 
             
               
             
             
             
             
            Национализм с повадками джентльмена
Рецензия на журнал "Вопросы
              национализма" (№1, 2010).
У национализма в России достаточно
              негативный имидж, следствием чего является в целом подозрительное отношение
              общества к тем, кто позиционирует себя в качестве националиста. Это наследие
              советского времени, когда национализм отождествлялся с чем-то темным и
              неприятным, с чем-то, что препятствовало «построению коммунизма». Впрочем, с
              крушением СССР ситуация в этой сфере не особо изменилась. Единственное, что
              национализм из вопроса взаимоотношения наций превратился, наряду с футболом и
              политикой, в тему, в которой экспертом считает себя практически каждый
              россиянин. Следствием этого является полнейшая профанация самого дискурса о
              национализме.
Однако это не испугало издателей и
              редакторов нового журнала «Вопросы национализма». Первый номер журнала дает
              надежду, что если будет продолжена наметившаяся тенденция, то проблема
              превращения национализма в респектабельное понятие окажется хоть в чем-то
              решена. Среди статей, которые были собраны под обложкой «Вопросов
              национализма», можно обнаружить и историческую статью научного редактора
              журнала Сергея Сергеева «Дворянство как идеолог и могильщик русского
              нациостроительства», и актуально-политическую статью главы Института
              национальной стратегии, блестящего российского политического философа Михаила
              Ремизова «Нация: конструкт или реальность?». Тут и текст отечественного
              политолога Павла Святенкова «К вопросу о нации». Даже можно прочитать интервью
              одного из «могикан» русского национального движения – Игоря Шафаревича. Этими
              именами отнюдь не исчерпывается содержание первого номера журнала. Но эти имена
              интересны тем, что, как кажется, именно они представляют собой методологическую
              основу не только данного номера, но и позицию редакции.
Наиболее интересен с точки зрения
              эпистемологических оснований современных русских националистов материал Михаила
              Ремизова, который старается примирить две парадигмы в исследовании феномена
              национализма – примордиализм и конструктивизм. С точки зрения политического
              философа, изучение таких сложных и многоплановых феноменов возможно лишь тогда,
              когда не просто существует национальное сознание, которое и должен изучать
              ученый, но когда ученый сам ангажирован этим сознанием, когда он может постичь
              ценности, лежащие в основе нации, изнутри самой нации. В этом смысле, познавая
              национальные ценности, которые существовали вне и помимо этого ученого, то есть
              существовали примордиально, ученый сам творит ту социальную реальность, в
              которой живет. В том числе трансформирует и те национальные ценности, на
              которые был направлен его пытливый взгляд. Таким образом, изначально
              примордиальное национальное сознание становится искусственным конструктом,
              который в своем ядре сохраняет черты изначальности. Делая такой ловкий ход,
              Михаил Ремизов соединяет популярный на Западе конструктивизм с примордиализмом,
              сохраняющим свои позиции в России.
По иному пути идет Павел Святенков,
              утверждающий, что в основе нации лежит стремление сообщества к свободе, которое
              в современном мире достигается исключительно в результате вынесения
              эксплуатации вовне. Иными словами, европейские нации стали возможны только
              тогда, когда промышленный капитализм позволил европейцам превратить весь
              основной мир в свои колонии. Впрочем, Святенков не вполне последователен. Так
              он приводит в качестве примера древней нации – спартанцев, которые, превратив
              соседей в илотов, смогли сделать себя свободными, а следовательно, стать
              нацией. Однако возникает вопрос, почему спартанцев можно считать нацией, а
              жители Древнего Урука или египтяне, проживавшие в номе Фивы, таковыми не
              являются. В конце концов, наиболее древний символ, обозначающий понятие
              «свобода», принадлежит именно шумерам, а отнюдь не грекам.
Завершается журнал рецензией на
              творчество именитого колумниста-националиста начала XX века Михаила Меньшикова,
              которая как будто бы приурочена к 150-летию со дня рождения этого радетеля за
              русский народ. Не совсем понятно, чем был обусловлен выбор именно этой
              персоналии. Ведь, если редакция «Вопросов национализма» стремится к
              респектабельности, едва ли пристало чествовать человека, известного своим
              радикализмом. Скорее, следовало бы обратить внимание на человека, сделавшего
              национализм предметом философского дискурса, – Владимира Соловьева. Тем более
              что в 2010 году исполняется сто десять лет со дня его смерти.
Оригинал этого материала
              опубликован в Русском журнале.
 
                   
                  
 
              









 
              

