Не стоит прибедняться
Умный парень, публицист и музыкант, а пишет недавно вот что.
Российская культура, пишет он, переживает
такой зловещий и кошмарный упадок, страна наша демонстрирует такую низость и
пошлость, что желание Украины бежать прочь от России становится даже понятным.
Не хотят они питаться такой ничтожной
культурой.
Ну, это как посмотреть.
Только что Украина неистовым образом голосовала
за Сергея Лазарева на «Евровидении».
Если вы думаете, что это случайность — то вы
ошибаетесь. Это данность.
Ещё задолго до Майдана и войны была в журнале
«Огонёк» статья по поводу того, что российская «попса» — один из важнейших
элементов поддержки русского языка на Украине.
Воистину так.
Российская попса, и шансон, конечно же, тоже
— играли там повсюду.
Да и по сей день много где звучат эти
приставучие мелодии.
Российские слушатели часто судят об
украинской музыке по таким группам, как «Океан Эльзы» и «Бумбокс», но, на самом
деле, эти команды (и ещё пяток других) — скорей, исключение.
Украинская поп-музыка и украинский шансон —
не поверите — куда хуже, чем российский, и, более того, по отношению к
российскому всё то, что там делают — абсолютно вторично.
Всю недолгую историю своей независимости Украина даже в Европу
шла через Россию, делая заметный крюк — ток-шоу, принципы построения эфирной
сетки, сама журналистская школа, продюссирование как таковое — всё это делалось
по-русски, с российской подачи, по российским лекалам.
Если вы всерьёз верите, что Украина, после
крымских и прочих событий, решила от всего этого навек убежать — вы ошибаетесь.
Никуда она не убежит — это форма её существования, единственно возможное и не
преодолимая — потому что большинство украинского населения вовсе не собирается
ничего преодолевать.
Понятно, что украинскую интеллигенцию вовсе не радуют — как и
местную! — все эти наши «голубые огоньки» и чудовищные российский кинокомедии.
Но украинская интеллигенция понимает, что у всякой
луны есть оборотная сторона.
Россия — это не только «ёлки», и тому
подобные поделки!
Здесь совсем недавно снимал свои фильмы
Алексей Балабанов. Здесь работают Попогребский, Михаил Сегал, Борис Хлебников,
Сигарев, Буслов. И Кирилл Серебренников тоже работает здесь!
Здесь Александр Велединский снял «Русское» и
«Географ глобус пропил».
Здесь имеются Евгений Миронов и Чулпан
Хаматова. И Андрей Звягинцев, друзья мои, здесь снял все свои фильмы. И даже,
как не крути, Андрей Кавун — уехавший в страшной обиде на свою историческую
Родину — отличный «Кандагар» сделал здесь; и я не очень уверен, что там он
снимет что-то сопоставимое.
И если вы скажете, что все перечисленные
работали и работают здесь «вопреки» — расценить это можно исключительно как
шутку.
Тот же самый Кавун в любой момент может
вернуться и снова начать тут снимать. Если уже не вернулся: Россия — щедрая
душа.
В России пишут Улицкая и Лимонов, Александр
Терехов и Евгений Водолазкин, Кучерская и Марина Степнова. Пелевин и Сорокин,
наконец. Да и Быков Дмитрий тоже никуда не уехал.
Андрухович, Жадан и Нестеренко — хорошие
писатели, но, право слово, Елизаров, Шаргунов и Садулаев едва ли хуже.
В России по-прежнему играют и поют «Аквариум»
и «ДДТ», «Алиса» и «Ва-Банк», Градский, Розенбаум, Бутусов, «Крематорий», «7
Б», «АукцЫон», Земфира, Инна Желанная, Елена Фролова, Чичерина и Арбенина.
Ёлка и Iowa даже на Украине популярней любых
украинских барышень, работающих в том же жанре.
Ничего в украинском рэпе сопоставимого с
Бастой-Ноггано или “25/17” даже рядом нет.
Упаси Господь нас обидеть украинского нашего
собрата: никакой попытки унизить его нет.
Очевидно, что не только на Украине, но и в
любой из прибалтийских стран, и в Беларуси тоже есть и великолепные театральные
режиссёры, и сильнейшие музыканты, и поэты известные — но, увы и ах, даже в
нынешнем своём состоянии Россия выглядит масштабней.
Может быть, здесь традиции и охват чуть шире,
может быть, здесь элементарно больше людей, и больше, да-да, возможностей —
потому что нефть, потому что газ, потому что лес.
Если украинскую культуру сравнивать по
масштабу с кем-то — для удобного масштабирования надо брать не всю Россию
целиком, а некую область, одну; ну, две от силы.
Хоть даже и Нижегородскую.
У нас здесь есть прекрасная поэтесса Марина
Кулакова, есть ещё Елена Крюкова и Чурдалёв Игорь. Есть успешный автор
увлекательнейших книг Николай Свечин. Есть Арсений Гончуков, собравший
множество кинопризов. Есть братья Кристовские, есть группа «Хроноп» и группа
«Новые ворота». Есть своя театральная школа, есть свои виртуозы, свои
художники, свои мастера в любом деле…
Одним нам, конечно же, с сорокамиллионной
Украиной тягаться не так просто — но если Казань подтянуть… Понимаете?
Нужно, в конце концов, уметь ценить то, что
имеем.
Наши представления о соседях очень часто —
ложные, наносные, случайные.
Если вас мутит от российского шансона — это
вовсе не означает, что где-нибудь в Польше люди слушают исключительно «Пинк
Флойд» и радикально от нас отличаются. Нет, всё куда сложнее: «Ленинград» и
«Любэ» собирают в Польше стадионы!
И если послезавтра эти группы вдруг окажутся
в Киеве — то стадионы будут и там.
Не стоит прибедняться, дорогие друзья.
Хвастаться тоже не стоит.
Просто храните трезвость рассудка.
На территории не только бывшего СССР, но и
Варшавского блока тоже — Россия главный культурный игрок, законодатель мод и
антимод.
Ничего не попишешь.