привязать к себе депутатов из нынешнего состава, которые изберутся, или поменять их, то такая вероятность достаточно велика. Особенно после того, как будет каким-то образом решен вопрос по Лужкову.
Всем понятно, что появление Шанцева было связано с решением вопроса Лужкова в Москве. Решится вопрос по Лужкову – соответственно, встанет вопрос и по Шанцеву.
Какие изменения будут происходить в Нижегородской области в 2006 году?
Самые главные изменения будут связаны с тем, что на нижегородские рынки пошел московский капитал. К чему это приведет – сложно сказать. Местные крупные по региональным масштабам предприниматели, конечно, будут оказывать сопротивление. Насколько успешно – зависит и от позиции Заксобрания, и от позиции администрации губернатора.
Все остальное вряд ли претерпит кардинальные изменения. Насколько я знаю, в федеральные программы, которые были заявлены в рамках национальных проектов, Нижегородская область пока не попала, а все остальное будет делаться руками федерации – те программы, которые касаются медицины, доступного жилья, сельского хозяйства. Тут структуры исполнительной власти Нижегородской области будут больше операторами, нежели инициаторами процессов.
Какой будет расстановка политических сил в области? Какие фигуры приобретут наибольшее влияние? Кто-то, может быть, влияние потеряет, поскольку сменился полпред и губернатор?
Полпред сменился, конечно, но команда его не никуда исчезла. Она как была, так и осталась. Эту региональную команду, экс-команду Кириенко, будет сейчас, наверное, олицетворять Люлин, поэтому можно назвать ее группой Люлина. Конечно, эта группа в скрытой форме оппонирует Шанцеву.
Большинство министров назначены Шанцевым, но они были ему рекомендованы, он их не сам подбирал, то есть это не его люди. А ситуацию, когда министры – не прогубернаторские, — мы уже видели, это уже было при Ходыреве. К чему это привело – тоже известно.
То есть влияние экс-полпреда Кириенко сохранилось в области?
Я думаю, что в меньшей степени надо говорить о Сергее Владиленовиче, в большей степени надо говорить сейчас все-таки о Люлине.
Как о самостоятельной фигуре?
Как о более самостоятельной фигуре, нежели это было несколько месяцев назад. И для него это тоже дебют.
В чем заключаются шансы Шанцева? В том, как он дебютирует в роли губернатора Нижегородской области. Так и Люлин дебютирует в роли более самостоятельного лидера региональной команды.
Эта ситуация не уникальна. Аналогичная ситуация с региональными группами влияния сложилась в Иркутской области. Туда тоже пришел губернатор не из этого региона. Но у иркутского губернатора положение более сложное. Там выборы прошли недавно, а здесь у Шанцева все-таки есть возможность повлиять на ситуацию.
Предыдущее Заксобрание демонстрировало в отношениях с губернатором свою независимость и самостоятельность. Заксобрание, которое будет избрано в марте этого года, сохранит такой образ или нет?
Я думаю, что они будут стремиться к этому. Во-первых, в Нижегородской области просто существует такая традиция: горячей любви между Законодательным собранием и губернатором не было никогда, на моей памяти, по крайней мере. Это более характерно для, скажем, Марийской или Чувашской республики. А в Нижегородской области демократия всегда была развита. Поэтому я думаю, что Заксобрание будет стремиться сохранить независимость.
Беседовала Нина Девяткина