Насколько опасно гипсовое производство?
Ответ
на этот вопрос наш корреспондент искал в финской глубинке
Мы уже
неоднократно рассказывали о строительстве гипсового завода и
гипсового карьера у деревни Гомзово в Павловском районе и волне
протеста местного населения против него. В июле завод, принадлежащий
французскому концерну, планируется запустить в эксплуатацию. Работать
пока он будет на привозном сырье (гипс будут возить из Уфы и Самары)
– начало разработки карьера пока перенесено. Это вызвало
очередной виток недовольства среди жителей Гомзово: дескать, гипсовая
пыль навредит экологии региона и здоровью людей. Наш корреспондент
отправился в небольшой живописный финский городок Киркконумми, где
гипсовый завод работает на привозном сырье.
«Крутили
пальцем у виска»
Финляндия
не первая европейская страна, где мне пришлось побывать по «гипсовой»
теме. Честно говоря, мне уже надоело спрашивать европейцев о вреде
гипсовой пыли. Каждый раз мне вежливо отвечали, что никакого вреда
нет, пожимали плечами, а некоторые крутили пальцем у виска. И вот
почему…
Район
Киркконумми правильно называть общиной: множество мелких поселений,
разбросанных по лесам и многочисленным заливам в получасе езды от
Хельсинки. 400 кв. км населяет около 38 тысяч человек – гораздо
меньше, чем в Павловском районе, где гордятся своей историей и
стараются не допустить к ней «варваров-французов».
Киркконумми можно назвать идеальным сочетанием промышленности,
культуры, экологии и туризма. Если Павлово — город «гусей и
лимонов», то этот финский городок позиционируется как
«незабываемый уголок природы».
В конце
Второй мировой войны на территории общины находилась советская
военная база. Кстати, и территория поселения относилась к СССР. На
холмах располагались артиллерийские точки, чтобы бомбить Хельсинки. В
заливах стояли подводные лодки. Был здесь и военный аэродром. Как
напоминание о том времени, остались только бункеры, куда сейчас водят
туристов.
В городке
множество музеев, в том числе и под открытым небом. Невдалеке от
гипсового производства находится холм с древним захоронением –
охраняемый государством памятник. С другой стороны гипсового завода
природоохранная зона, где обитают особо охраняемые государством белки
– летяги. По закону, на этой территории нельзя производить
никаких работ.
Многочисленные
достопримечательности привлекают в Киркконумми туристов со всего
мира. Летом сюда тянутся поклонники гольфа, а зимой – любители
горных лыж. Можно кататься на яхте по морю, на велосипеде или лошади
среди идиллических сельских пейзажей. Или рыбачить, собирать грибы и
ягоды, параллельно изучая каменные курганные захоронения бронзового
века. Для детей в Киркконумми есть парк домашних животных, где можно
поиграть с лошадками, свинками и т.д.
В
соседях — жилой микрорайон
Среди этой
красоты, помимо гипсового производства, есть цементный завод, завод
по переработке сахара и… производство нанореакторов для космической
промышленности. Тут же находятся штаб-квартиры «Нокии» и
«Эриксона». И на этом останавливаться не собираются: на
карте Киркконумми, которую мне показали в муниципалитете, серым
цветом отмечена зона возможного индустриального строительства. Это
около 70 процентов территории района. Поэтому многие приезжают сюда
работать из Хельсинки. На другой карте отмечены производства с
повышенным уровнем шума и пыли. Гипсовое производство на ней не
отмечено – «первенство» принадлежит сахарному
заводу.
Гипсовый
завод в Киркконумми начал работать в 1972 году. На нем производится
вся линейка продукции из гипса. Есть и ноу-хау – «гипсокартон
без картона» — влагостойкий материал на основе стекла.
Производятся и «акустические материалы» —
шумоизоляционный тяжелый гипсокартон. 70% продукции идет на нужды
Финляндии, остальное — на экспорт.
В
Скандинавии четыре подобных предприятия: в финском Киркконумми, а
также в Швеции, Норвегии и Дании. В трех из этих стран производства
находятся неподалеку от столиц государств. Кстати, в павловском
Гомзово планируется такой же завод, как и в Финляндии, с длиной
конвейера 450 м, только с использованием более совершенных
технологий. Среди европейцев финны больше всех помешаны на соблюдении
требований техники безопасности. На заводе не только нельзя курить,
мусорить и фотографировать, но и нужно по правилам подниматься по
лестницам, держась за поручни. Об этом везде висят соответствующие
таблички. Есть и свои «правила движения» — все обязаны
пропускать погрузчики.
Директор
завода в Киркконумми Питер Озимек имеет опыт работы в России на
аналогичном производстве в подмосковном Егорьевске.
— От
жителей ближайшей деревни поступали жалобы. Но их цель была не
выявление нарушений, а возможность что-то получить от завода, —
считает Питер Озимек. — Мне кажется, в Гомзово просто боятся
чего-то нового – это психологический фактор. Или в России мало
знают, что гипс – это экологически чистый материал, он не
наносит вреда здоровью. Гипсовый камень, который будет использоваться
в Гомзово, крупный, и от него очень мало пыли.
Гипсовый
камень в Киркконумми доставляют морем из Испании. В Финляндии от
порта выгрузки до завода – около километра. Мы едем по обычной
лесной дороге с белыми пятнами гипсовой пыли на обочине. В Павлово
пророчат чуть ли не вымирание населения от нее. В Европе гипсовая
пыль никого не смущает — Питер Озимек показывает на очищенный от леса
огромный пустырь у дороги, где будет строиться жилой микрорайон.
Также в
Киркконумми используют и “собственное“ сырье — отходы
производства и стройплощадок, ведь гипс можно неоднократно
перерабатывать. А вот синтетический гипс DSG
и бумагу на гипсовый завод доставляют из Германии, Великобритании и
Украины.
По словам
директора, работа на привозном сырье никак не сказывается на
производственном графике.
«Мы
с этим никогда не сталкивались»
В порту
ничего удивительного я не увидел: из сухогруза огромный экскаватор
высыпает породу прямо на причал. Невдалеке виднеются огромные горы
угля. Пыль я почувствовал только метрах в пяти от высыпающегося из
ковша гипса, когда захотел сделать удачный кадр. Питер посмотрел
укоризненно – я нарушил технику безопасности.
Потом этот
же экскаватор грузит породу в самосвалы, и гипс везут на завод.
Особых требований к его перевозке в одной из самых экологически
чистых стран нет. Но есть жесткие требования по уровню шума, пыли и
т.д. За их нарушение промышленники жестоко караются…
На
территории завода склад сырья – огромные груды гипса. Это тоже
никого не смущает.
Я
отправился в муниципалитет Киркконумми. По словам главного
архитектора, в Финляндии нет препятствий, чтобы производство
соседствовало с жилой зоной. Та же гипсовая и угольная пыль просто
должна оседать на производственной площадке. А по строительному плану
территория вокруг гипсового производства будет застроена коттеджами.
— Я
работаю здесь пять лет, — заметил директор подразделения по развитию
бизнеса муниципалитета Марко Тииринен, — и за это время население
увеличилось на 2 тысячи человек. Это развивающийся район, и любая
деятельность промышленников идет под контролем населения. Для этого
есть общественные слушания. Разрешение на строительство и любую
деятельность даем не мы, а федеральные структуры. Местные чиновники
ничего не решают… Требования к промышленникам стандартные –
соблюдение самых последних экологических технологий. Процесс
получения разрешения сложен и насчитывает 13 ступеней.
Кстати, в
России этих “ступеней“ гораздо больше. Но на мои вопросы
о возможных причинах боязни в России гипсового производства финские
чиновники ответить тоже не смогли: «Извините, но мы с этим
никогда не сталкивались…»
Фото
автора.
Оригинал
этого материала опубликован в газете «Московский
комсомолец» в Нижнем Новгороде».